Управления взаимоотношениями с контрагентами реализуется базовый механизм межорганизационной координации – контракты между отдельными звеньями логистической системы – децентрализованное управление материальным потоком с целью его сглаживания. Подобного рода договоры формально регулируют трансакции между контрагентами и на основе стимулов – разделение рисков и прибылей – позволяют согласовывать принимаемые решения в цепях поставок с тем, чтобы минимизировать или вовсе ликвидировать потенциальные противоречия в будущем [2]. Контракты затрагивают такие аспекты, как взаимозависимость и согласование. Взаимозависимость предполагает, что звенья логистической системы связаны между собой материальными, информационными и финансовыми потоками [1]. Согласно теории социального контракта каждое из звеньев будет стремиться внести свой вклад в повышение операционной эффективности управления цепями поставок с тем, чтобы получить пропорциональные этому результаты, например: определенный процент выручки, чистой прибыли или разделение рисков по содержанию чрезмерно большого или малого уровня запасов. Согласование предполагает, что все контракты заключаются в двустороннем порядке, где обязательными условиями являются себестоимость продукции, отдельные категории связанных с ней издержек и непосредственно размеры заказов независимо от того, к какому сегменту друг друга принадлежат звенья логистической системы [3].
Таким образом, в рамках базового механизма межорганизационной координации – контрактов в цепях поставок – следует выделять три типа договоров:
- договор «обратной покупки» – ситуация, когда покупателю разрешается вернуть нереализованную продукцию в предварительно оговоренном объеме и по заданной цене. Производители принимают возвраты от розничных компаний, когда производственные затраты достаточно малы и неопределенность спроса невелика.
- договор, чувствительный к объемам закупаемой продукции – ситуация, когда поставщик и покупатель заранее определяют издержки на содержание запаса и от дефицита товара. Поставщик позволяет своему клиенту менять размер заказа после выяснения фактического спроса на продукцию. Покупатель совершает минимальные закупки, а поставщик гарантирует максимальное покрытие.
- контракт, распределяющий прибыль – ситуация, когда поставщик предлагает покупателю низкую оптовую цену в случае, если торговая компания делится частью своего дохода с поставщиком, что позволяет партнерам выбрать такой размер заказа, который оптимален для всей цепи поставок.
Следовательно, элементарные механизмы межорганизационной координации для эффективного управления выполнением заказов клиентов необходимо применять в рамках смежных бизнес-процессов, таких как управление взаимоотношениями с контрагентами, такими как поставщики и потребители фокусной компании [4]. Далее на стратегическом уровне анализируемого процесса кросс-функциональные команды ответственные за управление взаимоотношениями с потребителями будут предоставлять исходную информацию для таких субпроцессов как определение требований к процессу выполнения заказов, планирование этого процесса и определение системы метрик [6]. Информация от сотрудников, ответственных за управление взаимоотношениями с поставщиками, в зависимости от особенностей взаимодействия с последними [5], будет входом для тех же субпроцессов за исключением определения требований клиентов к выполнению заказов, дополнительным субпроцессом, куда они будут вовлечены, окажется анализ возможностей логистической сети. Таким образом, базовый механизм – контракты в цепях поставок – внедряется в процесс управления выполнением заказов клиентов опосредованно на стратегическом уровне, что позволяет повысить уровень сервиса для всех участников в цепи поставок.
Библиографический список
- Глухих В.Р., Шамис В.А., Левкин Г.Г. Использование имитационного моделирования при обучении студентов / Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 10 (100). С. 97-103.
- Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. ЛОГИСТИКА: интеграция и оптмимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / Учебник под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. 944 с.
- Прокофьева Т.А. Логистический сервис в распределительных системах. Смоленский ЦНТИ, 2009. 275 с.
- Сергеев В. И. , Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии/Альфа-Пресс, 2008
- Фель А.В., Стерлигова А.Н. Операционный (производственный) менеджмент. Москва: ИНФРА-М, 2009. 187 с.
- Шамис В.А. Применение RFID-технологии в логистике В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.
- Шамис В.А., Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике в сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.