Социальная адаптация является одним из механизмов социализации, которая позволяет «активно включиться в структуру социальной среды. Известно, что адаптация явление интегральное и многостороннее, а, значит, имеет множество интерпретаций и рассматривается в разных областях науки. Социология представляет адаптацию как процесс приспособления к ситуации в связи с её трансформациями и результат данного процесса, т.е. приспособленность к изменившимся обстоятельствам жизни и действия субъекта процесса адаптации, связанные с его работой над собой с целью приспособления и, наконец, работа с объектом адаптации, которую реализовывают окружающие его люди.
В данном контексте условия социальной среды определяются нормами и правилами, принятыми в обществе, социальными императивами, новыми социальными ролями, которыми человек должен овладеть.
На сегодняшний день в рамках социологии адаптации социальная адаптация рассматривается, представленной Н.А. Крель, указывающая ее основные черты, виды и функции. Проблематика социальной адаптации студентов рассматривается многими отечественными и зарубежными учеными [1]. В отечественной науке сущность, механизм и структура социальной адаптации стали объектом анализа в работах Нагоркиной О.В.[2], Рослякова А.Е.[3], Эйгелиса Г.В.[4] и пр.
В настоящее время, у абитуриентов к началу обучения в высшем учебном заведении уже имеется своеобразная система ценностно-смысловых отношений, со временем трансформирующаяся под действием изучения и профессионального воспитания, одна из основопологающих функций которых содержится в трансляции свежих идей, мыслей, ценностей. Студенческая пора считается завершающим периодом насыщенного становления системы ценностных взаимоотношений.
Таким образом, процесс вузовской адаптации многие авторы рассматривают как один из видов социальной адаптации. Под адаптацией студентов к высшему учебному заведению понимается формирование наилучшего режима целеустремленного функционирования личности студента [5]. Определено, что адаптация личности студента к обучению – это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс, из-за несоответствия способов обучения в школе и вузе.
Библиографический список
- Крель Н.А. Теоретические основы процесса адаптации студентов ОУ СПО к профессиональной деятельности. [Электронный доступ]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=4030
- Нагоркина О.В. Социально-психологическая адаптация студентов в вузе в условиях развития студенческого самоуправления: дис…канд. психол. наук: 19.00.05 / О.В. Нагоркина. Саратов, 2006. 191 с.
- Росляков А.Е. Социально – психологическая адаптация студентов в условиях ВУЗа МПС:дисс. …канд. псих. наук: 19.00.05 / А.Е. Росляков. Ярославль, 2003. 195 с.
- Эйгелис Г.В. Социальная адаптация иногородних студентов на первых этапах профессионального обучения / Г.В. Эйгелис // «Наука». 2011. – №6 (11).
- Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Отношение к образованию у студенческой молодежи (на материалах социологического исследования в Республике Татарстан) // Казанский педагогический журнал. 2016. №11. С.209-215.