В современной экономике информация занимает всё более важную роль. Упорядоченная, доступная и активно используемая информация оценивается как ресурс наряду с финансовыми, интеллектуальными, энергетическими и материальными ресурсами. Информация, средства её доставки и обработки играют огромную роль, в том числе и в сбалансированном развитии жилищно-коммунального комплекса [8, 9, 10].
Делая доступными информацию об объектах и субъектах ЖКХ, структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги, делая прозрачными финансовые взаимоотношения современные информационные технологии являются необходимым условием для устойчивого экономического развития предприятий коммунального сектора экономики и для обеспечения условий комфортного и безопасного проживания граждан [12, 13].
Отличительной особенностью организаций коммунального комплекса является невещественный характер их продукции, их деятельность связана с предоставлением услуг с нормативным качеством, поэтому немаловажной составляющей работы сотрудников компании является управление взаимоотношениями с потребителями, что является наиболее значимым элементом экономической активности [11, 14].
Для решения задач повышения эффективности работы отраслевых предприятий, обеспечения финансовой прозрачности рынка ЖКХ, информационной открытости и увеличения рыночной стоимости активов можно определить следующие основные этапы структурирования операционной деятельности организаций коммунального комплекса [1]:
- обеспечение эффективности в части управления финансовыми потоками;
- формирование сильной функциональной вертикали по направлениям: инвестиции, производство, сбыт, IT-технологии, внедрение систем мониторинга и управления качеством услуг;
- реинжиниринг основных бизнес-процессов с учётом особенностей развития территориальных рынков, касающихся работы с потребителями;
- внедрение информационных технологий, обеспечивающих, соответствующую текущим потребностям рынка, поддержку бизнес-процессов управления взаимоотношениями с потребителями;
- организация служб комплексного клиентоориентированного обслуживания, создание многофункциональных центров взаимодействия с потребителями, позволяющих не только сократить операционные расходы на их обслуживание, но и повысить доходную часть предприятия;
- работа организаций жилищно-коммунального комплекса, участвующих в производстве и предоставлении услуг, в едином информационном пространстве (создание единых центров управления системами коммунальной инфраструктуры, системы технического учёта и активации, управление потоками работ и ресурсами, а также системы сбора учётных записей, взаимных расчётов).
При таком подходе деятельность организаций жилищно-коммунального комплекса немыслима без использования разнообразных взаимно интегрированных информационных и управляющих систем, таких как: биллинговые, CRM и ERP системы, программы бухгалтерского учета, а также прикладные средства управления системами коммунальной инфраструктуры [2, 6].
Отмеченные программные комплексы необходимы для эффективной организации производственной, инвестиционной и сбытовой деятельности предприятия, входящих в его состав филиалов и структурных подразделений, формализации и систематизации бизнес–процессов, а также существенно увеличивают рациональное использование материальных ресурсов [5].
Но в то же время необходимость устойчивого экономического развития, модернизация технологической инфраструктуры, возрастающие требования потребителей к качеству жилищно-коммунальных услуг приводят к появлению новых запросов и потребностей, что, в свою очередь, приводит к повышению требований к эксплуатируемым информационным системам, возникновению проблем в управлении бизнес-процессами [3].
В совокупности отмеченные факторы оказывают непосредственное влияние на необходимость изменения функциональности, замены и/или глубокой модернизации действующих информационных систем. При этом объективно возникает ситуация, при которой взаимодействие комплекса информационных систем требует разнообразных технологических приемов, таких как организация файлового обмена данными, создание конвертеров, также возможно частичное дублирование данных.
Для поддержания всего комплекса, работающего в таком режиме, требуется большой штат квалифицированного персонала, разработка, внедрение и контроль строгого соблюдения административных, технологических и информационных регламентов, что, в конечном итоге, может привести к различного рода сбоям и нарушением работоспособности.
Основные проблемы при создании интегрированной корпоративной информационной системы (КИС) на предприятиях ЖКХ возникают в ситуации, когда уже эксплуатируется определенное количество локальных систем, с разной степенью эффективности реализующих те или иные основные бизнес-процессы. Подобное состояние является результатом естественного эволюционного процесса, когда в первую очередь создаются системы, автоматизирующие возникающие приоритетные в каждый конкретный момент времени задачи [7].
КИС предприятия ЖКХ строится на базе современных систем передачи и обработки информации и обеспечивает единое информационное пространство.
Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз данных, технологий их создания, актуализации и эксплуатации, инфокоммуникационных сетей и систем, работающих по общим правилам и на основе единых принципов, обеспечивающих информационно-сервисную поддержку поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, единое информационное пространство предприятия ЖКХ включает в себя следующие составляющие:
- информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, размещенные на соответствующих носителях информации;
- организационные структуры, обеспечивающие актуализацию, верификацию, структурирование, хранение, распространение, поиск и передачу данных;
- средств информационного взаимодействия производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам.
Для того чтобы развитие информационной системы соответствовало целям производства, необходимо определить её место в системе управления экономическим объектом и обеспечить координацию действий коллектива, управляющего информационной системой, с действиями коллектива, управляющего развитием объекта управления.
При внедрении новых информационных технологий организации ЖКХ нередко сталкиваются с проблемой их оптимальной интеграции в существующие технологические процессы. Если вопросы интеграции своевременно не решаются, то могут возникнуть повторяющиеся звенья и функции подразделений, поэтому процессы инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов должны быть смоделированы и всесторонне проанализировано менеджерами компании еще до начала внедрения [4].
Масштабы работ и затрат, которыми характеризуется информатизация деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса, направленная прежде всего на реализацию услуг и получение прибыли, острейшим образом ставят проблему повышения эффективности информационных систем.
Основные преимущества, получаемые компанией при внедрении единой интегрированной КИС можно сформулировать следующим образом:
Эффективное управление и контроль:
- организация действенного управления обособленными структурными подразделениями, а не простое формирование сводной отчётности;
- унификация управленческих и технологических процессов за счёт применения единой конфигурации различных информационных систем – компонентов КИС и применения стандартных интерфейсов;
- возможность проведения анализа по всем направлениям деятельности каждого структурного подразделения – прозрачность финансово-хозяйственной деятельности;
- осуществление оперативного контроля финансовых потоков и за использованием денежных средств каждого подразделения;
- организация управления нормативно-справочной базой всех основных компонентов КИС и как следствие получение сопоставимой информации в кратчайшие сроки и готовой к дальнейшей аналитической обработке.
Минимизация затрат на приобретение, внедрение, эксплуатацию информационной системы:
- работа с единым разработчиком (системным интегратором) КИС, при увеличении объёма приобретаемых лицензий предоставляются ценовые корпоративные скидки;
- взаимодействие по доработке (изменению) КИС только на верхнем уровне управления компании, что значительно удешевляет стоимость договоров сопровождения и унифицирует структуру программного обеспечения;
- утверждение единой конфигурации каждой КИС и основных требований к программному обеспечению, и, как следствие, сокращение затрат на внедрение систем и обучение специалистов.
Библиографический список
- Никитина Н.В., Чаадаева В.В. Использование информационных технологий при создании системы управления бизнес-процессами // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. С. 1.
- Чаадаев В.К. Как правильно выбрать ERP-систему // Управление компанией. 2004. Т. 07. № 38. С. 67.
- Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.
- Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.
- Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
- Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
- Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-3. С. 115-121.
- Чаадаев В.К., Чаадаева В.В. Актуальные аспекты создания и развития единого информационного пространства ЖКХ // Прогрессивные технологии развития». 2013. № 11. С. 68-76.
- Чаадаев В.К., Чаадаева В.В. Информационные ресурсы ЖКХ – создание, использование и эксплуатация // Факторы повышения эффективности российской экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар. 2014. С. 302 – 308.
- Чаадаева В.В. Информационные технологии как базовый инструмент устойчивого развития коммунального сектора экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. № 11-12. С. 79-81.
- Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.
- Чаадаева В.В. Роль инноваций в современной экономике // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 1-1 (60). С. 235-237.
- Чаадаева В.В. Устойчивое развитие системы управления технологическими инновациями // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 2-1 (62). С. 220-222.
- Чаадаева В.В. Характеристика, социальное и политическое значение коммунального сектора экономики // Научно-исследовательские публикации. 2015. Т. 1. № 3 (23). С. 89-93.