Менеджеры служб закупок составляют и внедряют список продукции, который подлежит входному контролю; выдают разрешения на замену продукции; организуют планирование и оперативную работу по:
1) выявлению потребности в товарах и услугах, формированию заказов; 2) своевременному обеспечению необходимой документацией службы закупок;
3) анализу банка данных;
4) контролю своевременности документации заказов;
5) взаимодействию с отделами и службами предприятия.
В функции диспетчера службы закупок входит контроль за предоставление необходимой документации группе отдела закупок.
В работе службы закупок особое место занимает оценка поставщиков, а именно способность поставщиков снабжать предприятие материальными ресурсами, отвечающими требованиям контракта (договора).
Координация логистического процесса требуется всегда, когда необходимо внести коррективы в отношении «поставщик-потребитель».
Всегда необходимо понимать и осознавать, что по отдельности поставщики и клиенты не рассматриваются, они являются звеньями одной логистической цепи, а не отдельными факторами, не поддающимися контролю.
Подбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава и материалов. Основными методами закупок являются [1]:
- оптовые закупки;
- регулярные закупки мелкими партиями;
- закупки товаров по мере необходимости;
- ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям.
- закупки товара с немедленным оформлением.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать, чтобы сэкономить время и снизить издержки.
Преимущество, отдаваемое данному методу закупок, зависит от сложности конечного продукта, состава и материалов; от периодичности, партий их потребления, объемов закупок, уровня постоянных затрат службы снабжения и затрат на создание и содержание запасов.
Цели отдела закупок: покупать товар по более выгодной цене; удерживать высокую оборачиваемость товарных запасов; обеспечивать доставку товаров в организацию; покупать товар наивысшего качества; работать непосредственно с надежными поставщиками; придерживаться доброжелательных партнерских отношений с надежными поставщиками; интегрировать со всеми подразделениями фирмы; – снижать долю расходов на закупки в общих логистических издержках; улучшать и стимулировать деятельность и повышать квалификацию менеджеров, занятых в снабжении и закупке [3].
Преимущества достижения каждой цели обуславливаются самой фирмой в зависимости от ее экономического положения [6]. Оптимизация сферы снабжения включает в себя поддержание оптимальных сроков поставки товара, поддержание оптимального размера партии, поддержание и повышение качества товара, поиск и закупка товаров по минимальным ценам, поиск компетентных поставщиков и развитие отношений сними.
Поддержание оптимальных сроков поставки товара, то есть опоздание в закупках может сорвать график продаж, что поведет за собой огромные накладные расходы, а купленные ранее определенного срока товары становятся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения фирмы.
Необходимо поддержание оптимального размера партии, то есть соблюдение четкого соотношения между размером поставок и необходимостями в них. Превышение или несоответствующий объем поставляемой продукции негативно скажется на балансе оборотных фондов.
Поддержание и повышение качества, то есть товары необходимо поставляться нужного уровня качества. Следует постоянно повышать качество снабжения и гарантировать конкурентоспособность товаров, что вызывает должное внимание к качеству закупаемых товаров [5]. Надежные поставщики в конечном итоге определяют успешную работу отдела закупок. Работа поставщика оказывает огромное влияние на качество и конкурентоспособность фирмы – покупателя. Работник отдела закупок должен уметь грамотно проводить анализ, осуществлять поиск возможных поставщиков, при этом поиск и анализ должен проходить по нескольким критериям, например таким как, качество предлагаемой продукции, своевременная доставка, удаленность поставщика, по цене и должном качестве сервиса и конечно один из важных критериев это оценка риска при осуществлении закупок.
Поиск товара и его закупка по минимальным ценам. Эта задача является актуальной для российских предприятий, так как требует большого объема оборотных средств. Резерв увеличения прибыли при осуществлении закупок может быть достаточно значительным.
Так, к примеру, поставщик который предоставляет нам свой товар, делает свою скидку, организация может на этом сэкономить и эти деньги пойдут на счет прибыли до налогообложения. Но если мы продаем товар на эти же деньги, то прибыль составит не более 5% цены после налогообложения. Закупки осуществляемые по низким ценам или за счет снижения общих логистических затрат может дать весомую прибыль организации.
Поставщики играют важную роль в управлении себестоимостью продукции. В частности, обе стороны – поставщик и торговая фирма – должны взаимодействовать при разработке программ ценообразования [8]. Это взаимодействие включает: решения об условиях оплаты; установка оптовых скидок; исследование и вероятность замены тех или иных товаров; планирование изменений в закупочных процессах; координация возможных отклонений от требований; выбор подходящего поставщика для разработки программ, связанных с контролем над затратами [2].
Стандартные задачи в управлении закупками могут быть объединены одной политикой отношений с ведущими поставщиками товаров. Данная политика обуславливается логистической концепцией или технологией организацией. Основными задачами, которые решаются в закупочной логистикой, являются:
1) что закупить; 2) у кого закупить; 3) сколько закупить; 4) на каких условиях закупить [4]. Задачу «что закупить» отдел снабжения фирмы решает совместно с отделом продаж. Идет определение в потребностях товаров, определяются качественные и эксплуатационные характеристики. Затем данная информация передается в отдел снабжения.
Решение «у кого купить»
Работники отдела снабжения проводят тщательный анализ рынка товаров, поставщиков с которыми заключены контрактные соглашения и потенциальных поставщиков. Затем отбирают наиболее перспективных из них [7].
Библиографический список
- Брагин Л.А. Торговое дело: экономика и организация. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 576 с.
- Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2013. – 501 с.
- Глухих В.Р., Шамис В.А., Левкин Г.Г. Использование имитационного моделирования при обучении студентов / Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 10 (100). С. 97-103.
- Лайсонс К., Джиллнгем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок:Пер. с 6-го англ.изд. – М.: ИНФА-М, 2005. – 798 с.
- Линдерс М., Джонсон Ф., пер. с англ. Под ред. Щербанина Ю.А. – 13-е изд. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 751 с.
- Мочалин С.М., Тюкина Л.В. Особенности применения логистических принципов в организации доставки грузов автомобильным транспортом Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2014. № 1 (35). С. 20-24.Канке, А.А. Логистика складского хозяйства / А.А. Канке // Маркетинг. – 2014. – № 1 (134). – С. 97-107.
- Шамис В.А. Применение RFID-технологии в логистике
В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89. - Шамис В.А., Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике в сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.