Статья 42 Конституции РФ закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Для эффективной реализации данного конституционного права в ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и формирование федеральных программ в области экологического развития. На Правительство Российской Федерации возложена обязанность обеспечения проведения в России единой государственной политики в области экологии [1, ст.42, ст.71, ст. 114].
Каждый год экология не только в России, но и в мире в целом ухудшается. В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30.04.2012г., экологическая ситуация в стране характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями экономической деятельности в прошлом. По аналитическим данным на 2012 год, которые были взяты за основу в подготовке государственной политики, можно увидеть, что в 40 субъектах РФ более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха; объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким; сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель; количество отходов, которые не используются как вторичные ресурсы, а направляются на размещение, возрастает. Исходя из данной информации была поставлена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития – «решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» [2].
Для достижения стратегической цели необходимо обеспечить решение задач, среди которых: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; совершенствование системы государственного экологического мониторинга и контроля; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания; обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности [3].
В частности, предусматривается развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды. Такое регулирование включает стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий; поддержку технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Государственная политика в области экологического развития включает в себя и региональную политику в данной области. Это нашло свое отражение в Указе Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», которым были обозначены основные направления региональной политики. Для обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды ориентиры были взяты на экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности; рациональное использование природных ресурсов; предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования [4]. На примере металлургических предприятий Челябинской области можно рассмотреть практический результат внедрения государственной экологической политики.
Экономика Челябинской области со времен СССР и по сей день напрямую зависит от «черной» металлургии». Челябинская область является одной из самых развитых регионов страны в этой отрасли, так как в ней активно функционируют «мегазаводы и мегакомбинаты» по добыче и переработке черных металлов. Такая широкомасштабная промышленность влечет за собой неблагоприятные экологические проблемы. В современный период времени предприятия вынуждены обновлять свои парки оборудования для соответствия установленным требованиям законодательства, внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ) в пользу благоприятной экологической обстановки.
На данный момент основу тяжелой металлургии не только Челябинской области, но и страны в целом, составляют уникальные промышленные предприятия, имеющие высокий рейтинг и положение в мире. Челябинская область может гордиться современными технологиями предприятий о которых пойдет речь дальше.
Одним из самых крупнейших предприятий черной металлургии в Челябинской области и в России является Магнитогорский Металлургический Комбинат (ММК). На внутреннем рынке страны он реализует порядка 20% общего объема металлопродукции. На предприятии производится полный производственный цикл на котором изначально подготавливается железнорудное сырье, в последствии заканчивая интенсивной переработкой черного металла. ММК на сегодняшний день выпускает огромное количество разной металлопродукции почти не имеющей равных конкурентов в стране и среди стран СНГ, о качестве и востребованности говорит тот факт, что 50% продукции идет на экспорт в разные страны.
Образование и дальнейшее становление Магнитогорского металлургического комбината неразрывно связано с общими тенденциями развития всей страны и представляет собой удивительное явление отечественной истории. За последние пять лет затраты ММК на капитальное строительство природоохранных объектов составили боле 6,9 млрд. рублей (в том числе в 2014 году — более 1,5 млрд. рублей). Основные затраты были связаны со строительством природоохранных объектов аглоцеха, доменного цеха, комплекса ЛПЦ-9, ЛПЦ-11, ЛПЦ-4.
Защита атмосферного воздуха остается приоритетным направлением природоохранной деятельности ММК. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу ММК за последние 5 лет сократились на 1,8 тыс. тонн и составили в 2014 году 219,1 тыс. тонн в год, при этом удельные выбросы сократились на 12% и составили в 2014 году 18,8 кг/тонны металлопродукции.
Начиная с 2004 года в АО «ММК» внедрена и успешно функционирует система экологического менеджмента, сертифицированная на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001. На предприятии реализовано уже два цикла экологической политики и в 2016 году пошел третий виток в ее реализации. Деятельность ММК в области охраны окружающей среды получила общественное признание. По итогам 2014 года ММК присуждена почетная медаль и вручен диплом лауреата конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент», также ММК стал лауреатом национальной экологической премии «ERAECO 2014» за разработку и внедрение технологий, направленных на повышение экологической безопасности производственных процессов[5].
Челябинский металлургический комбинат (ЧМК). ЧМК является одним из самых крупных и значимых металлургических предприятий на Южном Урале, выпускает самую качественную сталь и ее сплавы в мире, имеет огромный спектр разработки и производства различных видов стали, которые недавно были внедрены в обращение. Предприятие соответствует технологическим и информационным тенденциями. ЧИК имеет огромный объем мощности и состав оборудования, благодаря чему выпускается широкий марочно-профильный сортамент. Данная продукция особенно востребована в наукоемких субъекта экономики, которые имеют особый спрос на качество стали и сплавов.
За последние три года общие выбросы Челябинского металлургического комбината, входящего в компанию «Мечел», сокращены на 30 процентов. Объем инвестиций в экологию – пять миллиардов рублей. Для достижения целей в области охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки города Челябинска на Челябинском металлургическом комбинате утверждена и реализуется долгосрочная экологическая программа. В первом полугодии 2015 года Челябинский металлургический комбинат направил более 35 млн рублей на экологические мероприятия по защите атмосферного воздуха и водных объектов. В результате ЧМК провел ремонты природоохранных систем по всему производственному циклу комбината. В ходе работ были заменены фильтры, обновлено оборудование по улавливанию дымовых газов, пыли и других примесей, проведена плановая наладка газоотводящих трактов и газоочисток [6].
Один из крупнейших в России трубопрокатных заводов – Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), который имеет общую долю на рынке занимающую около 20% всей продукции. В компании трудится примерно 35 000 человек, а доход предприятии давно превысил $2 млрд. При этом завод недавно вошел в топ-10 крупнейших трубопрокатных фирм мира. Группа ЧТПЗ объединяет предприятия и компании черной металлургии: АО «Челябинский трубопрокатный завод», АО «Первоуральский новотрубный завод», металлоторговое подразделение АО Торговый дом «Уралтрубосталь», компанию по заготовке и переработке металлолома ООО «МЕТА», нефтесервисный дивизион, представленный компанией «Римера».
Целевая программа ЧТПЗ основана на комплексном удовлетворении потребителя в лице крупнейших промышленных компаний мира, берущая начало с решения вопроса о транспортировке необходимого энергоресурса внутри страны и в зарубежные страны (экспорт). Обладая достаточным количеством мощностей по производству сварных и бесшовных труб широкого сортамента, развитой системой складов, ЧТПЗ позиционирует себя как эффективного универсального игрока на трубном рынке России и стран СНГ, специализирующегося на изготовлении трубной продукции для всех основных секторов экономики.
Реализация комплексной программы защиты окружающей среды, которая осуществляется в соответствии с международными требованиями, – это часть бизнес-стратегии компании. Стремление к высоким стандартам качества на ЧТПЗ всегда сочеталось с работой по улучшению экологической обстановки в зоне влияния предприятия. Ежегодно руководство ЧТПЗ выделяет более 140 млн рублей на содержание экологических объектов, исследования и проектные работы, направленные на минимизацию воздействия предприятия на окружающую среду [7].
Крупнейший комплекс по производству ферросплава в стране – Челябинский электрометаллургический комбинат, который имеет возможность обеспечить полностью отечественную металлургию.
Сортамент производимого продукта составляет около 120 компонентов ферросплавов и лигатур, также производится порядка сорока наименований электродного производства. Продукция цехов и участков по переработке отходов основного производства находит широкое применение в лакокрасочной и резинотехнической промышленности, в дорожном, промышленном и жилищном строительстве, в сельском хозяйстве. Важнейшим направлением деятельности АО «ЧЭМК» является снижение негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду и здоровье человека.
На комбинате существует комплексная система управления охраной окружающей среды, которая позволяет вести планирование, разработку и внедрение природоохранных мероприятий; контролировать эффективность работы очистных сооружений. Контрольные функции осуществляются централизованной службой экологического надзора. ЧЭМК – одно из немногих крупных предприятий, где путем создания замкнутого цикла промышленного водоснабжения с многостадийной очисткой воды, решена проблема сбросов производственных стоков в городскую реку[8].
Несмотря на всю пользу, которую приносят в экономику России металлургические предприятия Челябинской области, они также вносят огромнейший вклад в усугубление экологической ситуации в области. Каждый год в Челябинской области в атмосферу и гидросферу выбрасывается порядка 100 млн. тонн мусора и с геометрической прогрессией объемы растут. На данных предприятиях активно устанавливаются фильтрационные сооружения, но их недостаточно в виду большой концентрации в рамках одной области.
Безусловно задача экологии заключается в том, чтобы не мешать экономике, а обеспечить ее здоровое развитие. Поэтому необходимо осуществлять процесс развития предприятий с учетом экологических требований. Для того, чтобы повысить заинтересованность предприятий в уменьшении сбросов и выбросов вредных веществ, в переработке своих отходов, опираясь на существующую законодательную базу, исполнительная власть должна помогать внедрению НДТ на предприятиях, активизировать применение льгот для предприятий, осуществляющих вторичную переработку своих отходов или применяющих в своей деятельности материалы и технологии, уменьшающие негативное воздействие на экологию. В то же время необходимо корректировать и контролировать действия как самих предприятий, так и государственных органов в данном направлении. И стадия контроль играет решающую роль в достижении поставленных задач в области экологии и охраны окружающей среды. В частности, можно говорить, что «в административной процедуре лицензирования <…> стадия контроля и надзора является обязательной, так как позволяет обеспечить законность при проведении административной процедуры» [9, с.71].
Законодатель под экологическим контролем понимает – контроль в области охраны окружающей среды как систему мер, направленную: на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; на обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды [10, ст.1]. Экологический контроль имеет большое видовое разнообразие: государственный, отраслевой, муниципальный, производственный, общественный, охватывая федеральный, региональный, местный и локальный уровни. Создание в данной области системы упреждающего контроля (надзора) позволит «своевременно выявлять нарушения и оперативно принимать действенные правовые меры по устранению нарушений и восстановлению нарушенных прав граждан», в том числе и в области экологии [11, С.165].
Библиографический список
- Конституция (основной закон) Российской Федерации. (Принята всенародным голосованием) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // URL: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2016).
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.base.consultant.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
- Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №23. – Ст. 2756.
- Сайт Российского информационного агентства «URA.RU» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ura.ru/news/1052210829. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
- Сайт Агентства новостей «Доступ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dostup1.ru/economics/ChMK-napravil-bolee-35-mln-na-ekologicheskie-meropriyatiya-v-I-polugodii-2015-goda_78388.html. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
- Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/news/companynews/detail.php?ID=19254. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
- Официальный сайт Челябинского Электрометаллургического комбината [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.chemk.ru/about/ecology. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 10.03.2016).
- Гречкина О.В., Рубанова Н.А. Лицензирование образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования: теоретико-правовое исследование: монография. – Москва: Изд-во «Юрлитинформ», 2014. – 176 с.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 2. – Ст. 133.
- Рубанова Н.А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7-1. – С. 161-165.