Сегодня все развитые страны перешли на концепцию непрерывного образования, в том числе и Узбекистан. У нас также перешли на трехступенчатый цикл высшего образования, который существует в странах, принявших резолюции Болонского процесса – это бакалавр, магистр, доктор.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три “слоя” ценностей. Это ценности образования:как ценности государственной; как ценности общественной; как ценности личностной. Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план.
В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.Подрастающее поколение сегодня должно иметь множество компетенций, среди которых:
1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.
2. Компетенции жизни в многокультурном обществе, связанные с пониманием различий между расами, этносами и культурами, способностью уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением. Владение несколькими языками, важными для работы и общественной жизни.
4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информации рекламе.
5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. [3, 2].
В этой связи именно дополнительное образование является одной из тех сущностных основ, которая позволяет формировать универсальные знания, самостоятельность мышления и деятельности, то есть ключевые компетенции., сформулированные в 1996 году в Берне на Международном симпозиуме «Среднее образование для Европы»[4]. Дополнительное образование как одна из наиболее значимых основ обеспечения формирования ключевых компетенций человека.Ряд компетенций необходимо формировать в течение всей жизни человека. К ним относятся следующие компетенции: личностные, коммуникативные, информационные.
Содержание дополнительного образования включает области технического творчества, художественного творчества, спорта, физической культуры, эколого-биологического, туристско-краеведческого направления, музыкальной культуры и других областей, а также и все базовое образование, на котором строится дополнительное образование. Еще очень важно подчеркнуть мысль о том, что в ряде случаев содержание базового образования может становиться дополнительным. Так, психолого-педагогическое образование в педагогическом вузе или языковое в институте иностранных языков является основным, базовым. В техническом же вузе, инженер получая техническую специальность может выбрать специализацию технического перевода или педагога той или иной специальной дисциплины. Тогда названные специализации и знания, полученные по ним, являются дополнительными.Формы и средства дополнительного образования, по сравнению с основным, также многообразны. Это разнообразные клубы, мастерские, школы, центры, секции, студии, дворцы и дома творчества, дворцы культуры, лагеря, академии и институты повышения квалификации и другие. Еще более разнообразны средства дополнительного образования. Это огромное количество технических средств обучения, дополнительных образовательных программ типовых и авторских, материальных объектов и предметов духовной культуры и другие.[4]
В Узбекистане сегодня большое значение придается работе с молодежью- вовлечению ее в общественную жизнь, поощрению здорового образа жизни и занятиями спортом. Ежегодно на всех уровнях, начиная со школы, колледжа или вуза, проводятся конкурсы и олимпиады, универсиады, фестивали. Молодые люди могут проявить свои способности и таланты и в творческой самодеятельности, и в инновационной деятельности. Так, на протяжении последних лет проводится Республиканская ярмарка инновационной деятельности молодежи, в которой участвуют бизнесмены и представители науки и промышленности. Здесь же разработчики могут найти спонсоров, которые воплотят их проект в практику. Таким образом, сотни молодых людей смогли создать свои,пусть не такие масштабные, но индивидуальные бизнес-проекты, например, учебные центры по обучению языков, основ программирования, моделирования и т.д., сайты по обучению английского или немецкого языков для разных возрастных групп, начиная с дошкольников ивключая студентов вузов. Много интересных проектов создано в области сельского хозяйства: различные удобные приспособления для сельского оборудования, выпускники сельхозвуза и отраслевых колледжей смогли получить кредиты и создать свои фермерские хозяйства. Особенно динамично Узбекистан развивается в области спорта. В 2015 году наши спортсмены завоевали более 800 наград международного уровня. Этому способствовала последовательная политика государства: спортивные состязания проводятся на всех уровнях – между школами, колледжами, вузами, районами, областями, и завершаются республиканским этапом. Без надлежащей материально-технической базы, вряд ли могли бы проводиться такие мероприятия –тысячи учебных заведений провели капитальный ремонт и реконструкцию основных помещений и спортивных залов.
Сегодня задача образования состоит в том, чтобы воспитать гармонично развитую личность, способную активно участвовать в современном мире. Формирование общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативныхкомпетенций у подрастающего поколения подготовит их самостоятельной жизни, научит правильно ориентироваться в информационном потоке, сосуществовать с представителями различных культур и религий, не терять свою идентичность,реализуя при этом непрерывные потребности человека в саморазвитии, самосовершенствовании, и самовоспитании.
Библиографический список
- Андрейченко А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования. Автореф. дис….канд.пед.наук. – Казань, 1996.
- Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания/Под общ. ред. И.А. Зимней. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 85 с.
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. –М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
- МорозоваН.А. Дополнительное образование как одна из наиболее значимых основ обеспечения формирования ключевых компетенций человека. М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.
Количество просмотров публикации: Please wait