Объективность использования педагогических технологий в работе педагога по физической культуре обусловлена теорией и практикой эволюции педагогического и профессионально-педагогического знания, возможности которых уточняются и верифицируются с использованием педагогического моделирования и научно-педагогического исследования [1-14], а также оптимизируются в соответствии с особенностями формирования культуры самостоятельной работы личности [15-29].
Воспроизводство социального и профессионального знания обусловлено многомерностью научного поиска и возможностью полифункциональной проверки качества решения задач развития и саморазвития общества и личности.
Определим возможности моделирования и оптимизации педагогических технологий социализации и самореализации обучающегося в плавании, уточнив понятия «педагогическая технология», «технология социализации обучающегося через плавание», «технология самореализации обучающегося через плавание», «технологии социализации и самореализации обучающегося через плавание».
Педагогическая технология – продукт современной профессионально-педагогической деятельности, детерминируемый в системе продуктивного поиска оптимальных методов и средств решения задач и дилемм педагогической деятельности, верифицирующих качество воспроизводства возможностей антропосреды в сохранении и преумножении ценностей и наследия народа и общества.
Технология социализации обучающегося через плавание – продукт, детерминируемый в системе выбора и уточнения оптимально реализуемых методов и средств решения задач и дилемм социализации обучающегося через плавание, верифицирующий качество формирования социального опыта, ценностей, мировоззрения, условий воспроизводства возможностей антропосреды в решении задач обогащения опыта личности и социальных отношений достижениями в плавании, гарантирующими развитие личности и спорта.
Технология самореализации обучающегося через плавание – реализуемая практика подбора оптимальных методов и средств акмепрограммирования личности обучающегося, занимающегося плаванием, гарантирующая оптимальное построение учебно-тренировочного процесса и выбора условий и возможностей акместановления обучающегося в плавании.
Технология социализации и самореализации обучающегося через плавание – реализация объективного выбора педагога в определении и верификации качества выбора методов и средств социализации и самореализации личности через плавание в модели учета совокупности параметров возрастосообразности, адаптивно-акмепедагогического проектирования цели и продуктов деятельности, уровня развития общества в поликультурной и научно-технической модели самосохранения и оптимизации условий развития и саморазвития.
Определим возможности использования педагогических технологий в исследовании качества социализации и самореализации обучающегося в плавании.
Возможности исследования качества социализации и самореализации личности обучающегося могут быть определены в технологии портфолио.
Технология портфолио позволяет осуществлять самоанализ результатов деятельности обучающегося в иерархии достижений и хронометраже личных достижений в различных плоскостях и областях социально-образовательного знания и профессионально-трудовых достижений, располагающих обучающегося в модели рефлексии к оптимизации всех звеньев педагогических процессов и процедур, функций и механизмов, возможностей и планов.
Определим нюансы моделирования портфолио обучающегося для спортсменов-пловцов, заложив общепедагогические и частно-предметные возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося спортом [30-51].
Портфолио обучающегося, занимающегося плаванием, может состоять из следующих структурных единиц:
1) титульный лист (обычно оформляется в соответствии с требованиями оформления и особенностями оценки качества, детерминированными в частных ситуациях конкурсов и конференций, смотров и семинаров);
2) визитка (краткое описание биографии и достижений);
3) достижения в учебе;
4) достижения в спорте, в том числе и плавании;
5) достижения в искусстве и прочих направлениях социализации и самореализации личности;
6) итоговый слайд (спасибо за внимание).
Качество созданных портфолио можно оценивать по традиционной форме оценки качества моделирования портфолио, т.е. по пятибалльной системе оценки, можно предложить авторские способы и формы оценки качества созданных портфолио, одним из которых может быть ранговая оценка портфолио в оценке группы экспертов, определяющих качество созданных портфолио по детерминированным критериям и показателям.
Способы и формы оценивания качества создания портфолио обучающегося, занимающегося плаванием, – одно из направлений педагогического моделирования. Возможность проверки качества социализации и самореализации обучающегося, занимающегося плаванием, будет исследована с использованием технологий анкетирования и технологий портфолио.
Технология исследования качества моделирования портфолио объективно может быть исследована в системе участия обучающегося в работе ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (Новокузнецк, 04-06 мая 2016 г.).
Анализ участия в ежегодной заочной научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» и качество социализации и самореализации обучающегося, занимающегося плаванием, мы рассмотрим в следующей работе.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учеб. пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3166
- Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2015/05/11269
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53106
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. № 5. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4346
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3. С.128-132.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. 2011. №6.С.40-44.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1 (5). С. 27-29.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Буцыкина Л. Э. Возможности моделировании портфолио обучающихся, занимающихся карате, в уточнении модели самореализации обучающегося // Инновационная наука. 2015. №6-1. С.197-199.
- Глазырина Н. Ф. Моделирование портфолио обучающегося как условие продуктивного становления личности в практике идей здоровьесбережения и акмепедагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Евдохин В. В. История и возможности участия обучающихся начальной школы в научно-практических конференциях «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» // Символ науки. 2015. №5. С.203-206.
- Евдохин В. В. Некоторые аспекты реализации идей гуманизма и продуктивности в моделировании портфолио обучающегося начальной школы // Инновационная наука. 2015. №5. С.203-205.
- Евдохин В. В., Козырева О. А. Особенности и специфика моделирования портфолио с обучающимися начальной школы // Modern infocommunication and remote technologies in the educational space of school and higher education institution : materials of the international scientific conference on March 27–28, 2014. – Prague : Sociosféra-CZ, 2014. P. 40-42.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
- Завьялова Я. Е., Митькина Е.В., Козырева О. А. Специфика и продуктивность моделирования портфолио обучающимися среднего звена // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. С. 145-147.
- Зауэр Н. Г., Зауэр Е. О., Козырева О. А. Технология портфолио и ресурсы формирования культуры самостоятельной работы обучающегося // Мир на пороге новой эры. Как это будет?: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Саратов, 20 сент. 2014 г.) ; отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов: Академия Бизнеса, 2014. С. 50-51.
- Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы студентов-педагогов и обучающихся в структуре моделирования портфолио обучающегося // Наука и технологии в современном обществе: матер. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 марта 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С.25-27.
- Колпаченко Л. Я., Козырева О. А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учебное пособие. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+DVD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal.2011.№6.С.210-217.
- Креган А. С., Бойкова И. В. Портфолио обучающегося среднего профессионального образования как продукт формирования культуры самостоятельной работы // Перспективы развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 83-84.
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Некоторые аспекты формирования потребности в самореализации и рефлексии в модели портфолио обучающегося // Перспективы развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.85-86.
- Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 126-128.
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
- Перфильева М. В. Некоторые аспекты исследования качества моделирования портфолио обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.86-88.
- Пьянзин А. Е., Глушков В. А. Некоторые возможности детерминации и оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося в структуре участия в научно-практических конференциях // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.66-68.
- Рахвалова А. В. Возможности исследования социализации и самореализации в модели портфолио обучающегося // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Филиппова Ю. О. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося // Инновационная наука. 2015.№5-2.С.262-264.