Общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран в последние годы продолжают оставаться меры, направленные на мобилизацию доходов бюджетов. В Канаде, Словакии, Словении были увеличены ставки подоходного налога в отношении лиц с высоким уровнем дохода. Израиль перешел к прогрессивной шкале налога.
Максимальная ставка НДФЛ с 2007 года увеличена в 18 странах – членах ОЭСР.
Таблица 1 – Налоговые доходы государственного бюджета (долл. США на душу населения) [4]
Страны |
Налоговые доходы |
Темп прироста, % |
||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2011/ 2010 гг. |
2012/ 2011гг. |
2013/ 2012гг. |
2014/ 2013гг. |
2014/ 2010гг. |
|
Германия |
14616 |
16403 |
15723 |
16873 |
17274 |
12,2 |
-4,1 |
7,3 |
2,4 |
18,2 |
Великобритания |
12868 |
13761 |
13606 |
14094 |
14995 |
6,9 |
-1,1 |
3,6 |
6,4 |
16,5 |
Франция |
17491 |
19413 |
18636 |
19836 |
19877 |
11,0 |
-4,0 |
6,4 |
0,2 |
13,6 |
Швеция |
22526 |
25348 |
24338 |
25842 |
25121 |
12,5 |
-4,0 |
6,2 |
-2,8 |
11,5 |
Дания |
26139 |
27879 |
26738 |
28635 |
31054 |
6,7 |
-4,1 |
7,1 |
8,4 |
18,8 |
Россия |
1766 |
2316 |
2465 |
2484 |
2283 |
31,1 |
6,4 |
0,8 |
-8,1 |
29,3 |
Рассматривая налоговые доходы государственного бюджета в расчете на душу населения ряда европейских стран и России, мы видим, что наибольшие доходы в Дании 31054 (долл. США на душу населения). Близка к Дании Швеция, ее налоговые доходы за 2014г. составили 25121 (долл. США на душу населения), что на 11,5% больше чем в 2010г. Во Франции в период 2010-2014гг. данный показатель в среднем обозначился 19051 (долл. США на душу населения). Относительно небольшие налоговые доходы поступили в бюджет Великобритании по сравнению со своими союзниками и составили в 2014г. 14995 (долл. США на душу населения).
Что же касается Российской Федерации, то налоговые доходы государственного бюджета на протяжении анализируемого периода предельно низкие, так в 2011г. они составили 2316 (долл. США на душу населения), что на 31,1% больше чем в 2010г., при этом по отношению к 2013г. данный показатель в 2014г. сократился на 8,1% до уровня 2283 (долл. США на душу населения).
В таблице 2 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным налогам ряда европейских стран и России.
Таблица 2 – Налоговые ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и России [2]
Виды налогов |
Германия |
Великобритания |
Франция |
Швеция |
Дания |
Россия |
Налог на прибыль |
25% |
33% |
34-42% |
28% |
34% |
10; 15; 20% |
Налог на доходы физических лиц |
0-51% |
10,22,45% |
0-54% |
31% |
29,5% |
13, 15, 30, 35% |
Отчисления на социальные нужды |
13% |
2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% |
4,5-13,6% |
33% |
7% |
34% |
НДС |
7; 16% |
15% |
19,6; 22; 7; 5,5% |
12; 25% |
25% |
0; 10; 18% |
Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, по которому в стране применяется 5 ставок. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.
Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35%. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%.
Подоходный налог в Италии, как и во многих других странах, является одним из важнейших источников государственных доходов. Ставка подоходного налога имеет прогрессивный характер и составляет от 10 до 50 %. Полученная сумма налога уменьшается затем на сумму индивидуальных льгот, размер которых зависит от состава семьи, что способствует демографическому росту в стране.
В Великобритании применяются в зависимости от облагаемой базы 3 ставки: 10, 22, 45 %.
Ставки налога на доходы физических лиц в Швеции несколько отличаются по регионам и обычно составляют 31%.
