ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Алексеев Николай Евгеньевич
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная авто-дорожная академия»
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Общая экономика и право»

Аннотация
Статья посвящена вопросу рассмотрения влияния политики импортозамещения на возможные модели потребления. Делается вывод о количественных и качественных изменениях потребностей и моделей потребления.

Ключевые слова: импортозамещение, потребление, потребности, трансформация


IMPORT SUBSTITUTION AND PATTERNS OF CONSUMPTION

Alekseev Nikolay Evgenievich
Siberian State Automobile and Highway Academy
candidate of economic Sciences, docent of the Department "General Economics and law"

Abstract
The article is devoted to considering the impact of the import substitution policy on the possible models of consumption. The conclusion about quantitative and qualitative changes in demand and consumption patterns.

Keywords: consumption, needs, substitution, transformation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеев Н.Е. Импортозамещение и модели потребления // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65307 (дата обращения: 28.09.2024).

С учетом сложившейся геополитической и экономической ситуации правительством России определен курс на так называемое импортозамещение, которое в свою очередь, можно определить как институт национального суверенитета. Одной из причин глобального финансово-экономического кризиса, в значительной степени является не столько финансовая политика западных государств и международных финансовых организаций, сколько существующая в большинстве стран мира модель потребления, имеющая целью максимизацию прибылей ТНК и характеризующаяся необходимостью формирования «квалифицированного потребителя». Данный этап в жизни общества характеризуется снижением объемов производства и потребления благ, падением реального уровня доходов в потребительском секторе, снижением покупательной способности, ростом инфляции и безработицы и т.д. Рыночные механизмы распределения обусловили модель, при которой незначительная часть наиболее богатых граждан переключилась на показное потребление, а основная часть населения может позволить себе лишь приобретение предметов первой необходимости. Это негативно отражается на структуре и объеме совокупного потребительского спроса. Глобальный системный кризис явно обозначает необходимость целого ряда трансформаций, в том числе трансформации самой экономической системы в направлении перехода к сетевой модели координации взаимосвязей, в том числе трансформации теории потребностей и потребления.

В условиях, когда потребление зависит от личных доходов населения, противоречие между потребностями населения и материальными возможностями их удовлетворения приводит к формированию различных типов потребления. Задача типологии – определить ограниченное число типов потребления и факторов, их определяющих. Подвижность структуры потребления обусловлена взаимозаменяемостью товаров и услуг, имеющих одинаковое потребительское назначение, но разную стоимость. Это позволяет потребителям маневрировать набором товаров для удовлетворения потребностей при ограниченных бюджетах.

Анализ личного потребления свидетельствует о значительных различиях в уровнях потребления разных групп населения, их потребительском поведении, что связано с неравенством потребительских способностей и возможностей населения.

В настоящее время в аспекте импортозамещения выработаны некоторые альтернативные взгляды, касающиеся элементов процесса потреб­ления. Так, объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, вынуждающее нара­щивать объемы потребления.

На наш взгляд, наиболее полно отражают действительность и учитывают максимальное количество факторов модели, сочетающие статический и динамический подход к прогнозированию потребления.

Статическим и динамическим моделям присущи свои достоинства и недостатки. Первые – позволяют анализировать потребление с учетом дифференциации населения по уровню денежного дохода, что немаловажно в виду значительных размеров дифференциации. Но не позволяют учесть влияние временны́х факторов формирования спроса. Это можно сделать с помощью динамической модели, в которой, однако, учитывается средний доход, а влияние дифференциации доходов на спрос не принимается во внимание. Поэтому необходимо сочетание обоих подходов.

Следует отметить, что планомерное формирование потребностей и моделирование потребительского поведения – это не навязывание потребителю некоего стандарта потребления. Это скорее система мер, направленная на создание культуры потребле­ния, способной сформировать свой тип потребителя, для которого потребление не цель, а лишь средство формирования богатой и всесторонней личности.

Сознательно формируя потребности, с помощью формальных и неформальных институтов, общество должно исходить из реально существующей модели потребления.

Система формирования потребностей населения должна строиться с учетом рациональных характеристик потребления. Однако ограниченные ресурсные возможности производства товаров народного потребления и услуг для населения не позволяют в полной мере ориентироваться на показатели рационального потребления. Поэтому сейчас приходится ориентироваться не только, и не столько на показатели рационального потребления, сколько на платежеспособный спрос населения, который тоже должен отражать рациональные потребности, но ограниченные платежеспособными возможностями потребителей [1].

Однако, определенную роль в замещении спроса сыграл и эффект подражания, ориентация потребительских установок не на размер собственного дохода, а на определенный образец, определенный стиль жизни. Некоторая часть населения стала сознательно ограничивать текущее удовлетворение повсед­невных потребностей и копить средства для форсированного приоб­ретения товаров, владение которыми является признаком внешней принадлежности к определенному стандарту потребления.

В потребительском поведении действуют как краткосрочные импульсы, определяемые циклическими факторами и факторами времени, так и долговременные тенденции. Статистические исследования свидетельствуют, что норма потребления растет в кризисные годы и снижается при благоприятной конъюнктуре, т. е. разрыв между потребительскими расходами и личными доходами в первом случае сокращается, во втором увеличивается.

Что касается длительных тенденций изменения нормы потребительских расходов в долгосрочном периоде, то ее динамика связана с конкретными условиями воспро­изводства общественного капитала, перспективными направлениями инвестиционной политики общества и не имеет однозначной направлен­ности. При этом четко проявляется активная роль производства, которое создает потребление.

Величина и структура потребностей формируются не в вакууме, а на фоне и под воздействием реально существующих условий для их удовлетворения, и поэтому сами потребности выступают не только в качестве причины и побуждающего стимула к развитию этих условий, но и как их следствие, результат их наличия [2]. Поэтому условия, как ограничения в виде экономических санкций или непосредственно в виде импортозамещения, накладывающиеся на потребление, не должны рассматриваться как фактор деформации исходных потребностей. Однако, на практике происходит совсем иное, структура потребностей, а вместе с ней потребительское поведение и модель потребления претерпевают определенные количественные и качественные изменения.


Библиографический список
  1. Алексеев, Н.Е., Глухова, З.В. Парадигма теории потребностей в условиях новой экономики России / Н.Е. Алексеев, З.В. Глухова // Омский научный вестник. – 2013. – № 1(115). – С. 42-46.
  2. Алексеев, Н.Е. Эволюционное становление категории «потребность»: экономический аспект [Текст] / Н.Е. Алексеев // Омский научный вестник. – 2011. – № 1(95). – С. 39-43.


Все статьи автора «Алексеев Николай Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: