В современных условиях одним из наиболее важных механизмов реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны, повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг является развитие энерго- и ресурсосбережения [13].
Ключевым показателем энергоэффективности на уровне Российской Федерации, федеральных округов и субъектов РФ является удельная энергоемкость экономики регионов, которая находится в прямой зависимости от целого ряда факторов, определяемых структурой производимого валового регионального продукта, структурой и объемом промышленного производства, долей потребления топливно-энергетических ресурсов населением, коммунально-бытовой и бюджетной сферами, эффективностью энергоиспользования у многочисленных хозяйствующих субъектов.
Электричество, горячее, холодное водоснабжение и отопление составляют 70% стоимости всех жилищно-коммунальных услуг для населения. По оценкам экспертов, в России энергозатраты на единицу площади в 3 раза и более превышают западноевропейские показатели. Уровень энергоэффективности объектов коммунальных предприятий, жилых домов и общественных зданий многократно ниже уровня энергоэффективности аналогичных объектов в таких странах, как Канада, Дания, Финляндия.
Из-за крайне низкой энергоэффективности в сфере ЖКХ Россия ежегодно теряет, по расчетам специалистов, около 300-600 млрд. руб. [1].
Важнейшими условиями реализации потенциала энергосбережения являются:
- использование программно-целевого подхода при решении проблем энергобезопасности и повышения энергоэффективности на всех уровнях хозяйствования;
- создание правовых условий, обеспечивающих экономические преимущества для создания заинтересованности инвесторов в энергосберегающем бизнесе, учитывающих особенности энергопотребления в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, предусматривающих введение финансово-экономических механизмов по привлечению внебюджетных средств в сферу энергосбережения с формированием и использованием целевых бюджетных фондов энергосбережения, позволяющих использовать стоимость фактической экономии энергоресурсов в качестве инвестиционных ресурсов, как в бюджетной сфере, так и у коммерческих организаций;
- определение круга наиболее перспективных с точки зрения энергобезопасности, энергосбережения и бизнеса инновационных направлений инвестирования в каждом секторе энергопотребления.
Ключевой вопрос энергосбережения – привлечение инвестиций для реализации инновационных направлений, которые представляют собой значительный резерв повышения технологической энергоэффективности и удовлетворения прогнозируемого спроса на энергоресурсы [4, 5, 8].
Очевидно, что гарантией привлечения инвестиций в энергоемкие сектора экономики является существенное улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса, для чего необходимо проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологической, инвестиционной политики и моделей управления бизнесом, который составляет процесс реструктуризации [2, 7].
Одним из эффективных подходов к реструктуризации предприятий является реинжиниринг бизнес-процессов (РБП) на основе современных информационных технологий, который в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной практике [6, 10].
Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на реализацию принципов сквозного управления цепочками операций, выполняемых взаимодействующими подразделениями предприятия для наилучшего удовлетворения запросов потребителей.
Принципы процессного управления распространяются и на межорганизационное взаимодействие, позволяя встраивать бизнес-процессы поставщиков и потребителей энергоресурсов в совместно управляемые цепочки производства и поставки. Концентрированное управление ресурсами в рамках бизнес-процессов может повышать эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий в десятки раз.
Однако преобразования подобного рода не могут не сопровождаться радикальными шагами в направлении создания мощной платформы в виде новейших информационных технологий (ИТ), необходимой для поддержки вышеуказанных тенденций [9].
Надежную ИТ-платформу для крупного бизнеса возможно обеспечить только путем создания корпоративных информационных систем (КИС). Создание и внедрение КИС на предприятиях энергоемких секторов экономики целенаправленно решает не только проблему формирования единого отраслевого и корпоративного информационного пространства, но и обеспечивает реализацию комплексного подхода к решению в рамках межрегиональных компаний задач ресурсного снабжения, планирования производства и транспортировки энергоресурсов, организации сбыта, маркетинга и финансового учета. КИС служит также эффективным инструментом для выработки и проведения в жизнь согласованной государственной стратегии и тактики управления.
Обычно под термином «инновационные технологии энергосбережения» традиционно понимаются новые прогрессивные технологии строительства, использование современных изоляционных материалов, оборудования с большим коэффициентом полезного действия (КПД), установка приборов учета и т.п. Безусловно, без этого не обойтись, но эти мероприятия требуют и значительных капитальных затрат, кроме того, они не решают конечной части задачи энергосбережения – точного учета потребленных энергоресурсов, а, следовательно, и полноценного взаиморасчета с производителями и поставщиками.
Отсутствие прозрачности учета потребления энергоресурсов и проведения расчетов за них приводит в масштабах страны к значительным финансовым потерям [11, 12].
Практически для любого предприятия в качестве ключевой информационной системы, играющей роль связующего звена между остальными системами локального назначения КИС, правильно было бы рассматривать учетную информационно-расчетную систему.
Попытки построить бизнес вокруг других систем (бухгалтерии, системы управления, системы документооборота), как правило, приводят к получению неэффективной информационной системы [3].
Решение проблем энергосбережения, основываясь на современных информационных технологиях, начинать, в первую очередь, с внедрения эффективных систем управления потреблением энергоресурсов (воды, тепла, электроэнергии и газа) и наведения порядка в бюджетировании и управлении финансами.
Оценка и анализ существующей ситуации показывает, что реализация такого подхода - процесс сложный и многоэтапный, поэтому для проведения реинжиниринга процессов энергосбережения на предприятиях должны быть внедрены комплексные автоматизированные системы учёта производства, транспортировки и потребления энергоресурсов.
При условии своевременной реализации вышеизложенного подхода будет достигнуто:
- Создание экономического механизма, стимулирующего экономное использование предприятиями энергетических и материальных ресурсов и сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении, сокращение потребностей в инвестициях на развитие мощностей предприятий жилищно-коммунального комплекса.
- Финансовая стабилизация, испытывающих наиболее серьезные проблемы экономического и организационного характера, организаций жилищно-коммунального комплекса за счёт урегулирования накопившейся кредиторской задолженности за поставленные энергоресурсы. Сейчас определить чёткий её размер достаточно сложно в силу некорректного ведения учёта на муниципальных предприятиях.
Обобщая изложенное неизбежно напрашивается вывод – для того чтобы остановить рост потребления энергоресурсов и оптимизировать их стоимость необходимо:
1. Реформирование системы управления потреблением энергоресурсов:
- организация взаимодействия процессов производства, транспортировки и поставки энергоресурсов конечным потребителям;
- определение контрольных точек мониторинга поставки энергоресурсов (количество, качество);
- определение причин и места потери энергоресурсов (количество, качество);
- принятие мер по устранению причин потери;
- технико-экономическое обоснование возможной потери энергоресурсов при включении данного параметра в тарифы.
2. Внедрение эффективной системы учета и мониторинга потребления энергоресурсов на основе комплексных информационных решений:
- дистанционное управление транспортировкой и потреблением энергоресурсов;
- дистанционное снятие показаний о потреблении энергоресурсов;
- учёт количества и качества потребления энергоресурсов;
- учет расчётов с плательщиками за потребленные энергоресурсы на основе актуальных данных о потребителях услуг и потребленных ими энергоресурсах;
- расчётно-сервисное обслуживание плательщиков;
- аналитическая обработка данных для принятия управленческих решений).
3. Реформирование системы тарифообразования на проведение расчётов за энергоресурсы по их фактическому потреблению с разработкой тарифов с учётом:
- постоянной и переменной составляющей в тарифах (для обоснованности затрат производителей и транспортировщиков энергоресурсов);
- часов наибольшей или наименьшей нагрузки потребления энергоресурсов (переменной составляющей);
- зависимости тарифа и стоимости энергоресурсов от качества их поставки.
Только после реализации вышеизложенных задач потребители энергоресурсов будут материально заинтересованы в их рациональном использовании, а оптовые и розничные поставщики энергоресурсов будут заинтересованы во внедрении ресурсосберегающих технологий.
Создание же комплексных информационных решений учета фактического потребления ресурсов и учёта расчётов с потребителями на основе применения современных информационных технологий (аппаратно-программный комплекс) и технологий связи (дистанционное управление ресурсами, дистанционный сбор информации о потреблении, организация территориально распределенных рабочих мест и т.д.), в комплексе с решением задач реформирования управления и тарифной политики в позволит достигнуть необходимых и желаемых объемов энергосбережения.
Библиографический список
- Материалы доклада председателя наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ С.В. Степашина на пленарном заседании в рамках Третьего международного форума по энергоэффективности и энергосбережению ENES 2014, Москва, 20 ноября 2014 г.
- Димов Э.М., Маслов О.П., Чаадаев В.К. Реинжиниринг в компании электросвязи: аспект электромагнитной безопасности // Вестник связи International. 2001. № 6. С. 21.
- Чаадаев В.К. Как правильно выбрать ERP-систему // Управление компанией. 2004. Т. 07. № 38. С. 67.
- Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 3(7). С. 99 – 103.
- Чаадаев В.К. Оператор коммерческого учета – организация процессов управления потреблением энергоресурсов // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2016. № 1-1 (59). С. 192-194.
- Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.
- Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.
- Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
- Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
- Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-3. С. 115-121.
- Чаадаев В.К., Чаадаева В.В. Информационные ресурсы ЖКХ – создание, использование и эксплуатация // Факторы повышения эффективности российской экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Краснодар. 2014. С. 302 – 308.
- Чаадаев В.К., Чаадаева В.В. Актуальные аспекты создания и развития единого информационного пространства ЖКХ // Прогрессивные технологии развития». 2013. № 11. С. 68-76.
- Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.