ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА CASE STUDY В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Варфоломеева Татьяна Николаевна1, Грызлова Мария Сергеевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», магистрантка 2 курса Института энергетики и автоматизированных систем

Аннотация
В статье раскрывается актуальность использования case study в процессе профессиональной подготовки студентов, процесс подготовки и последовательность проведения занятия с применением кейс-метода.

Ключевые слова: кейс-метод, этапы разработки кейс


THE USE OF CASE STUDY METHOD IN TRAINING STUDENTS

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna1, Gryzlova Maria Sergeevna2
1Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosova, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technology
2Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosova, undergraduate 2 courses of Institute of power engineering and automated systems

Abstract
The article reveals the relevance of the use of case study in the process of professional training of students, preparation process and sequence of carrying out exercises using the case method.

Keywords: case study


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н., Грызлова М.С. Использование метода case study в профессиональной подготовке студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65765 (дата обращения: 24.09.2024).

Реорганизация в системе высшего образования вызывает у педагогов большой интерес к интерактивным и активным методам и формам обучения студентов. Такие формы и методы помогают сформировать профессиональные компетенции, так как в настоящее время главным является развитие личности и взаимодействие между людьми. Совместно с традиционными методами обучения на этапе реформирования высшего образования активное и интерактивное обучение приобретают особую популярность.

В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных занятий, предусматривающая:

  • проектные технологии;
  • организация «фокус групп»;
  • тренинги;
  • методы CASE STUDY (методы конкретных ситуаций).

Метод конкретных ситуаций – инновационный метод обучения в высшей школе, учитывающий все особенности изучаемых предметов и формирует необходимые умения, знания и навыки [10]. Такой метод работы со студентами направлен на решение некоторых проблем, основанных на условиях реальных ситуации. В процессе обучения, в котором применяется метод CASE STUDY, формируются профессиональные компетенции:

  • лидерство;
  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • умение проанализировать значительный объем информации за короткие сроки;
  • уметь принимать решения при стрессе и недостаточной информации.

Принципиальное отличие метода конкретных ситуаций от традиционных методов обучения – равенство всех со всеми в процессе обсуждения вопросов, в том числе и с преподавателем. Применение метода конкретных ситуаций в преподавании акцент переносится от готовых знаний на их выбор, на сотворчества преподавателя и студента. Процесс организации учебного занятия с использованием методов конкретных ситуаций предполагает многообразие технологических подходов и имеет свою специфику.

Порядок работы с кейсами заключается в том, что студенты, после того, как ознакомились с проблемой, самостоятельно разбирают ситуацию и в процессе дискуссии предлагают свои идеи и решения. Для изучения ситуации непосредственно на занятии, для индивидуального анализа необходимо от 10 до 30 минут в зависимости от объема материала. В процессе работы над ситуацией студенты учатся работать «в команде» и принимать решения. Рассмотрение ситуаций занимает от 35 минут до 1 часа учебного времени. Продолжительность занятий зависит от степени сложности ситуаций и знаний студентов. Применение метода CASE STUDY в учебном процессе представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – Стадии разработки кейсов

Учебные занятия, с применением CASE STUDY, проводятся в несколько этапов:

Этап 1. Преподаватель раздает текст студентам для самостоятельной работы с ним. Количество студентов в группе варьируется в зависимости от новизны, размера и сложности ситуации, поэтому деятельность в малых группах играет значительную роль в кейс-методе, так как это наиболее эффективный метод обучения. Возможно использовать такие формы работы:

-     запрос дополнительной информации, обсуждается вопрос о ее необходимости для принятия аргументированного решения;

-     каждой группе дается вся информация, которую они запросили, а затем на общем обсуждении выясняется, какая из полученной информации использовалась при принятии решения;

-     выполняется количественное (баллы, очки) и качественное взвешивание (важность информации для принятия решения) «стоимости» запрошенной информации по сравнению со значением принятого решения в тех же единицах. «Стоимость» информации устанавливается заранее. Студенты коллективно ставят оценку за принятое решение.

Этап 2. Предварительное обсуждение ситуации. На этом этапе преподаватель собирает информацию об усвоении материала студентами и о правильности понимания проблем, описанных в ситуациях. Это необходимо так как студенты самостоятельно осваивают новый материал по кейсам, необходимые для выполнения практических заданий. Методы проверки знаний могут быть: традиционные (устный фронтальный опрос, взаимопроверка и т.д.) и нетрадиционные (рейтинг, тест и т.д.).

Этап 3. Межгрупповая дискуссия. Этап проходит в виде докладов участников. Представители, каждой группы выступают со своими решениями и анализом, а студенты из других групп – оппонентами. Преподаватель – руководитель дискуссии, контролирует ситуацию и выполняет роль критика, активизируя и направляя дискуссию.

Этап 4. Заключительный этап. Подведение итогов, вначале высказываются желающие из аудитории, а затем руководитель дает оценку выводам отдельных студентов и всей дискуссии в целом.

Для качественного подведения итогов используется многокомпонентный метод формирования оценки. Критериями оценивая работы участников выступают:

  • уровень активности на занятии;
  • подготовленные письменные работы.

Преподаватель одновременно с оценкой формулирует и дает обоснование возможным вариантам действий, которые не были предложены, выделяет ошибки и особенно продуктивные решения.

Многообразие допустимых решений является характерной особенностью многих ситуационных заданий. Поэтому нельзя разделить решения студентов на правильные и неправильные. Решения можно разделить по обоснованности решения, по затратам на ресурсы и степени рисков, но различные решения считаются правильными. Использование традиционной шкалы оценки является для преподавателя привычной и информативной [11]. Тем не менее можно использовать полученные баллы по-другому, так как смысл выполнения ситуационных заданий заключается в получении информации о том, какие умения необходимо освоить студенту и чему необходимо научиться. Эта информация необходима студенту, так как одна задача ситуационных заданий – это оценка студентом своих учебных успехов. Поэтому эффективней всего ввести рейтинг по результатам выполненных заданий. Кроме этого, оценка студентом своих учебных успехов будет, способствовать и самооценке студентами уровня сформированности тех или иных компетенций [11] (см. таблицу 1).

Для оценки результатов решения ситуационных задач наиболее целесообразно руководствоваться стратегией «эффективно – неэффективно в решении проблемы», а не «верно–неверно».

Таблица 1 – Оценка способности студентов к самостоятельному решению проблем

Умение

Критерии сформированности

Баллы, очки

Решение проблемы образовательной деятельности Хорошо ориентироваться в образовательном пространстве
Использование всевозможных источников информации
Решать учебный, познавательные и коммуникативные проблемы
Решение познавательных проблем Классифицировать явления действительности
Раскрыть причинно-следственные связи
Обоснование собственной позиции
Решение практических проблем Использовать различные виды текстов, например, деловая информация, учебные тексты и научно-популярная литература
Использование технических средств
Решение практических проблем универсального характера Достичь успеха в приоритетных видах деятельности
Решение любых проблем в профессиональной деятельности
Решение проблем при недостаточности информации
Проектирование и принятие решения Планировать и проектировать стратегию, принимать решения
Принятие правильных решений в независимости от сложности ситуации
Моделировать будущую профессиональную деятельность
Предлагать несколько вариантов решения проблемы
Применять теорию в реальных событиях профессиональной деятельности Классифицировать, выделять, нужную информацию
Применять на практике теорию, методы и принципы

Так же эффективным является другая форма работы с кейсами – домашняя работа – готовится в форме CASE STUDY по заданной теме. Такая форма работы является очень полезной и актуальной, так как позволяет студентам самостоятельно давать оценку ситуации. Кроме этого, такая форма позволяет наполнять банк CASE STUDY, которые можно использовать в учебном процессе. Так же при накоплении большого числа CASE STUDY возможно использовать этот метод при проведении экзамена – как эффективного метода оценки освоения студентами пройденного материала.

Выбор метода конкретных ситуаций, как ресурса формирования профессиональных компетенций для будущих специалистов исходит из того, что применение технологии повысит уровень мотивации студентов, а непосредственная работа с кейсами будет стимулировать студентов на поиск новой информации [15].

Таким образом, подготовка студентов – будущих специалистов помогает простимулировать их к творческому мышлению и активной познавательной деятельности, развивать способности к прогнозированию, мозговому штурму и генерированию идей. Опыт, приобретенных на знаниях с применением кейс-метода поможет студентам еще в вузе повысить навыки профессиональной деятельности.


Библиографический список
  1. Арканова Т.А. Использование метода кейс-стади в профессиональной подготовке студентов-экономистов / Т. А. Арканова // Вестник университета Российской академии образования. – 2011. – № 1. – С. 164–166.
  2. Безбородова, Ю. Кейс-метод / Ю. Безбородова // Высшее образование в России. – 2013. – № 8. – С. 163–165. – Библиогр.: с. 165.
  3. Гатауллин, Р. М. Case-технологии в высшем профессиональном образовании / Р. М. Гатауллин // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 1. – С. 43–46.
  4. Грызлова М.С. Обеспечение информационной безопасности образовательного учреждения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине/ Сборник научных трудов II Международная научная конференция/ Часть III / − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 356 с. – с. 73-76
  5. Добрынина, Диана Владимировна. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д.В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 172–176. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15165299(дата обращения: 20.09.2012).
  6. Еремин, А.С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 2. – С. 67–81.
  7. Еремин, А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 4. – С. 77–90.
  8. Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 3. – С. 15–36.
  9. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. Пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 271 с. – (Высшее образование). – Рек. РАО. – Библиогр.: с. 268-269. – ISBN 5-7695-0811-6.
  11. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.-метод. пособие. – Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
  12. Чернова Е.В. Информационная безопасность : учеб. пособие для социологов / Е.В. Чернова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 116 с.
  13. Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2012. – Т.1.  – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.
  14. Шаталова Е.А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 19. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75274.htm.
  15. Шварева О.В. Кейс-метод и его ресурсы в формировании педагогической компетентности социальных педагогов//Народное образование. Педагогика /Вестник Томского государственного педагогического университета. –2012.­­– № 11. – С. 185–190.


Все статьи автора «Грызлова Мария Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: