ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И ЕС В 2013-2016 ГГ.

Данилина Марина Викторовна1, Багратуни Карина Юрьевна1, Литвинов Алексей Николаевич1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
Статья рассматривает изменения характера взаимодействия РФ и ЕС с 2013 г. Отмечается негативная тенденция разрыва существующих связей и отказа от заключенных ранее соглашений.

Ключевые слова: ЕС, политическое взаимодействие, Россия, санкции, Украина


INTERACTION OF RUSSIA AND EU IN 2013-2016

Danilina Marina Viktorovna1, Bagratuni Karina Yurievna1, Litvinov Alexei Nikolaevich1
1Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
The article examines the changing nature of interaction between Russia and the EU since 2013 . It is noted that there is a negative trend of the break of the existing relationships and the refusal of the previous agreements.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Данилина М.В., Багратуни К.Ю., Литвинов А.Н. Взаимодействие России и ЕС в 2013-2016 гг. // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65346 (дата обращения: 29.03.2024).

Состояние отношений Россия-ЕС до начала украинского кризиса. К концу ноября 2013 года (времени начала украинского кризиса) Европейский союз являлся крупнейшим торговым партнером России. В 2013 г. доля ЕС составила 49,4% от общего объема российской внешней торговли. В свою очередь, для ЕС Россия – третий по величине торговый партнер, на которого в 2013 г. пришлось 9,5% внешней торговли ЕС. В 2013 г. товарооборот между Россией и Евросоюзом достиг рекордного уровня в 326,3 млрд. евро – иными словами, примерно миллиарда евро в сутки. За 20 лет, прошедших с подписания с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС 1994 г. (СПС), товарооборот увеличился более чем в 10 раз[1]. При этом нельзя не оценить встречную роль  России как ведущего поставщика энергоресурсов в страны ЕС. Последняя на треть удовлетворяет потребность ЕС в нефти и природном газе, почти на четверть – в угле и нефтепродуктах[1].

Постоянно расширялись деловые, туристические, культурные и научно-академические связи. В 2013 г. границы стран Шенгенского пространства пересекли 6,9 млн. граждан России. Стороны продолжали работу над поиском переговорных решений иранской ядерной проблемы, ближневосточного и приднестровского урегулирования, других региональных кризисов и конфликтов.

Кризис на Украине и его влияние на отношения Россия-ЕС на современном этапе. События 2013-2014 гг. на Украине, переросшие в гражданскую войну, и отпадение от этого государства ряда территорий, наряду с продолжающимся поныне тяжелым военно-политическим, экономическим и социальным кризисом, явились своего рода «моментом истины» в отношениях Евросоюза и России. Тем более что формальной причиной и «прологом» к нему явилось высказанное в «последний момент» нежелание прежде настроенного «евроинтеграционно» кабинета тогдашнего президента Украины В. Януковича подписывать ранее запланированное на 30 ноября Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривавшего углубление интеграции между Украиной и Евросоюзом в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности и призванный заменить прежнее Согла-шение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и Украиной.

Фактически страна оказалась в заложниках ситуации, требующей геополитического и даже цивилизационного выбора ― оставаться в «орбите влияния» России с ее проектом Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ТС ЕвразЭС) или же интегрироваться в западные структуры, прежде всего Евросоюза. При этом незадолго до Вильнюсского саммита «Восточного партнерства» ― проекта интеграции шести восточных соседей ЕС (Украины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Грузии и Беларуси) в европейское социально-экономическое и политическое пространство посредством комплексной реформы ряда секторов – 28-29 ноября 2013 г., ряд СМИ сообщал о том, что, фактически «решение вопроса о присоединении к тому или иному интеграционному объединению (Евросоюз или Таможенный союз ЕврАзЭС) будет зависеть от финансовой выгоды, которую Украина может получить. Так, от России и ТС Украина ожидала послаблений в экспортной и нефтегазовой сферах, а от ЕС ожидала списания долгов и предоставления новых кредитов»[2]. Однако Евросоюз отказал как в прямой финансовой помощи, так и в облегчении доступа украинских товаров на европейский рынок[2].

После череды событий весны 2014 г., а именно ― добровольного, хотя и в присутствии мощной группировки российских войск, вхождения Крыма в состав России по результатам референдума 18 марта, самопровозглашения на части территорий Донецкой и Луганской областей Украины одноименных «народных республик» (7 и 28 апреля соответственно) и последовавшего вслед за этим началом 14 апреля антитеррористической операции (АТО) вооруженных сил и иных силовых структур Украины (в том числе, так называемых «добровольческих батальонов»), Евросоюз, начиная с 17 марта начал вводить санкции против России, усматривая в ее действиях прямую поддержку сепаратистов, в том числе вооруженным путем.

Последние вводились и продолжают вводиться в той или иной форме по сей день, сначала против отдельных физических лиц, в первую очередь чиновников и бизнесменов, каковых ЕС считал ответственными за политическое и экономическое содействие Крыму, ДНР и ЛНР, а также политике Кремля на украинском направлении в целом, а затем и против целых секторов экономики. При этом последствия для различных секторов экономики неоднозначны. Так, если высокотехнологичные производства, в том числе ракетно-космическая, авиационная и ряд иных отраслей в значительной степени пострадали от затруднения импорта – прежде всего продукции микроэлектроники, то, например, для сельского хозяйства санкции и вытекающая из них необходимость импортозамещения могут сыграть вполне позитивную роль в деле наращивания собственного производства, что в прочем, в немалой степени зависит от гарантий со стороны государства.

Негативными последствиями антироссийских санкций стал финансовый кризис в России в 2014-2015 гг., что выразилось в значительном снижении курса рубля относительно иностранных валют, увеличении инфляции, сокращению реальных доходов населения. В то же время, вопреки ожиданию их инициаторов (в первую очередь США) они не оказали влияние на изменение политического курса России. Ответной реакцией России на санкции со стороны ЕС стало продовольственное эмбарго, введенное указом президента России от 6 августа 2014 г. Согласно этому указу предполагается наложение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских лиц.

В списке товаров, подпавших под санкции, оказались мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Валовый годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США[3].  Российские санкции могут иметь негативные последствия для сельского хозяйства стран ЕС, так как Россия является вторым после США импортером европейской сельскохозяйственной продукции. Потери также понесут транспортные компании, которые осуществляли доставку товара; банки, выдававшие кредиты фермерам; страховые компании, которым придется выплачивать компенсации всем пострадавшим. Внутри самого Евросоюза нет единства по вопросу дальнейшего ужесточения антироссийских санкций. Оппозиционные политические силы практически всех государств ЕС говорят об отмене или смягчении санкций и необходимости диалога с Россией.  Лидеры ряда государств (Венгрия, Греция, Чехия, Кипр и т.д.) выступают за нормализацию отношений с Россией. Они высказывают опасения, что продление санкций или введение новых может привести к дальнейшей эскалации конфликта на Украине.  В то же время ряд членов Евросоюза (Великобритания, Польша, страны Балтии) выступают за сохранение внешнеполитической линии, направленной на  давление на Россию. В целом эти страны поддерживают усилия США, направленные на изоляцию  России и ослабление ее политического влияния в Европе.

Важную роль в развитии отношений между ЕС и Россией играет позиция ключевых европейских стран – Германии и Франции. Канцлер Германии Ангела Меркель  неоднократно осуждала российскую политику в отношении Украины, в том числе присоединение Крыма. Она выступила одним из инициаторов санкций против России, что в частности привело к снижению товарооборота между Россией и Германией на 10—12%[4]. В то же время позиция канцлера не пользуется однозначной поддержкой политических сил страны и в самом германском истеблишменте. Так, глава МИД Германии Франк-Вальтер Штанмайер выражал сомнение в эффективности  политики ужесточения санкций и усиления давления на Россию[5]. Наряду с другими странами ЕС Франция присоединилась к экономическим санкциям против России. В сентябре 2014 г. Франция предупредила о возможной приостановке поставки вертолетоносца «Мистраль» в Россию, обвинив ее в эскалации конфликта на востоке Украины. В декабре 2014 г. Париж окончательно объявил о своем намерении приостановить поставки вертолетоносцев в Россию. В то же время в заявлении от 5 января 2015 г., незадолго до встречи в «нормандском формате» в Астане, президент Франции Франсуа Олланд сделал заявление о возможности отмены антироссийских санкций, связав ее с прогрессом в урегулировании конфликта на Украине.

В 2016 году ЕС продлил действие санкций в отношении России до 31 июля  года, мотивируя это неполной реализацией минских соглашений[6].

По мнению крупного российского исследователя Ю.А. Борко, по состоянию на середину 2015 г. отношения по линии РФ-ЕС находились в наихудшем состоянии за всю историю. Официальные политические контакты за исключением диалогов в рамках «Нормандской четверки» и «Иранской шестерки», не имеющих непосредственного отношения к диалогу Россия-ЕС, отсутствовали. Экономические же отношения находятся в состоянии фактической войны. И если раньше высокая степень экономических взаимосвязей рассматривалась как одна из основ прочного сотрудничества, то в настоящее время она рассматривается едва ли не как угроза экономической безопасности. Отсутствует и концептуальная основа отношений по линии Россия-ЕС. Идея создания так называемых «четырех пространств сотрудничества» в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве оказалась миражом. Взаимное же восприятие двух ключевых акторов Старого Света не иначе как у соперников.

Произошло осложнение отношений РФ и с Советом Европы. Делегация России не принимала участия в зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), однако приняла решение не отказываться от работы в ней. Членский взнос России в Совет Европы составляет порядка €32 млн. или около 10% его бюджета. Россия решила разделить взнос на части: заплатить в феврале 2016 года одну треть, а далее действовать по ситуации. Это вызвало возмущение покидающей пост главы ПАСЕ Анн Брассер, которая считает неприемлемым выплату взноса по частям[7].

По заявлению председателя Европейского суда по правам человека Гвидо Раймонди в Страсбурге, отказ РФ выполнять решения данного суда может привести к ее исключению из Совета Европы[18].

Таким образом, в настоящее время во взаимоотношениях РФ с ЕС и Советом Европы отмечается негативная тенденция разрыва существующих связей и отказа от заключенных ранее соглашений. 


Библиографический список
  1. Чижов В.А. Россия и Европейский Союз // Международная жизнь, июнь 2014 г.
  2. Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза // –Ukraine Association Agreement — the full text (англ.) European External Action Service.
  3. ИТАР-ТАСС. 7.08.2014.
  4. РИА Новости. 15.12.2014.
  5. Правда, агенство новостей, http://www.pravda.ru/news/world/europe/05-03-2015/1251201-bundes-0/
  6. ЕС продлил санкции против России до июля 2016 года, РБК, 21 дек 2015, http://www.rbc.ru/politics/21/12/2015/5677fd939a7947057t007a4f
  7. Глава ПАСЕ заявила, что взнос РФ в Совет Европы не может делиться, 25.01.16, РИА “Новости”,http://www.warandpeace.ru/ru/news/view/108637/
  8. В ЕС заговорили об изгнании России из Совета Европы, пятница, 29 января 2016,http://apostrophe.com.ua/news/world/2016-01-29/v-es-zagovorili-ob-izgnanii-rossii-iz-soveta-evropyi/48337
  9. Данилина М.В. Финансирование совместных программ сотрудничества Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации, Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 5. С. 48-57.
  10. Данилина М.В. Экономическое и политическое взаимодействие России и Евросоюза // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 23. С. 59-69.
  11. Danilina M.V. Significance of the Council of Europe and the European Union in the promoting democracy, human rights and youth policy // Перспективы науки. 2011. № 11 (26). С. 61-64.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Данилина Марина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация