В современных условиях развития экономики РФ актуальным становится повышение эффективности и выявление направлений совершенствования налогового контроля, поскольку от своевременного поступления налогов и сборов в бюджетную систему и качественной контрольной работы налоговых органов зависит не только устойчивое развитие экономики регионов, а также эффективное функционирование экономики страны в целом.
Налоговые проверки являются одной из основных форм налогового контроля. Налоговая проверка – это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.
Основными видами налоговых проверок являются выездные и камеральные налоговые проверки.
По своей значимости и эффективности именно налоговые проверки занимают ведущее место среди контрольных мероприятий налогового контроля. Высокая эффективность осуществления контрольной работы налоговым органом препятствует росту теневого сектора экономики и позволяет восполнять потери бюджета, пресекая нарушения налогового законодательства и предупреждая их в будущем.
По данным статистической налоговой отчетности формы №2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов» за период 2013-2015 гг. проведен анализ показателей эффективности контрольной работы налоговых органов Курской области (Таблица 1).
Таблица 1 – Показатели контрольной работы налоговых органов Курской области в 2013-2015 гг.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % |
||
2014г. к 2013г. |
2015г. к 2014г. |
2014г.к 2013г. |
2015г. к 2014г. |
||||
1.Количество выездных налоговых проверок – всего, ед. |
329 |
286 |
301 |
-43 |
15 |
86,93 |
105,24 |
Из них выявившие нарушения, ед. |
329 |
281 |
300 |
-48 |
19 |
85,41 |
106,76 |
Результативность проверок, % |
100,00 |
98,25 |
99,67 |
-1,75 |
1,42 |
- |
- |
2. Количество камеральных налоговых проверок – всего, ед. |
248976
|
246419
|
243254
|
-2557 |
-3165 |
98,97 |
98,71 |
Их них выявившие нарушений, ед. |
10023 |
15341 |
12956 |
5318 |
-2385 |
153,06 |
84,45 |
Результативность проверок, % |
4,02 |
6,22 |
5,33 |
2,2 |
-0,89 |
- |
- |
3. Всего доначислено платежей по результатам проверок (тыс. руб.), в т.ч.: |
5823649 |
3481690 |
1555659 |
-2341959 |
-1926031 |
59,78 |
44,68 |
3.1 по результатам выездных проверок (тыс. руб.) |
5432854 |
3137291 |
1172417 |
-2295563 |
-1964874 |
57,75 |
37,37 |
-налоговых платежей |
4144416 |
2511544 |
897698 |
-1632872 |
-1613846 |
60,60 |
35,74 |
- пени |
524795 |
491694 |
177707 |
-33101 |
-313987 |
93,69 |
36,14 |
- штрафные санкции |
763643 |
134053 |
97012 |
-629590 |
-37041 |
17,55 |
72,37 |
3.2 по результатам камеральных проверок (тыс. руб.) |
390795 |
344399 |
383242 |
-46396 |
38843 |
88,13 |
111,28 |
- налоговых платежей |
350471 |
299464 |
338558 |
-51007 |
39094 |
85,45 |
113,05 |
- пени |
9974 |
12012 |
14105 |
2038 |
2093 |
120,43 |
117,42 |
- штрафные санкции |
30350 |
32923 |
30579 |
2573 |
-2344 |
108,48 |
92,88 |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом происходит снижение количества выездных проверок на 33 единицы, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом количество выездных проверок увеличилось на 15 единиц. Результативность выездных проверок уменьшается с 100% в 2013 году до 98,25 % в 2014 году и до 99,67 % в 2015 году.
В исследуемом периоде наблюдается отрицательная динамика доначислений по результатам выездных налоговых проверок. В 2013 году данный показатель составил 5823649 тыс. руб., в 2014 году – 3481690 тыс. руб., что меньше на 2341959 тыс. руб. предыдущего периода, а в 2015 году – 1555659 тыс. руб., что меньше предыдущего года на 1926031 тыс. руб.
В 2013 году было проведено 248976 камеральных проверок, из них в 10023 случаях были выявлены нарушения, их результативность составила 4,02 %. В 2014 году количество камеральных проверок уменьшилось до 246419 проверок или на 2557 проверок относительно 2013 года, результативность увеличилась до 6,22 %. В 2015 году проведено 243254 камеральных налоговых проверок, что на 3165 проверок меньше предыдущего года, их результативность составила 5,33 %.
Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок в 2013 году составила 390795 тыс. руб., в 2014 году – 344399 тыс. руб., что меньше на 46396 тыс. руб. предыдущего периода, а в 2015 году – 383242 тыс. руб., что больше предыдущего года на 38843 тыс. рублей.
Более наглядно динамика сумм доначислений по выездным и камеральным проверкам за 2013-2015 годы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Динамика сумм дополнительно начисленных платежей по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в Курской области в 2013-2015 гг., тыс. руб.
Положительным моментом является увеличение результативности камеральных налоговых проверок. Однако данные ниже показывают, что показатели уровня результативности камеральных налоговых проверок по Курской области в 2013 году и 2015 году ниже средних по ЦФО (Рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень результативности камеральных налоговых проверок по Курской области и ЦФО в 2013–2015 гг., %
Для более объективной оценки эффективности контрольной работы налоговых органов Курской области проанализируем суммы дополнительно начисленных платежей в расчете на одну налоговую проверку (Рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну налоговую проверку, тыс. руб.
По данным рисунка 3 можно сказать, что наблюдается тенденция уменьшения суммы дополнительно начисленных платежей на 1 выездную налоговую проверку с 16513,23 тыс. руб. до 3895,07 тыс. руб. за исследуемый период. Суммы дополнительно начисленных платежей на 1 результативную выездную проверку уменьшились с 16513,23 тыс. руб. в 2013 году до 3908,06 тыс. руб. в 2015 году.
Суммы дополнительно начисленных платежей на 1 камеральную налоговую проверку имеют устойчивую динамику развития. В 2014 году по сравнению с 2013 годом данный показатель незначительно уменьшился на 0,16 тыс. руб., в 2015 году увеличился до 1,57 тыс. руб. относительно 2014 года. Суммы дополнительно начисленных платежей на 1 результативную камеральную проверку уменьшились с 38,99 тыс. руб. в 2013 году до 22,45 тыс. руб. в 2014 году, но уже в 2015 году увеличились до 29,58 тыс. руб. относительно предыдущего периода.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что налоговыми органами Курской области проводится большая работа с целью совершенствования налогового контроля, который является одним из условий полного и своевременного поступления в бюджеты всех уровней налогов. Вопросы улучшения налогового контроля постоянно находились в центре внимания.
Однако дальнейшее улучшение уровня контрольной работы
должно оставаться одной из приоритетных задач налоговых органов Курской области. Для увеличения эффективности контрольной работы налоговых органов можно выделить следующие направления совершенствования:
- совершенствование правового регулирования налогового контроля;
- повышение налоговой культуры и грамотности налогоплательщиков;
- совершенствование форм и методов налоговых проверок;
- укрепление и совершенствование кадрового потенциала налоговых органов;
- постоянное совершенствование технической базы, а также существенное расширение полномочий налоговых органов;
- увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения;
-разработка поощрительных мер добросовестных налогоплательщиков.
Приведенный перечень направлений совершенствования не является исчерпывающим. Реализация данных предложений будет способствовать дальнейшему повышению эффективности контрольной работы налоговых органов на федеральном и региональном уровнях.