Главенство массовой культуры в современном обществе и наводнение ТВ соответствующим продуктом, создает впечатление, что отечественная музыкальная сцена представлена исключительно музыкантами и группами развлекательного жанра, которые не могут стать полем для текстового анализа. Тем не менее, российская музыка включает в себя не только популярных артистов, но и группы, чье творчество является достаточно уникальным и интересным, с позиции гуманитарных наук. Можно привести такие коллективы как: Otto Dix, Калинов Мост, Легион, Мастер, Оргия праведников, Черный кофе и др. Этот ряд можно продолжать достаточно долго, но их известность не идет так далеко, как у поп-групп.
В данной статье мы коснемся творчества «Оргии праведников». Группа появилась в 1999 году, когда объединились Сергей Калугин и арт-рок-группа ARTель». Уже в самом названии заложена, казалось бы, противоречивость творчества, но, с другой стороны, кроме привычного значения, оргия – это особый тайный культовый обряд, ночное священнодействие. И получается, что противоречие лежит лишь на поверхности, а если посмотреть глубже, то его нет. Подобно названию, тексты песен группы также наполнены философским смыслом.
За 17 лет команда выпустила лишь 5 студийных альбомов. Несмотря на незначительное их количество, в каждом произведении есть определенный смысл, на который стоит обратить внимание. Не представляется возможным в одной статье охватить все творчество коллектива, постараемся разобрать лишь некоторые песни «Оргии праведников».
В композиции Армагеддон FM явственно прослеживаются религиозные мотивы, само название уже отсылает к месту битвы добра со злом в конце времен – Армагеддон.
«Время кончилось в восемь часов,
И Полынь, загремев, навернулась»
Под Полынью, понимается апокалиптическая Звезда: «Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» [1].
«Вы зря подпираете дверь –
Вам не закрыться:
Апокалипсис у входа!» [2]
Здесь, вновь, видим христианскую терминологию. Апокалипсис употребляется в значении конца света, наряду с термином Армагеддон, дословный перевод с греческого языка, означает раскрытие, откровение. В контексте песни, возможно, использование именно первого значения, на это могут указывать следующие строки:
«Глупый, смешной человек!
Ну, зачем ты играл против нас
В этом театре абсурда?
Вот и закончен твой век,
А ты так и не смог научиться
Приветствовать утро!»
В них говорится о конце света, наступлении Армагеддона.
Еще одной песней, в которой затронуты христианские мотивы, является «Гимн» [3].
«…Сhristus rеgnаt! Любовь затопила меня».
Здесь мы видимо прямое обращение к Господу на латыни, дословный перевод фразы «Иисус царствует!», что может явиться отсылкой к Средневековью, когда в Европе главенствовала церковь во всех сферах жизни, главным языком выступал именно латинский.
« Кто был мертвым – Тот ныне воскрес,
Камень гроба отвален, и нет Его здесь».
Это прямое упоминание воскрешение Христа.
«Самаэль! Разомкни нашу смерть.
Габриэль! Прикажи нам смотреть.
Михаэль! Дай нам пламя с небес».
Самаэль – один из демонов ада, ангел смерти. Габриэль – «помощник Бога», европейская традиция православного имени Гавриила. Михаэль – Святой Архангел Михаил. Таким образом, уже первые строки песни наполнены христианскими мотивами, причем, именно западной традицией, а не православной. Здесь и обращение к Христу на латыни, и упоминание имен Архангелов на европейский манер.
«…Руку, Мастер! Мы можем лететь.
Реки тела наши примут, и вот мы
Ликуем в потоках, царим водопадами,
Влагою падая в листья прохлады,
Пьем Бога, разлитого в тающем воздухе».
Здесь говорится о единении с Богом, о стремлении воссоединится с ним, примкнуть к Небесам. А далее:
«Вечность пришла, мы бессмертны, как ангелы,
Пальцы сомкнувши на горле мгновения,
В облаке ветра взмываем над скалами –
Единосущны, единобезвременны…»
Воссоединение произошло, они прикоснулись к Божественному, стали единой частью с Богом и стали как ангелы – бессмертны.
«И мы в праве смотреть
В праве слышать, как трубы поют вдалеке
Всё сильней содрогается твердь
Единороги выходят к реке
Рекам, драконам, ветрам, водопадам,
Цветам хрусталя, восходящим из брения,
Птицам рассвета, святыням Заката –
Благословение, благословение!»
Под шум далеких труб Архангелов, содрогается земля, появляются единороги. Единороги и драконы, о которых идет речь, в средневековых легендах и сказках, отводилась немаловажная роль. На них устраивали охоты (см. цикл шпалер «Охота на единорога», «Битва Святого Георгия с драконом» и др), единорог выступал эмблемой Девы Марии, изображениями данных существ украшали гербы дворяне. И в конце звучит «благословение, благословение», то есть прославление, восхваление Господа Бога.
