Вопрос совершенствования логистического обслуживания в цепи «поставщик-заказчик» является одним из основных в деятельности предприятий, которые работают в рыночных условиях. Это тем более справедливо для крупных промышленных предприятий, что обуславливается масштабностью их деятельности, сложностью производственного процесса, объемами и широтой закупок товарно-материальных ценностей. В последние годы в рамках проектов по управлению поставками неоднократно предпринимались попытки оптимизировать оперативные логистические процессы.
К одной из основных проблем отечественных промышленных предприятий относится отсутствие показателей качества логистического обслуживания в цепи «поставщик-заказчик», что не позволяет своевременно выявлять узкие места.
В тоже время, анализ данных о текущих недопоставках, величине дефицита или объеме запасов позволяет заранее заметить симптомы возможных проблем, возникающих в данной цепи. Комплекс показателей качества обслуживания способствует оценке уровня затрат, установлению мест возникновения сбоев в обслуживании, изменению степени приближения к достижению поставленной цели, планированию работ по доставке продукции с ориентацией на снижение уровня логистических затрат.
К основным показателям оценки качества обслуживания в цепи «поставщик-заказчик» можно отнести: надежность логистического обслуживания, вероятность дефицита, степень удовлетворенности заказчика, гибкость поставщика (табл. 1) [1].
Таблица 1 – Показатели оценки качества логистического обслуживания
Показатель |
Формула расчета |
Примечание |
Надежность логистического обслуживания |
D – вероятность дифицита T – степень удовлетворенности заказчика B – бесперебойность поставок G – гибкость поставщика |
Показывает удовлетворенность заказчика требованиям, предъявляемым к поставщику, т.е. каковы отзывы предыдущих и имеющихся клиентов о данной организации; каков профессионализм сотрудников, выполнение сроков поставок и т.д. |
Вероятность дефицита |
Qнi – количество заказов i-го клиента, не поступивших вовремя Qобщi – общее количество заказов i-го клиента за тот же период n – общее количество клиентов |
Показатель во многом зависит от количества имеющегося запаса |
Степень удовлетворенности заказчика по времени |
tожi – время выполнения поставок по требованию заказчика tфi – фактическое время поставок |
Показывает способность совершать все необходимые действия для исполнения заказа в определенные сроки |
Бесперебойность поставок |
Qсi – количество заказов i-го клиента, выполненных без задержек Qобщi – общее количество выполненных заказов i-го клиента n – общее количество клиентов |
Означает выполнение поставок в срок |
Гибкость поставщика |
Qудi – количество выполненных поставщиком требований заказчика Qтрi – количество изменений в условиях поставок |
Готовность к быстрому реагированию на изменение условий поставки |
Планы логистического обслуживания должны предусматривать возможность срывов и ошибок и, следовательно, содержать действия, направленные на их корректировку. Такие планы, тем самым гарантируют достижение и поддержание требуемого уровня логистического обслуживания. На случай сбоев в планах логистического обслуживания прописываются мероприятия по их преодолению.
Потенциал управления поставками цепи «поставщик – заказчик» представлен на рисунке 1. [2,3].
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, для того чтобы партнеры эффективно функционировали в условиях кризиса, и в тоже время высокой конкуренции, они должны значительно улучшить свое интегрированное поведение. Для реализации концепции интергированного взаимодействия необходимо постоянно координировать действия между поставщиками, транспортными компаниями, производителями, финансовыми посредниками и т.д., для динамичных действий в ответ на запросы конечного потребителя. Для этого необходим более широкий обмен информацией между поставщиками и потребителями, идентификация основных поставщиков, организация четких и открытых связей, обмен информацией и планами на будущее, установление отношений с поставщиками на основе баланса краткосрочных и долгосрочных целей предприятия, а также признание достижений и улучшений поставщика. Кроме того, для эффективного управления поставками требуется также взаимный обмен рисками и достижениями. При этом сотрудничество не должно ограничиваться условиями текущей сделки, а должно осуществляться на нескольких уровнях менеджмента: начиная с совместного планирования и завершая совместным контролем с целью оценки работы всех участников цепи поставок. В том случае, если все участники цепи «поставщик – заказчик» будут иметь общую цель при обслуживании потребителей, то в итоге это будет способствовать успешному развитию бизнеса.
Рисунок 1. Потенциал управления поставками цепи «поставщик – заказчик»
Для сокращения времени поставок можно использовать систему «точно в срок» («Just in Time» или сокращенно JIT), которая позволяет обеспечить оперативное регулирование производственного цикла и сводит до минимума складские запасы материалов и комплектующих изделий.
При управлении поставками необходимо выделять зоны действия. Кроме оптимизации, интеграции и сотрудничества должна быть выделена в отдельную зону зона синхронизации, которая является высшей ступенью эволюции в управлении цепями поставок. Цель синхронизации состоит в достижении общего оптимума. Для этого необходимо чтобы партнеры по цепочке поставок отказались от своей автономии и предоставляли наиболее важные данные по управлению. При этом необходимо заключать соглашения о целевых показателях и критериях измерений, совместных бизнес-процессах и операциях, определять правила и зоны ответственности, использовать информационные и коммуникационные технологии.
Таким образом, потенциал цепи «поставщик – заказчик» можно реализовать только силами всех его звеньев с помощью инновационных, информационных и коммуникационных систем, которые обеспечивают информационную прозрачность.
Библиографический список
- Гуренков И.С., Сярдова О.М. Логистические затраты в цепи поставок промышленных предприятий // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 68-70.
- Кузнецов В.Н., Сярдова О.М. Управление заказами в цепи поставок предприятий автомобильной промышленности // Экономические науки в России и за рубежом. 2014. № XIV. С. 58-61.
- Фадеева А.В., Боргардт Е.А. Совершенствование логистических процессов на предприятиях автомобильной промышленности//Приволжский научный вестник. 2015. № 5-2 (45). С. 40-46.