Проведенный нами анализ показал, что наибольшего реформирования на наш взгляд требует налог на доходы физических лиц, так как в России применяется плоская шкала налогообложения физических лиц, тогда, как в большинстве стран применяется прогрессивная шкала, которая больше соответствует принципу справедливости налогообложения, да и величина максимальной ставки подоходного налога в большинстве стран значительно выше, чем в РФ. [1]
На протяжении последних десяти лет от депутатов Государственной Думы несколько раз на рассмотрение предоставлялись законопроекты о внесении изменений в главу 23 «НДФЛ» Налогового кодекса РФ в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышения стандартных и имущественных налоговых вычетов, но законодатель данную инициативу не поддерживает, ссылаясь на то, что нынешняя система налогообложения вполне справедлива и у России был опыт исчисления НДФЛ по прогрессивной шкале.
Несмотря на плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц, в России наблюдается стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, и уменьшения суммы НДФЛ.
Одним из основных показателей, характеризующих дифференциацию денежных доходов населения, является коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), который характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами.
Рисунок 1 – Динамика коэффициента фондов [3]
В каждом из 10 лет рассматриваемого временного отрезка средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами более чем в 15 раз превосходит тот же показатель у 10% населения с самыми низкими доходами. По графику видно, что дифференциация доходов имеет положительные темпы роста и к 2015 году составила разницу в доходах между указанными группами населения в 16 раз.
Таблица 3 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума [3]
Года |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: |
Величина прожиточного минимумарублей в месяц; |
|
млн. человек |
в процентах от общей численности населения |
||
2005 |
25,2 |
17,6 |
2376 |
2006 |
25,4 |
17,8 |
3018 |
2007 |
21,6 |
15,2 |
3422 |
2008 |
18,8 |
13,3 |
3847 |
2009 |
19,0 |
13,4 |
4593 |
2010 |
18,4 |
13,0 |
5153 |
2011 |
17,7 |
12,5 |
5688 |
2012 |
17,9 |
12,7 |
6369 |
2013 |
15,4 |
10,7 |
6510 |
2014 |
15,5 |
10,8 |
7306 |
2015 |
16,1 |
11,2 |
8050 |
Рассматривая численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, видно, что на краю бедности за рассматриваемый период в нашей стране находится более 10% населения, при этом они так же являются налогоплательщиками и вынуждены уплачивать налог на доходы физических лиц, что вызывает еще большую дифференциацию доходов населения и расслоение общества.
В мировой практике налогообложения физических лиц одной из важнейших налоговых льгот по подоходному налогу является необлагаемый минимум, суть которого состоит в том, что не должен облагаться налогом доход, необходимый для поддержания здоровья и жизнедеятельности самого налогоплательщика.
Рисунок 2 – Необлагаемые доходы физических лиц за рубежом
В ряде стран величина необлагаемого дохода, приходящегося на одного налогоплательщика за налоговый период достаточно различна - от 55€ в Румынии до 11265€ в Люксембурге. В Великобритании вычет физическому лицу за год составляет 2790£, в Германии – 8130€ и во Франции 5963€. В России на самого работника, если он не относиться к льготным категориям налогоплательщиков, таким как: инвалид, Герой РФ, Герой СССР, военнослужащий и др., какие либо вычеты по налогу на доходы физических лиц не предусмотрены.
Между тем в нашем государстве изыскиваются способы пополнить бюджет от введения налога с продаж в нефтяной отрасли до введения налога на бездетность.
В целях увеличения доходов бюджета, мы предлагаем рассмотреть вопрос о дифференцировании налоговых ставок по НДФЛ в зависимости от уровня полученных гражданами доходов:
- по доходам до 1 миллиона рублей включительно – 13 процентов;
- по доходам свыше 1 миллионов, но не более 5 миллионов рублей – 15 процентов;
- по доходам свыше 5 миллионов рублей, но не более 50 миллионов рублей – 18 процента;
- по доходам свыше 50 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей – 21 процентов;
- по доходам свыше 500 миллионов рублей – 28 процентов.
В условиях рыночной экономики налог на доходы физических лиц должен являться механизмом регулирования доходов физических лиц, позволяющим снизить налоговое бремя для малоимущих, и способствовать улучшению качества жизни всех налогоплательщиков. В связи с вышеизложенным мы считаем, что данные изменения окажут положительное влияние на социально – экономическое развитие страны, а также повысят уровень жизни населения.
Библиографический список
- Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9
- Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010 (3) / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2010. 324с.
- http://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
- http://www.oecd.org/ – сайт организации экономического сотрудничества и развития