Далеко вперед шагнула наука о переливании крови – трансфузиология. Однако, как и прежде, миллионы жизней больных людей спасает кровь доноров. Дар своей крови – это символ современной цивилизации, пример гуманизма и феномен социальной солидарности. Современная медицина при лечении заболеваний крови, травм, в ряде оперативных вмешательств не может обойтись без применения компонентов крови (эритроцитной массы, тромбоконцентрата и замороженной плазмы). Кроме того из донорской крови производят ряд крайне необходимых препаратов крови: иммуноглобулины, альбумин, факторы свёртывания и др. Донорство крови — это жизненно необходимая для человеческого общества миссия. Но и для самих доноров сдача крови может быть весьма полезной процедурой, приводящей к активации кроветворения, включая систему иммунитета [1, С. 77]. Не случайно «круглый стол» по проблемам донорства и службы крови, состоявшийся в Государственной Думе Российской Федерации, рекомендовал определить 20 апреля как ежегодный торжественный памятный день – Национальный день донора крови. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире регистрируют около 107 миллионов случаев сдачи крови, процедуру переливания крови делают 1,5 миллионам россиян. В ВОЗ надеются, что к 2020 году все страны мира будут обеспечивать запасы крови на 100% благодаря добровольным, не получающим вознаграждение донорам. Кровь требуется пострадавшим от ожогов и травм, при проведении сложных операций, при тяжелых родах, а больным гемофилией или анемией – для поддержания жизни. Потребность в донорской крови постоянна, в ней ежегодно нуждается более 1,5 млн. россиян. Это важно, потому что помощь донора нужна каждому третьему человеку в мире. В лечебных учреждениях Ростовской области ежегодно в переливаниях крови нуждаются более 130 тысяч человек. Сегодня не существует замены донорской крови – она уникальна по своим свойствам. Для многих больных донорская кровь – это единственный шанс выжить и выздороветь. В настоящее время в России особо ощутима нехватка компонентов и препаратов крови отечественного производства. Поэтому врачи говорят о необходимости развития массового безвозмездного донорства для спасения миллионов жизней. Если каждый россиянин хотя бы 1 раз сдаст кровь, потребности крови в России будут полностью удовлетворены. В то время как по данным ВЦИОМ (2014) 64% россиян никогда не были донорами крови, а среди сдающих кровь, лишь 8 % сдают её часто, 17 % сдавали несколько раз и 11 % были донорами лишь однажды. С20 января 2013 годав силу вступил закон об отмене платного донорства. Вместо нескольких сотен рублей донорам предлагали соки, чай, консервы. Однако. Министерство здравоохранения подготовило изменения в закон о донорстве крови и ее компонентов, согласно которому доноры смогут получать на выбор вместо питания денежное вознаграждение (Владимир Уйба). При этом размер материальной компенсации Минздрав установил в 5% от действующей на дату сдачи крови и (или) ее компонентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, на территории которого совершенна донация. Донорство – это не только добровольная сдача крови, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и её компонентов. Кровь, взятая от донора, используется в научно-исследовательских и образовательных целях; в производстве компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий. Тысячи больных людей в современном мире имеют шанс получить переливание крови. Кроме громких трагических событий есть и повседневная жизнь, и человеческие судьбы, зависящие от нашего самопожертвования, сострадания, гуманизма, благородства и любви. Донорство воспитывает в человеке высокие нравственные принципы – гуманизм, доброту, отзывчивость, патриотизм, в которых так нуждается современное общество. Образовательные учреждения в свою очередь также играют важную роль в формировании гуманистического мировоззрения и создании социокультурных образцов у молодежи. Одним из средств развития гражданских качеств является волонтерское движение, формирующее гуманистические идеалы и чувство социальной ответственности [2, С.111]. Волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность), будет способствовать формированию гуманистического мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности [3, С.76]. Большое внимание волонтерскому донорскому движению уделяется в среде обучающихся Ростовского государственного медицинского университета [4, С. 793]. Для более раннего приобщения к данному виду волонтерского движения в вузе существует непрерывность образовательного процесса, в которую включены профильные общеобразовательные школы (на договорной основе), клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи (на договорной основе), подготовительные курсы, кафедры университета, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс, колледж РостГМУ (на функциональной основе) [5, С. 119; 6, С. 157]. Концептуальная модель врача – гуманиста, владеющего основами мировоззренческих и психолого-педагогических знаний, рассматривающего человека и его здоровье как величайшую ценность общества и умеющего применить эти знания и умения к конкретному пациенту, является фундаментом воспитательной работы факультета довузовского образования [7, С. 169]. В вузе традиционно проводятся акции: «День донорского совершеннолетия» и другие. В акциях принимают участие доноры всех ВУЗов Ростова-на-Дону, а также актив педагогического отряда «ЮГА». С участием РостГМУ регулярно проводятся встречи по вопросам донорства с обучающимися других вузов. Центр довузовского образования не остается в стороне от волонтерского донорского движения, одной из целей воспитательной работы на довузовском этапе является дальнейшее совершенствование работы по развитию ключевых общекультурных компетенций в рамках духовно-нравственного и гуманистического [8, С. 777]. Особое внимание пропаганде здорового образа жизни, волонтерского и донорского движения уделяется в клубе «Юный медик», где по трехлетней программе обучаются и знакомятся с основами медицины учащиеся образовательных школ [9, С. 115; 10, С. 119]. Цель нашего исследования – изучить основные направления деятельности донорского движения, разработать и провести мероприятия по пропаганде и привлечению внимания населения к этому направлению деятельности, а также оценить эффективность проведенных мероприятий. Объектами исследования были медицинские работники, школьники и обучающиеся факультета довузовского образования. С учетом возраста они были разделены на 4 группы: 1 группа – до 18 лет, 2 – 18-30 лет, 3 – 30-50 лет, 4 – старше 50 лет. Исследование проводилось в три этапа. В процессе использовались авторская анкета для оценки информированности населения разных возрастных категорий о донорском движении; лекции, беседы, презентации, информационные встречи по вопросам, посвященным проблемам безвозмездного донорства; анкета, составленная автором для повторной оценки информированности населения по изучаемой проблеме. Статистический анализ производился в программе Statistica 6.0. По результатам первого анкетирования, имеют желание сдать кровь с целью оказания «помощи людям» 50% обучающиеся на подготовительных курсах и 60% лиц старше 50 лет, а реально регулярно сдают кровь 9% представителей лиц от 18 до 30 лет, 10% лиц от 30 до 50 лет и 10% лиц старшего возраста. 90% слушателей (1 группа), 70% (2-4 группы) мало информированы по всем вопросам, связанным с донорством: противопоказания, показания, возможные осложнения, правила подготовки к сдаче крови и другие. Безвозмездность сдачи крови превалирует у респондентов всех возрастных групп, добровольность – в группе старше 50 лет (80%). Соответственно 20%, 28% ,79% и 85% (1,2,3,4 групп) анкетируемых охотнее сдали бы кровь своим родственникам, и все беспокоятся, что сдача крови может повредить их здоровью. Среди причин, по которым люди не сдают свою кровь, наиболее популярной оказалось плохое здоровье - так ответили 23% опрошенных. Боятся возможного инфицирования 12% респондентов, 5% признались, что боятся вида крови, боли и шприцов. Обязательное материальное поощрение в ранге требований к условиям сдачи крови все респонденты ставят на последнее место. Все группы анкетируемых не в полном объеме осведомлены о требованиях, которым должен соответствовать донор, к примеру, неправильно ранжируют пищевые продукты, способствующие быстрому восстановлению крови. Они также мало информированы и о той пользе, которую получает система кроветворения при регулярной сдаче. Установлена прямая корреляция между количеством респондентов, готовых регулярно сдавать кровь, и возрастом, так как это престижно и повышает самооценку. Большая часть анкетируемых положительно относится к созданию общественных организаций, которые помогают найти доноров, но готовы стать их членами менее трети респондентов. На втором этапе мы реализовали разработанные нами мероприятия (лекции, презентации, мастер-классы, круглые столы, буклеты) по пропаганде и привлечению внимания к изучаемой проблеме. Различными формами и средствами пропаганды было охвачено более пятисот человек. Во время агитационных мероприятий волонтеры организовывали встречи с Почетными донорами, знакомили слушателей с историей донорского движения, показаниями и противопоказаниями к процедуре, средствами доказательной медицины рассказывали о благотворном влиянии на самих добровольцев. Листовки содержали информацию о том, что активные доноры реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, легче переносят кровопотерю, что люди, регулярно сдающие кровь, живут в среднем на 5 лет дольше среднестатистического человека, так как у них происходит активизация системы кроветворения – клеток красного костного мозга – и регулярная стимуляция иммунитета. Лозунг агитационной бригады «став донором крови, можно не только подарить кому-то жизнь, но и продлить свою собственную». Проведенные нами мероприятия значительно расширили представления о донорстве во всех группах респондентов, так как по результатам второго анкетирования респонденты «поняли», что донорство не вредит здоровью. Во всех группах возросло количество людей (до 100%) готовых регулярно безвозмездно, добровольно сдать кровь. Они стали более информированы о показаниях к сдаче крови и сами проявили желание участвовать в волонтерском движении, что свидетельствует об эффективности комплексного подхода к формированию общественного мнения о полезности донорства с использованием современных рекламных технологий; адресных агитационных мероприятий и обучающих презентаций для различных социальных и возрастных категорий населения.
Библиографический список
- ДОНОРСТВО И ТЕРАПИЯ: ГДЕ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ? Архивъ внутренней медицины. – 2013. – № 4 (12). – С. 77-78.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
- Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – №10. – С.119-120.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – №9. – С. 115.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – №10. – С. 119-120.