Реорганизация в системе высшего образования вызывает у педагогов большой интерес к интерактивным и активным методам и формам обучения студентов. Такие формы и методы помогают сформировать профессиональные компетенции, так как в настоящее время главным является развитие личности и взаимодействие между людьми. Совместно с традиционными методами обучения на этапе реформирования высшего образования активное и интерактивное обучение приобретают особую популярность.
В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных занятий, предусматривающая:
- проектные технологии;
- организация «фокус групп»;
- тренинги;
- методы CASE STUDY (методы конкретных ситуаций).
Метод конкретных ситуаций – инновационный метод обучения в высшей школе, учитывающий все особенности изучаемых предметов и формирует необходимые умения, знания и навыки [10]. Такой метод работы со студентами направлен на решение некоторых проблем, основанных на условиях реальных ситуации. В процессе обучения, в котором применяется метод CASE STUDY, формируются профессиональные компетенции:
- лидерство;
- целеустремленность;
- коммуникабельность;
- умение проанализировать значительный объем информации за короткие сроки;
- уметь принимать решения при стрессе и недостаточной информации.
Принципиальное отличие метода конкретных ситуаций от традиционных методов обучения – равенство всех со всеми в процессе обсуждения вопросов, в том числе и с преподавателем. Применение метода конкретных ситуаций в преподавании акцент переносится от готовых знаний на их выбор, на сотворчества преподавателя и студента. Процесс организации учебного занятия с использованием методов конкретных ситуаций предполагает многообразие технологических подходов и имеет свою специфику.
Порядок работы с кейсами заключается в том, что студенты, после того, как ознакомились с проблемой, самостоятельно разбирают ситуацию и в процессе дискуссии предлагают свои идеи и решения. Для изучения ситуации непосредственно на занятии, для индивидуального анализа необходимо от 10 до 30 минут в зависимости от объема материала. В процессе работы над ситуацией студенты учатся работать «в команде» и принимать решения. Рассмотрение ситуаций занимает от 35 минут до 1 часа учебного времени. Продолжительность занятий зависит от степени сложности ситуаций и знаний студентов. Применение метода CASE STUDY в учебном процессе представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Стадии разработки кейсов
Учебные занятия, с применением CASE STUDY, проводятся в несколько этапов:
Этап 1. Преподаватель раздает текст студентам для самостоятельной работы с ним. Количество студентов в группе варьируется в зависимости от новизны, размера и сложности ситуации, поэтому деятельность в малых группах играет значительную роль в кейс-методе, так как это наиболее эффективный метод обучения. Возможно использовать такие формы работы:
- запрос дополнительной информации, обсуждается вопрос о ее необходимости для принятия аргументированного решения;
- каждой группе дается вся информация, которую они запросили, а затем на общем обсуждении выясняется, какая из полученной информации использовалась при принятии решения;
- выполняется количественное (баллы, очки) и качественное взвешивание (важность информации для принятия решения) «стоимости» запрошенной информации по сравнению со значением принятого решения в тех же единицах. «Стоимость» информации устанавливается заранее. Студенты коллективно ставят оценку за принятое решение.
Этап 2. Предварительное обсуждение ситуации. На этом этапе преподаватель собирает информацию об усвоении материала студентами и о правильности понимания проблем, описанных в ситуациях. Это необходимо так как студенты самостоятельно осваивают новый материал по кейсам, необходимые для выполнения практических заданий. Методы проверки знаний могут быть: традиционные (устный фронтальный опрос, взаимопроверка и т.д.) и нетрадиционные (рейтинг, тест и т.д.).
Этап 3. Межгрупповая дискуссия. Этап проходит в виде докладов участников. Представители, каждой группы выступают со своими решениями и анализом, а студенты из других групп – оппонентами. Преподаватель – руководитель дискуссии, контролирует ситуацию и выполняет роль критика, активизируя и направляя дискуссию.
Этап 4. Заключительный этап. Подведение итогов, вначале высказываются желающие из аудитории, а затем руководитель дает оценку выводам отдельных студентов и всей дискуссии в целом.
Для качественного подведения итогов используется многокомпонентный метод формирования оценки. Критериями оценивая работы участников выступают:
- уровень активности на занятии;
- подготовленные письменные работы.
Преподаватель одновременно с оценкой формулирует и дает обоснование возможным вариантам действий, которые не были предложены, выделяет ошибки и особенно продуктивные решения.
Многообразие допустимых решений является характерной особенностью многих ситуационных заданий. Поэтому нельзя разделить решения студентов на правильные и неправильные. Решения можно разделить по обоснованности решения, по затратам на ресурсы и степени рисков, но различные решения считаются правильными. Использование традиционной шкалы оценки является для преподавателя привычной и информативной [11]. Тем не менее можно использовать полученные баллы по-другому, так как смысл выполнения ситуационных заданий заключается в получении информации о том, какие умения необходимо освоить студенту и чему необходимо научиться. Эта информация необходима студенту, так как одна задача ситуационных заданий – это оценка студентом своих учебных успехов. Поэтому эффективней всего ввести рейтинг по результатам выполненных заданий. Кроме этого, оценка студентом своих учебных успехов будет, способствовать и самооценке студентами уровня сформированности тех или иных компетенций [11] (см. таблицу 1).
