Наука – это неотъемлемая часть нашей жизни. Большая часть того, что нас окружает, является продуктом научной революции на протяжении нескольких веков.
Наука не стоит на месте. Постоянно происходят изменения в системе научных знаний. Однако эти изменения никак не отражаются в материале школьных учебников. Несмотря на то, что фонд учебной литературы постоянно обновляется, что происходит не во всех школах, информация в учебниках просто перепечатывается практически без изменений. А ведь это важно давать детям свежие знания, так как неосведомлённость о новейших открытиях либо изменениях в науке, является своего рода дезинформацией школьника.
Возьмем, к примеру, знакомство детей в школе с Солнечной системой. В 2006 году Международным астрономическим союзом Плутон официально был лишён статуса планеты. В соответствии с новой классификацией Плутон теперь относится к категории малых планет, или планетоидов. Таким образом, в нашей Солнечной системе на данный момент официально 8 планет. Однако эта информация была изменена в школьных учебниках не сразу.
В России с образованием в области астрономии и космонавтики сложилась противоречивая ситуация. В государстве, которое открыло дорогу в космос, астрономия практически удалена из школы как невостребованный предмет. Научная безграмотность большей части населения увеличивается с каждым годом. А в это время, в мире происходит развитие космонавтики, астрономии и других наук. Представления об окружающем нас мире должны прививаться в течение всех лет школьного образования, поскольку человек с детства сталкивается с различными небесными явлениями.
Рассмотрим следующий пример: в учебниках по биологии в разделе эволюция человека говорится, что учёным трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком уж мало в их распоряжении ископаемых остатков, да и те очень неполные.[2, стр.12] Действительно учёными было найдено не так много останков древних людей. Однако в учебниках ни слова не говорится о самых значительных находках. А ведь детям будет интересно узнать конкретные факты, ведь эти останки имеют большое значение в изучении теории о происхождении человека. Например, в 1974 году исследователями был найден хорошо сохранившийся скелет австралопитека афарского, которому 3,2 миллиона лет. Уникальным явлением для антропологии является тот факт, что скелет сохранён на 40 %. Таким образом, женская особь австралопитека, названная учёными Люси, является самым известным предком человека. Данная находка была сенсационной на протяжении многих лет до тех пор, пока в 2006 году в журнале Nature не была опубликована новая сенсация: были найдены окаменелости ещё одного представителя вида австралопитека афарского, которые затмили славу Люси. Далее в 2009 году учеными был обнаружен скелет особи женского пола, получившей имя Арди. Этот представитель ардипитек рамидуса старше Люси на более чем миллион лет. В 2013 году в ЮАР обнаружили останки неизвестного предка современных людей, причем останки принадлежали более 15 особям. Используя выше приведённые данные, учитель имеет возможность более доступно и правдоподобно преподать материал детям по теме Теория происхождения человека.
Теперь обратимся к области такой науки, как физика, а именно, к знаменитой Теория относительности Эйнштейна. В феврале 2016 года лабораторией LIGO было официально подтверждено первое в истории экспериментальное обнаружение гравитационных волн. Эта сенсация подтвердила существование гравитационных волн, которое Альберт Эйнштейн предсказал почти сто лет назад в своей общей теории относительности. Таким образом, к этому времени все явления Теории относительности, описанные Эйнштейном ещё в 1916, были доказаны. Проблема заключается в том, что слово «теория» вызывает у школьников, как и у многих людей, следующую ассоциацию: теория – это идея, суждение, мнение, не подтверждённое экспериментом, соответственно – это не правда. Таким образом, говоря о Теории относительности на уроках физики и не упоминая о её подтверждении, педагог даёт детям неполные знания, оставляя их неосведомлёнными.
«Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и ещё больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти-то ложные сведения ещё больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем» (А.И. Герцен). Поэтому, получая неверные и неполные сведения, учащиеся оказываются в таком положении, что такая неосведомлённость может лишить их возможности полностью окунуться в мир знаний и науки и в будущем поставить их в неловкое положение.
Конечно, это невыполнимая задача: с каждым научным открытием перепечатывать школьный учебник. Но решение данной проблемы может быть проще, чем кажется. Учитель – это человек, организовывающий учебный процесс и отвечающий за правдивость знаний, которые он даёт ученикам. Зачастую, многие учителя в школах ведут свой урок согласно учебнику, материал которого может быть уже не актуальным. Поэтому, каждый педагог должен следить за открытиями в области своего предмета. Ведь учителя, которые будут предоставлять школьникам свежие новости в сфере науки, повысят свой статус в глазах учащихся; такой учитель покажет себя, как современный, готовый к дальнейшему развитию педагог. Однако, помимо вклада учителей, надо создавать систему и со стороны государства. Сейчас еще система образования построена по принципу конвейера заводов Форда. Но необходимо искать пути совершенствования школьного образования, если в дальнейшем мы хотим получить всесторонне развитую личность, подготовленную к дальнейшей жизни в нашем большом и многообразном мире.
Библиографический список
- URL: http://www.rbc.ru/society/24/08/2006/94729.shtml (дата обращения: 20.04.2016)
- Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Сонин Н.И., Сапин М.Р. М.: 2012. – 288 с.
- URL: http://techno.bigmir.net/discovery/1531647-Den–Darvina–TOP-10-glavnyh-otkrytij-teorii-evoljucii-za-10-let (дата обращения: 22.04.2016)
- URL: http://korrespondent.net/tech/science/3607723-evryka-10-hlavnykh-nauchnykh-otkrytyi-2015-hoda(дата обращения: 22.04.2016)
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика. 11 класс. Учебник. 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.
- URL: http://postnauka.ru/faq/59492 (дата обращения: 23.04.2016)
- URL: http://pressa.today/events/gravitatsionnye-volny-obnaruzheny-podrobnosti-chto-eto-oznachaet/ (дата обращения: 23.04.2016)
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.