И в конце звучит:
«Аdоrаmus tе, О Сhristе Dоminum!»
«Взываем к тебе, о, Христос!»
Из краткого анализа «Гимна», видно, что данное произведение полностью наполнено религиозными мотивами, которые отсылают нас к европейской средневековой традиции.
Немного иного плана, является произведение «Восхождение чёрной луны» [4], несмотря на наличие философии, и религиозных мотивов, здесь уделяется внимание уже не христианству, а восточным религиям. Уже в первом четверостишие идет обращение ни к Богу, а Богам, такая множественность характерна для Востока.
«Над обрывом стою – Боги! Боги! Как берег крут!»
А далее:
«Мертвой свастикой в небе орел повис…»
Данный символ встречается уже в VIII тысячелетие до нашей эры, но само значение «свастика» имеет санскритские корни. Наиболее характерна именно для индийской культуры, в частности, традиционно рассматривается как солярный знак – символ жизни, щедрости и изобилия, напрямую связана с культом бога Агни. Широко используется джайнистами и последователями Вишну и является буддистским символом.
«Что приблизилось время Огня в Небесах,
Что приблизился час восхождения чёрной Луны».
«Огонь в Небесах» – это отсылка к божеству Агни, олицетворяющий огонь, домашний очаг, жертвенный костер и, который, представляет тройственный аспект огня: в небесах как Солнце, в воздухе как молния, на земле как обычный огонь. Согласно Авестийской Школе Черная Луна – это показатель темной кармы, всех злых дел и грехов человека. Употребляется еще значение Друдж – антитеза Аши в Зороастризме. И далее в тексте:
«Я когда-то был молод – так же, как ты.
Я ходил Путем Солнца – так же, как ты.
Я был Светом и Сутью – так же, как ты.
И был Частью Потока – так же, как ты!
Но с тех пор, как Она подарила мне взор
Леденящие вихри вошли в мои сны
И все чаще мне снились обрыв и костер
И мой танец в сиянии чёрной Луны»
Путь Солнца – это путь света, познания, каким шел вначале человек, а потом произошла смена на Путь Луны, то есть Путь Добра сменился Путем Зла, который одержал верх в извечной борьбе.
Последние строки песни говорят о том, что Путь Луны охватил всю Вселенную, что надежда на победу Добра оказалась тщетной, единственное, что осталось – это подчинится Чёрной Луне, оставляя себе лишь чувство вины:
«Ведь в этом мире мне нечего больше терять
Кроме мертвого чувства предельной вины
Мне осталось одно – это петь и плясать
В затопившем Вселенную пламени чёрной Луны».
В завершении хотелось бы упомянуть произведение «Rex» [5], которое представляет собой фрагменты католической заупокойной мессы «Requiem», исполняется на латыни. К данной тематике обращались многие композиторы прошлого такие как: М. Гайдн, В.А. Моцарт, А. Сальери, И. Брамс, А. Дворжак и другие.
Весь текст песни представляет собой, в той или иной мере, обращение к Господу и Божественном наказании:
«О, справедливый Судья мщения,
сотвори дар прощения
перед лицом судного дня.
Я воздыхаю подобно преступнику:
вина окрашивает мое лицо.
Пощади молящего, Боже.
Пощади молящего, Боже…
Вечный покой даруй им, Господи,
и свет непрестанный пусть им сияет
Тебе, Боже, поется гимн в Сионе,
И Тебе дают обеты в Иерусалиме…
Итак, когда Судия воссядет, —
Никто не останется без наказания.
Кто ни скрылся, тот появится.
Ничего не останется!»
Хоть и достаточно явственно, но религиозные мотивы здесь используются напрямую: взят текст Requiem, который напрямую связан с латинским религиозным обрядом.
Тексты песен Оргии Праведников наполнены философией с глубоким подтекстом, кроме того, они очень часто обращаются к религиозным мотивам, не только христианства, но и восточных религий. Для более полного и детального освещения данной темы, требуется владеть огромным материалом по философии, религии, филологии и другим наук. Мы же лишь постарались осветить малую часть огромного творчества уникальной отечественной группы Оргия Праведников.
Библиографический список
- Православный календарь // Откровение Иоанна Богослова. URL: http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_otkr8.htm (дата обращения: 19.04.2016).
- Армагеддон FM. URL: http://orgius.ru/txt/armageddon_fm.html (дата обращения: 19.04.2016).
- Гимн. URL: http://orgius.ru/txt/gimn.html (дата обращения: 19.04.2016).
- Восхождение чёрной луны. URL: http://orgius.ru/txt/voshojdenie_chernoj_luni.html (дата обращения: 19.04.2016).
- Rex. http://orgius.ru/txt/rex.html (дата обращения: 19.04.2016).