Для оценки результатов решения ситуационных задач наиболее целесообразно руководствоваться стратегией «эффективно – неэффективно в решении проблемы», а не «верно–неверно».
Таблица 1 – Оценка способности студентов к самостоятельному решению проблем
Умение |
Критерии сформированности |
Баллы, очки |
Решение проблемы образовательной деятельности | Хорошо ориентироваться в образовательном пространстве | |
Использование всевозможных источников информации | ||
Решать учебный, познавательные и коммуникативные проблемы | ||
Решение познавательных проблем | Классифицировать явления действительности | |
Раскрыть причинно-следственные связи | ||
Обоснование собственной позиции | ||
Решение практических проблем | Использовать различные виды текстов, например, деловая информация, учебные тексты и научно-популярная литература | |
Использование технических средств | ||
Решение практических проблем универсального характера | Достичь успеха в приоритетных видах деятельности | |
Решение любых проблем в профессиональной деятельности | ||
Решение проблем при недостаточности информации | ||
Проектирование и принятие решения | Планировать и проектировать стратегию, принимать решения | |
Принятие правильных решений в независимости от сложности ситуации | ||
Моделировать будущую профессиональную деятельность | ||
Предлагать несколько вариантов решения проблемы | ||
Применять теорию в реальных событиях профессиональной деятельности | Классифицировать, выделять, нужную информацию | |
Применять на практике теорию, методы и принципы |
Так же эффективным является другая форма работы с кейсами – домашняя работа – готовится в форме CASE STUDY по заданной теме. Такая форма работы является очень полезной и актуальной, так как позволяет студентам самостоятельно давать оценку ситуации. Кроме этого, такая форма позволяет наполнять банк CASE STUDY, которые можно использовать в учебном процессе. Так же при накоплении большого числа CASE STUDY возможно использовать этот метод при проведении экзамена – как эффективного метода оценки освоения студентами пройденного материала.
Выбор метода конкретных ситуаций, как ресурса формирования профессиональных компетенций для будущих специалистов исходит из того, что применение технологии повысит уровень мотивации студентов, а непосредственная работа с кейсами будет стимулировать студентов на поиск новой информации [15].
Таким образом, подготовка студентов – будущих специалистов помогает простимулировать их к творческому мышлению и активной познавательной деятельности, развивать способности к прогнозированию, мозговому штурму и генерированию идей. Опыт, приобретенных на знаниях с применением кейс-метода поможет студентам еще в вузе повысить навыки профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Арканова Т.А. Использование метода кейс-стади в профессиональной подготовке студентов-экономистов / Т. А. Арканова // Вестник университета Российской академии образования. – 2011. – № 1. – С. 164–166.
- Безбородова, Ю. Кейс-метод / Ю. Безбородова // Высшее образование в России. – 2013. – № 8. – С. 163–165. – Библиогр.: с. 165.
- Гатауллин, Р. М. Case-технологии в высшем профессиональном образовании / Р. М. Гатауллин // Высшее образование сегодня. – 2008. – № 1. – С. 43–46.
- Грызлова М.С. Обеспечение информационной безопасности образовательного учреждения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине/ Сборник научных трудов II Международная научная конференция/ Часть III / − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 356 с. – с. 73-76
- Добрынина, Диана Владимировна. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / Д.В. Добрынина // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 5. – С. 172–176. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15165299(дата обращения: 20.09.2012).
- Еремин, А.С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации компетентностного подхода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 2. – С. 67–81.
- Еремин, А.С. Обеспечение учебной работы с использованием кейс-метода / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 4. – С. 77–90.
- Еремин, А.С. Разработка и апробация кейсов: особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, плана и текста кейса / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – № 3. – С. 15–36.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. Пособие для вузов / под ред. Е. С. Полат. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2005. – 271 с. – (Высшее образование). – Рек. РАО. – Библиогр.: с. 268-269. – ISBN 5-7695-0811-6.
- Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.-метод. пособие. – Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
- Чернова Е.В. Информационная безопасность : учеб. пособие для социологов / Е.В. Чернова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 116 с.
- Чернова Е.В. Информационные технологии как инструмент развития компетенций педагогов в сфере обеспечения информационной безопасности личности в ИКТ-среде. // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. – Москва: МГУ, 2012. – Т.1. – 431с. – 1 электрон. oпт. диск (СD-ROM). – ISBN 978-5-9556-0141-0. – с. 221-228.
- Шаталова Е.А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 19. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75274.htm.
- Шварева О.В. Кейс-метод и его ресурсы в формировании педагогической компетентности социальных педагогов//Народное образование. Педагогика /Вестник Томского государственного педагогического университета. –2012.– № 11. – С. 185–190.