В современных условиях вуз выступает организатором целенаправленной работы по сохранению и укреплению здоровья студенческого контингента, расширению их функциональных возможностей, совершенствованию физической подготовленности. Рационально организованный учебный процесс по физическому воспитанию в высшем образовании направлен на формирование физической культуры личности, способности целесообразного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, содействуя подготовке к будущей профессиональной деятельности. Не учет индивидуальных особенностей занимающихся, в частности его мотивов и потребностей при организации процесса по физическому воспитанию снижает эффективность занятий по дисциплине «Физическая культура».
В то же время, в период обучения в вузе, вопросы физического совершенствования становятся второстепенными и менее значимыми по сравнению с вопросами получения профессиональной подготовки, трудоустройства, служебной карьеры, общественной деятельности, создания семьи и воспитании детей [1, с. 25]. По мнению ряда ученых на современном этапе развития системы высшего образования важное значение имеет не только профессионально – прикладная направленность занятий физической культурой, но и стимулирование двигательной активности студентов [2 с. 90].
Исследователями установлено, что обязательные учебные занятия по физической культуре в вузе обеспечивают двигательную активность студентов только на 35-50 % от оптимального среднесуточного объема [3, с. 22]. Вместе с этим, достаточный объем двигательной нагрузки, по данным ряда исследователей, должен составлять не менее 6–8 часов в неделю [4, с. 240]. Двигательная активность, являющаяся неотъемлемой частью полноценной жизни любого студента, позволяет более полноценно решать задачи физического воспитания, обеспечивая ему физическое и психологическое благополучие [5, с. 172].
Система педагогических воздействий в процессе физического воспитания должна быть направлена на привлечение студентов к осознанным занятиям физическими упражнениями, формированию у них активного интереса к физкультурно-спортивной деятельности [6, с. 48]. Важной задачей становится формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни. Одним из современных подходов к организации физического воспитания является свободный выбор студентами той или иной физкультурно-спортивной специализации для обязательных занятий по программе «Физическая культура».
В последнее время отмечается увеличение количества работ, в которых изучению мотивационного фактора стало уделяться больше внимания, поскольку, только изучив индивидуальные особенности студента, можно подобрать тот или иной вид двигательной активности, который позволит развить интерес к занятиям физической культурой и спортом, а это в дальнейшем, будет способствовать формированию его профессиональных качеств. Недостаточная разработанность вопросов о мотивах и целях занятий физической культурой студентов вуза, а также причинах снижения активности их участия в обязательных и дополнительных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, падения интереса к этим занятиям, требует усиления исследований в этой области.
Целью исследования явилось выявление мотивов занятий физической культурой и спортом студентов вуза, имеющих различный режим двигательной активности.
Для ее достижения применялась следующие методы. Изучение мотивов занятий физической культурой и спортом осуществлялось путем анкетирования с применением анкеты М.М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культуры». Студентам предлагалось дать количественную оценку (от 1-го – не согласие с утверждением, до 5-и – абсолютное согласие) утверждениям, характеризующим такие мотивы, как самосохранение здоровья, совершенствование фигуры, двигательная активность, приобретение практических навыков, физкультурно-спортивные интересы, соперничество, удовольствие от движений, подражание, привычка, положительные эмоции. Для количественного анализа полученных результатов использовался метод оценки достоверности различий по t-критерию Стъюдента.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» (далее НВГУ), где студентам всех факультетов в начале учебного года предоставляется возможность свободного выбора одной из нескольких физкультурно- спортивных специализаций, а также свободной их замены в течение года.
В исследовании приняли участие 78 студентов, обучающихся на 1-3-х курсах НВГУ, которые были дифференцированы по двум группам: в первую вошли студенты (39 человек), чей двигательный режим был ограничен обязательными занятиями физической культурой, в рамках изучения обязательной дисциплины; во вторую (39 человек) – двигательный режим расширен дополнительными физкультурно-оздоровительными или спортивными занятиями.
В таблице 1 представлен сравнительный анализ проявления мотивов, побуждающих заниматься физической культурой и спортом юношей – студентов вуза, имеющих различную двигательную активность.
Таблица 1 – Сравнительный анализ мотивов занятий физической культурой и спортом юношей с различной двигательной активностью
№ |
Мотивы |
Двигательный режим ограничен обязательными занятиями по ФВ |
Двигательный режим расширен дополнительными занятиями по ФКиС |
Достоверность различий |
|||||
M |
m |
σ |
M |
m |
σ |
t |
p |
||
1 |
Самосохранение здоровья |
3,64 |
0,21 |
1,29 |
4,28 |
0,15 |
0,94 |
2,48 |
<0,05 |
2 |
Самосовершенствование |
3,82 |
0,20 |
1,23 |
4,44 |
0,13 |
0,82 |
2,60 |
<0,01 |
3 |
Двигательная активность |
3,68 |
0,18 |
1,11 |
4,31 |
0,10 |
0,62 |
3,06 |
<0,01 |
4 |
Долженствование |
3,41 |
0,16 |
0,99 |
4,23 |
0,12 |
0,78 |
4,10 |
<0,001 |
5 |
Приобретение практических навыков |
3,26 |
0,18 |
1,14 |
4,23 |
0,14 |
0,90 |
4,25 |
<0,001 |
6 |
Общение |
3,85 |
0,17 |
1,04 |
4,36 |
0,13 |
0,81 |
2,38 |
<0,05 |
7 |
Доминирование |
3,69 |
0,20 |
1,24 |
4,46 |
0,14 |
0,85 |
3,15 |
<0,01 |
8 |
Физкультурно-спортивные интересы |
3,33 |
0,17 |
1,09 |
4,04 |
0,14 |
0,85 |
3,22 |
<0,01 |
9 |
Соперничество |
3,27 |
0,19 |
1,18 |
4,12 |
0,13 |
0,78 |
3,69 |
<0,001 |
10 |
Удовольствие от движений |
3,92 |
0,14 |
0,85 |
4,33 |
0,11 |
0,68 |
2,30 |
<0,05 |
11 |
Подражание |
2,82 |
0,23 |
1,47 |
3,56 |
0,23 |
1,43 |
2,28 |
<0,05 |
12 |
Привычка |
3,46 |
0,15 |
0,96 |
3,95 |
0,14 |
0,90 |
2,39 |
<0,05 |
13 |
Положительные эмоции |
3,73 |
0,17 |
1,05 |
4,19 |
0,12 |
0,77 |
2,21 |
<0,05 |
Студенты, имеющие ограниченный физкультурными занятиями объем двигательной активности имеют показатели проявления изучаемых мотивов достоверно ниже, чем у их сверстников, занимающихся физической культурой и спортом дополнительно к учебным занятиям.
В группе студентов, чей двигательный режим расширен дополнительными занятиями двигательной направленности, показатели проявления мотивов более однородны, по сравнению с результатами юношей, которые посещают только обязательные занятия по физической культуре. Данный факт констатирует о неоднородности этой группы, в ней присутствуют как студенты с позитивным отношением к занятиям физической культурой, так и имеющие отрицательное отношение. Свободный выбор физкультурно-спортивной специализации в рамках обязательных занятий по физической культуре позволил части студентов с низким объемом двигательной активности изменить отношение к физической культуре и спорту.
В группе студентов с повышенным объемом двигательной активности отмечается разброс показателей в проявлении мотива подражание: низкие показатели были обнаружены у студентов, имеющих спортивные достижения (успешные в спорте) – для них подражание, как мотив, побуждающий к занятиям физическими упражнениями, является малозначимым, высокие – у приобщившихся к спортивным занятиям, обучаясь в вузе – они отметили о желании заниматься физической культурой в связи с модой и престижностью этих занятий среди молодежи.
В таблице 2 представлены доминирующие и малозначимые мотивы занятий физической культурой и спортом у юношей.
Таблица 2 – Выраженность мотивов занятий физической культурой у студентов вуза, имеющих различный двигательный режим
Проявление мотивов |
Двигательный режим ограничен обязательными занятиями по ФВ |
Двигательный режим расширен дополнительными занятиями по ФКиС |
Доминирующие |
Стремление к доминированию; стремление к самосовершенствованию |
|
Значимые |
Получение удовольствия от движений; общение; стремление к самосовершенствованию |
Двигательная активность; получение удовольствия от движений |
Малозначимые |
Подражание; приобретение практических навыков в физкультурно-спортивной деятельности; соперничество; физкультурно-спортивные интересы |
Так, юноши, имеющие низкую двигательную активность, к числу значимых мотивов занятий физической культурой отнесли желание иметь красивую фигуру и сильные мышцы. Они получают удовольствие от занятий, что объясняется фактом самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации для обязательных занятий по физическому воспитанию. Для них, также важным является возможность общения в процессе физкультурно-оздоровительных занятий.
Малозначимым мотивом для данного контингента является интерес к физкультурно-спортивной работе в вузе, они стараются не принимать в ней участие. Этой группе студентов не нравятся спортивно-массовые мероприятия, связанные с соперничеством и борьбой. Они не готовы использовать опыт, полученный на учебных занятиях в своей будущей жизни.
У юношей, чей двигательный режим расширен дополнительными занятиями физической культурой и спортом доминирующими мотивами явились стремление к доминированию, стремление к самосовершенствованию. Они считают, что систематическое выполнение физических упражнений позволяет решать воспитательные задачи, развивать морально-волевые качества. Значимыми для них мотивами явились возможность осуществления двигательной активности, а также получение удовольствия от движений. Они находят возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют им радость.
Подтвердилась малая значимость мотива подражания для студентов с низким объемом двигательной активности.
Таблица 3 – Уровень мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза, имеющих различный объем двигательной активности
Уровень мотивации |
Двигательный режим ограничен обязательными занятиями по ФВ, % |
Двигательный режим расширен дополнительными занятиями по ФКиС, % |
Низкий |
7,7 |
- |
Средневыраженный |
48,7 |
20,5 |
Высокий |
43,6 |
79,5 |
Изучение уровня мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза, имеющих различный объем двигательной активности (таблица 3), позволило констатировать о наличии высокой степени проявления мотивов у 79,5% юношей, чей двигательный режим расширен дополнительными занятиями физической культурой и спортом и только у 43,6% студентов, получающих физическую нагрузку только на обязательных занятиях по физическому воспитанию. Низкий уровень мотивации был выявлен у 7,7% молодых людей со сниженным объемом двигательной активности. Студенты со средневыраженной мотивацией к занятиям являются объектом пристального внимания преподавателей и требуют поиска средств, методов и условий педагогических воздействий, что позволит в дальнейшем повысить их интерес и улучшить их отношение к физкультурно-оздоровительным и спортивным занятиям.
Проведенное исследование позволило выявить различия в проявлении мотивов у юношей – студентов вуза, имеющих различный режим двигательной активности, а также выделить для каждой группы наиболее актуальные, действенные, побуждающие заниматься физическими упражнениями мотивы и те, которые не оказывают заметного побуждающего влияния на активность. Результаты проведенного исследования позволяют констатировать о наличии более выраженной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у юношей с расширенным объемом двигательной активности и неоднородности группы студентов со сниженным объемом двигательной активности, часть которой положительно относится к занятиям физической культурой и спортом, что требует поиска путей расширения объема их двигательной активности.
Библиографический список
- Чепаков Е.М., Винкович М.В., Осипова Л.Ф. Социальная значимость анализа взаимосвязи физической активности и интеллектуального потенциала студентов современного вуза // Социология и право. 2015. №4 (30).
- Бриллиантова О.О. Содержание двигательной активности студентов вузов // Современные образовательные технологии. 2015. №2.
- Ивановская Т.В. Оптимизация учебного процесса в институте физической культуры на основе мониторинга состояния здоровья, функционального и физического статуса студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов-н/Д. 2003.
- Минибаева Е.Д., Васильева А.Г. Разработка методики определения и оценки сформированности уровня двигательной активности студента технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3.
- Наскалов В.М., Мудров М.Ю. Взаимосвязь показателей здоровья с характеристиками физической подготовленности и двигательной активности студентов вузов // Вестник полоцкого государственного университета. 2011. №15.
- Пащенко Л.Г., Коричко А.В. Эффективность физического воспитания студенток вуза в условиях самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12.