Подготовке будущего педагога к выполнению профессионально-трудовых функций уделяется необходимое внимание, начиная с изучения курсов современного профессионально-педагогического знания. В таком понимании разработка программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога определятся нами в конструктах идей и практики решения задач самореализации и самоутверждения. Не исключение изучение курса «Практическая педагогика» [1-7], строящегося в НФИ КемГУ на факультете физической культуры с использованием технологии системно-педагогического моделирования [1-17], реализующей условия адаптивно-акмепедагогического становления личности в модели решения задач развития и самореализации в современной системе непрерывного профессионального образования.
В структуре изучения курса «Практическая педагогика» определены лабораторные работы [1], одну из которых мы попытаемся раскрыть, описав все звенья выполнения и продуктивного самоутверждения будущего педагога по физической культуры.
Тема: Теория и практика моделирования и уточнения категориального аппарата современной педагогики (на примере социализации).
Цель: Создание условий для продуктивного становления личности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего учителя, фасилитируемой и визуализируемой в конструктах формирования культуры и самостоятельной работы личности.
Задачи:
- изучить понятие “социализация”;
- уточнить понятие “социализация обучающегося”;
- детализировать понятие “социализация обучающегося, занимающегося спортом”;
- определить понятие “социализация обучающегося, занимающегося горными лыжами”.
Ход работы:
Социализация – процесс верификации качества адаптации личности к социальной среде, к адекватному восприятию и реагированию на изменение социокультурных отношений и моральных ценностей под влиянием мега-, макро-, мезо-, микрофакторов.
Социализация обучающегося – процесс ситуативного, персонифицированного включения обучающегося в систему социальных институтов (образование относится к институту социализации), обеспечивающий решение задач адаптации обучающегося к изменениям социокультурных, воспитательно-образовательных, гносеолого-герменевтических, здоровьесберегающих отношений и ценностей микро-, мезо-, макро-, мегаусловий и факторов воспроизводства социального опыта.
Социализация обучающегося, занимающегося спортом, – процесс ситуативного, персонифицированного включения обучающегося, занимающегося спортом, в систему спортивных секций, спортивных школ, обеспечивающий решение задач педагогики спорта и высших достижений, предопределяющих получение высоких результатов в выделенной плоскости сопоставления и верификации результатов, благодаря которым, повышается качество описываемого процесса.
Социализация обучающегося, занимающегося горными лыжами, – процесс ситуативного, персонифицированного включения обучающегося, занимающегося горными лыжами, в систему учебно-тренировочного процесса и оптимизации способов самоутверждения, обеспечивающий решение задач спорта и высших достижений, предопределяющих получение высоких результатов, благодаря которым повышается качество учебно-тренировочного процесса и возможность популяризации занятий горными лыжами.
Выводы:
1) категория «социализация» определяется как процесс, как функция, как явление, как механизм включения личности в социум;
2) понятие «социализация обучающегося» является частным случаем детерминации понятия «социализация личности»;
3) понятие «социализация обучающегося, занимающегося спортом», является частным случаем детерминированного конструкта «социализация обучающегося»;
4) понятие «социализация обучающегося, занимающегося горными лыжами», является частью детерминированной модели «социализация обучающегося, занимающегося спортом».
Выполненная лабораторная работа направлена на повышение качества постановки и решения задач развития личности в системе теоретико-эмпирического исследования возможностей современной педагогики, определяющей общепедагогическую, частно-предметную, локально-дидактическую практику решения задач развития личности в модели образования, где частным случаем является возможность качественного использования педагогического моделирования в конструировании и решении учебных и научно-педагогических задач.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.