С учетом сложившейся геополитической и экономической ситуации правительством России определен курс на так называемое импортозамещение, которое в свою очередь, можно определить как институт национального суверенитета. Одной из причин глобального финансово-экономического кризиса, в значительной степени является не столько финансовая политика западных государств и международных финансовых организаций, сколько существующая в большинстве стран мира модель потребления, имеющая целью максимизацию прибылей ТНК и характеризующаяся необходимостью формирования «квалифицированного потребителя». Данный этап в жизни общества характеризуется снижением объемов производства и потребления благ, падением реального уровня доходов в потребительском секторе, снижением покупательной способности, ростом инфляции и безработицы и т.д. Рыночные механизмы распределения обусловили модель, при которой незначительная часть наиболее богатых граждан переключилась на показное потребление, а основная часть населения может позволить себе лишь приобретение предметов первой необходимости. Это негативно отражается на структуре и объеме совокупного потребительского спроса. Глобальный системный кризис явно обозначает необходимость целого ряда трансформаций, в том числе трансформации самой экономической системы в направлении перехода к сетевой модели координации взаимосвязей, в том числе трансформации теории потребностей и потребления.
В условиях, когда потребление зависит от личных доходов населения, противоречие между потребностями населения и материальными возможностями их удовлетворения приводит к формированию различных типов потребления. Задача типологии – определить ограниченное число типов потребления и факторов, их определяющих. Подвижность структуры потребления обусловлена взаимозаменяемостью товаров и услуг, имеющих одинаковое потребительское назначение, но разную стоимость. Это позволяет потребителям маневрировать набором товаров для удовлетворения потребностей при ограниченных бюджетах.
Анализ личного потребления свидетельствует о значительных различиях в уровнях потребления разных групп населения, их потребительском поведении, что связано с неравенством потребительских способностей и возможностей населения.
В настоящее время в аспекте импортозамещения выработаны некоторые альтернативные взгляды, касающиеся элементов процесса потребления. Так, объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, вынуждающее наращивать объемы потребления.
На наш взгляд, наиболее полно отражают действительность и учитывают максимальное количество факторов модели, сочетающие статический и динамический подход к прогнозированию потребления.
Статическим и динамическим моделям присущи свои достоинства и недостатки. Первые – позволяют анализировать потребление с учетом дифференциации населения по уровню денежного дохода, что немаловажно в виду значительных размеров дифференциации. Но не позволяют учесть влияние временны́х факторов формирования спроса. Это можно сделать с помощью динамической модели, в которой, однако, учитывается средний доход, а влияние дифференциации доходов на спрос не принимается во внимание. Поэтому необходимо сочетание обоих подходов.
Следует отметить, что планомерное формирование потребностей и моделирование потребительского поведения – это не навязывание потребителю некоего стандарта потребления. Это скорее система мер, направленная на создание культуры потребления, способной сформировать свой тип потребителя, для которого потребление не цель, а лишь средство формирования богатой и всесторонней личности.
Сознательно формируя потребности, с помощью формальных и неформальных институтов, общество должно исходить из реально существующей модели потребления.
Система формирования потребностей населения должна строиться с учетом рациональных характеристик потребления. Однако ограниченные ресурсные возможности производства товаров народного потребления и услуг для населения не позволяют в полной мере ориентироваться на показатели рационального потребления. Поэтому сейчас приходится ориентироваться не только, и не столько на показатели рационального потребления, сколько на платежеспособный спрос населения, который тоже должен отражать рациональные потребности, но ограниченные платежеспособными возможностями потребителей [1].
Однако, определенную роль в замещении спроса сыграл и эффект подражания, ориентация потребительских установок не на размер собственного дохода, а на определенный образец, определенный стиль жизни. Некоторая часть населения стала сознательно ограничивать текущее удовлетворение повседневных потребностей и копить средства для форсированного приобретения товаров, владение которыми является признаком внешней принадлежности к определенному стандарту потребления.
В потребительском поведении действуют как краткосрочные импульсы, определяемые циклическими факторами и факторами времени, так и долговременные тенденции. Статистические исследования свидетельствуют, что норма потребления растет в кризисные годы и снижается при благоприятной конъюнктуре, т. е. разрыв между потребительскими расходами и личными доходами в первом случае сокращается, во втором увеличивается.
Что касается длительных тенденций изменения нормы потребительских расходов в долгосрочном периоде, то ее динамика связана с конкретными условиями воспроизводства общественного капитала, перспективными направлениями инвестиционной политики общества и не имеет однозначной направленности. При этом четко проявляется активная роль производства, которое создает потребление.
Величина и структура потребностей формируются не в вакууме, а на фоне и под воздействием реально существующих условий для их удовлетворения, и поэтому сами потребности выступают не только в качестве причины и побуждающего стимула к развитию этих условий, но и как их следствие, результат их наличия [2]. Поэтому условия, как ограничения в виде экономических санкций или непосредственно в виде импортозамещения, накладывающиеся на потребление, не должны рассматриваться как фактор деформации исходных потребностей. Однако, на практике происходит совсем иное, структура потребностей, а вместе с ней потребительское поведение и модель потребления претерпевают определенные количественные и качественные изменения.
Библиографический список
- Алексеев, Н.Е., Глухова, З.В. Парадигма теории потребностей в условиях новой экономики России / Н.Е. Алексеев, З.В. Глухова // Омский научный вестник. – 2013. – № 1(115). – С. 42-46.
- Алексеев, Н.Е. Эволюционное становление категории «потребность»: экономический аспект [Текст] / Н.Е. Алексеев // Омский научный вестник. – 2011. – № 1(95). – С. 39-43.