В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в общественно-политической, социально-культурной и экономической сферах, что оставляет свой отпечаток на системе образования. Включение в систему ценностных ориентаций личности представлений об эстетическом идеале обосновывается тем, что ведущая роль в формировании и преобразовании ценностно-смысловой сферы принадлежит именно эстетическому идеалу, в самоопределении, самореализации, и развитии самосознания личности. Родной язык для любого человека есть воплощение гуманистических и национальных ценностей, которые являются идеалами культуры и определяют, по мысли Д.С. Лихачева, «культурное осознание» мира. Родной язык – это средство и стимул постижения высших духовных ценностей своего народа [1,с.15]. В связи с этим русскому языку как предмету сейчас отводится особое место, потому что язык, включает в себя важное хранилище опыта и является составной частью культуры. Особенно остро ставится вопрос о сохранении «человека читающего» как ребенка, так и взрослого.[2]Важно делать акцент на работу над эстетикой речи и языка, потому что это одно из основных и широких направлений эстетического развития учащихся, которое активно применяется на уроках русского языка. Сама природа русского языка наполнена всем прекрасным, которое выполняет в основном коммуникативную и, что немало важно, эмотивную функции.
Эстетическое отношение к языку связано с литературным языком, а именно с его такими качествами, как: богатство средств выражения, экспрессивность единиц языка, его мелодичность и звучность, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Языковое эстетическое чувство складывается из осознания полноты языковых средств, их выразительности, красоты воспроизведенной речи, ее правильности и грамотности. Чтобы преуспеть в формировании языкового эстетического идеала с младшими школьниками, необходима систематизированная работа на уроках русского языка. Ознакомлению младших школьников с эстетическими свойствами русского языка может быть посвящен цикл специальных уроков. Такие занятия можно построить по модели уроков, разработанных А. Д. Дейкиной «Обучение и воспитание на уроках русского языка» [3,с.65]. Совокупность представлений языковой личности о свойствах русского языка, вызывающих эстетическое наслаждение, от идеальной (совершенной) речи и совокупность требований к речи, с позиций которых оценивается степень несовершенства или совершенства речевого высказывания мы и называем языковым эстетическим идеалом. Его формирование на уроках русского языка одна из важнейших задач обучения младших школьников. Таким образом, перед учителем стоят такие задачи, как:
- познакомить учащихся с прекрасным в родном языке (эстетическое познание языка и речи);
- всесторонне развить, языковое эстетическое чувство;
- сформировать у учащихся желание к эстетическому совершенствованию своей речи;
- воспитать языковой эстетический вкус.
Специальные упражнения помогают развивать детям выше представленные компоненты языкового эстетического чувства. Для развития эстетического отношения к языку и речи учитель использует такие упражнения, как :
-разбор образцовых текстов разных стилей;
-переработка текстов, обедненных лексическими и синтаксическими средствами;
-сравнение словаря, синтаксических конструкций образцовых и детских текстов на одну и ту же тему ( изложения и сочинения младших школьников).
По ФГОС НОО в программе духовного и нравственного развития (эстетическое воспитание) предполагается включение межпредметных и внутрипредметных связей.
Метапредметные связи на уроках русского языка с литературой, этикой, музыкой и др. приводят к благоприятному и успешному усвоению материала. Рассмотрим данное утверждение на примере конкретного урока.
На уроке активно используется метод “Продолжи рассказ”. Лучше всего его использовать с хорошо знакомыми словами для учащихся, но далеко не вся культурная информация, связанная с ними, хорошо известна. Работа проводится так: учитель называет имя, ставшее из-за частого употребления нарицательным или крылатым. Это могут быть сказочные, мифологические, литературные, персонажи (Баба-Яга, леший, водяной, русалка, Алеша Попович) и т.д. , произносит начало предложения, которое ученики продолжают. Данный метод выявляет пробелы в культуроведческих знаниях учеников, а также заинтересовать их новой информацией.
Например: «Кощей» – вымышленный персонаж из русских народных сказок. Его также называют «Бессмертным». Говорят, что его жизнь спрятана «на конце иглы,а игла в яйце…». Внешне Кощей очень непривлекателен, некрасив, старый, худой, высокий, больше походит на скелет. Он вредный и злой и может даже заколдовать «царевну, чтобы заточить её в своих чертогах». Его черты характера «злобный, жестокий, скупой». Враг Кощея «Баба-Яга, рассказывающая главному герою, как погубить злодея». Имя Кощея произошло от «слова кость» [1].
Также могут браться в пример произведения Даля. Книга «Картины из быта русских детей», увлекательно написанная, показывает взрослым – педагогам, психологам, родителям – и современным детям, как естественно и плодотворно протекало освоение духовно-нравственных понятий и воспитание на их основе в семье XIX века. Рассказы Даля, входящие в данный цикл, носят биографический характер. В них угадываются воспоминания писателя о собственном детстве [4].
Признаками хорошей речи в языковедении являются: правильность речи, логичность, точность, уместность, богатство, чистота, выразительность.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у учащихся эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Главное в русском языке уметь видеть и понимать это самое прекрасное, а также ценить его по законам красоты. Все это необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у детей младшего школьного возраста, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств всесторонне развитой личности.
Библиографический список
- Губанихина Е.В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций педагогов в воспитательном пространстве вуза //Приволжский научный вестник. 2014. № 8-2 (36). С. 8-10.
- Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка.- М,.1990.
- Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
- Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
- Жесткова Е.А. Н.М. Карамзин и А.К. Толстой: о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2013. № 4. С. 51-54.
- Лучина Т.И. Нравственное воспитание современных школьников // IV Сильвестровские педагогические чтения. Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизационного выбора крещения Руси: материалы педагогических чтений. отв. ред. О.Р. Каюмов. Омск, 2015. С. 70.
- Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015. С. 149-158.
- Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. – 2012. – №5.1. – С.60-69.
- Цуцкова Е.В. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Молодой ученый. – 2014. – №21.