АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Максимовская Наталья Григорьевна
Национально Исследовательский Мордовский Государственный Университет им.Н.П.Огарева
бакалавр 4 года обучения

Аннотация
Проведено исследование формирования доходной части регионального бюджета за счет налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Выявлены проблемы доходной базы бюджета Республики Мордовия и предложены мероприятии по выявлению резервов роста доходов региона.

Ключевые слова: анализ доходов бюджета РМ, безвозмездные поступления, доходная база бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы


ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE REVENUE BASE OF THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Maksimovskaya Natalia Grigor'evna
National Research N.P.Ogarev Mordovia State University
bachelor, 4th year course

Abstract
A study of the formation of a profitable part of the regional budget at the expense of tax, non-tax revenues and non-repayable . The problems of the revenue base budget of the Republic of Mordovia and the proposed measures to identify reserves of growth of income in the region.

Keywords: analysis of the Republic of Mordovia budget revenues, gratuitous receipts, non-tax revenues, revenue base of the budget, tax revenues


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Максимовская Н.Г. Анализ современного состояния доходной базы бюджета Республики Мордовия // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65070 (дата обращения: 29.03.2024).

В настоящее время формирование доходной базы региональных бюджетов является одним из важнейших задач социально-экономической сферы Российской Федерации. Приоритетность данной задачи связана с тем, что бюджеты данного уровня бюджетной системы РФ являются главными источниками финансирования социальных и природоохранных мероприятий, создания комфортных условий для проживания на определенной территории.

Для того, чтобы провести анализ доходов регионального бюджета Республики Мордовия определим абсолютное и относительное изменение  фактического поступления средств за 2012-2014 гг. на основе  законов «О республиканском бюджете Республики Мордовия», «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия» [1 – 3] (Таблица 1).

Таблица 1– Динамика доходов регионального бюджета Республики Мордовия 2012-2014 г.г. ,

2012 год,

тыс,руб

2013 год, тыс,руб

2014 год,

тыс,руб

Абсолютное отклонение,тыс.руб

Относительное отклонение,%

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

36351281,4

31752727,4

35507967,2

-4598554

3755239,8

-12,65

1,83

Очевидно, что за эти три года произошли существенные изменения в доходах регионального бюджета Республики Мордовия. При этом, если в 2013 г. имело место значительное снижение показателя по сравнению с уровнем прошлого года (относительное отклонение составило -12,65%), то в 2014 г. ситуация складывалась иным образом.

Так, в 2014 г. произошло увеличение доходов бюджета на 3755239,8 тыс. р. по сравнению с уровнем 2013 г., и относительное отклонение увеличилось на 1,83 %.

Для того, чтобы подробнее рассмотреть состояние доходной части регионального бюджета, необходимо рассмотреть ее структуру, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура доходов регионального бюджета Республики Мордовия 2012-2014 г.г.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение,

Доля в общей величине доходов в 2012 г,%

Доля в общей величине доходов в 2013 г,%

Доля в общей величине доходов в 2014 г,%

тыс.руб

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

Налоговые доходы,тыс.руб

12618869,3

14335737

23180997

1716867,8

8845260

34,71

45,1

65,3

Неналоговые доходы,тыс.руб

878224,2

1176566

411147,1

298341,5

-765418,6

2,42

3,7

1,2

Безвозмездные поступления,тыс.руб

22854167,9

16240425

11915822

-6613743,4

-4324603

62,87

51,2

33,5

Всего доходов,тыс.руб

36351281,4

31752727

35507967

-4598554

3755240

100

100

100

В 2012 и 2013 году в доходах бюджета Республики Мордовия преобладали безвозмездные поступления. В 2014 году ситуация изменилась: большую часть в доходах бюджета РМ составили налоговые поступления. Это произошло из-за отрицательной динамики безвозмездных отчислений (абсолютное отклонение в 2013 году составило -6613743,4 тыс.руб, а в 2014 году – -4324603 тыс.руб).таким образом, Доля безвозмездных отчисление в общей величине доходов к 2014 году снизилась на 29,37 %, в сравнении с 2012 годом.

В рассматриваемом периоде наблюдается положительная динамика объема поступлений налоговых доходов. В доходной части регионального бюджета РМ доля налоговых доходов увеличилась с 34,71 % в 2012 году до 65,3% в 2014 году. Абсолютное отклонение по налоговым поступлениям на протяжении всего рассматриваемого периода увеличивалось, начиная с 1716867,8 тыс. р. в 2013 г. до 8845260 тыс.р. в 2014 г.

Наименьший удельный вес в доходной части  бюджета региона имеют неналоговые доходы. В рассматриваемом периоде наибольшего значения их доля достигала в 2013 г., составив 3,72% от всех доходов регионального бюджета РМ, но в 2014 году данный показатель сократился на 2,5 %, составив 1,2 % в общей величине доходов. Можно сделать вывод, что динамика неналоговых доходов нестабильна: в 2013 г. они имели положительное значение абсолютного отклонения в размере 298341,50 тыс. р., в 2014 г. произошло их резкое снижение в сравнении с уровнем предшествующего года на 765418,6 тыс. р.

Теперь следует рассмотреть детально каждый источник дохода бюджета РМ. Структура безвозмездных поступлений  представлена в таблице 5.

Таблица 3– Динамика безвозмездных поступлений в бюджет Республики Мордовия 2012-2014 г.г.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение,тыс.руб.

Относительное отклонение,%

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

Дотации

5443055,2

5793869,4

11915821,7

350814,2

6121952,3

6,44

105,66

субсидии

13278885,2

7349673

5379313,5

-5929212,2

-1970359,5

-44,65

-26,81

Субвенции

2006112

1688281,1

4394441,1

-317830,9

2706160

-15,84

160,29

Иные межбюджетные трансферты

1823506,3

753611,6

245212,5

-1069894,7

-508399,1

-58,67

-67,46

Безвозмездные поступления от государственных(муниципальных)организаций

236696,1

763212,9

530532,4

526516,8

-232680,5

222,44

-30,49

Прочие безвозмездные поступления

15940,9

18197,6

2793,9

2256,7

-15403,7

14,16

-84,65

Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков

166153,6

59313,9

49692,4

-106839,7

-9621,5

-64,30

-16,22

Возврат остатков прошлых лет

116161,4

183735

-175985,7

67573,6

-359720,7

58,17

-195,78

На протяжении всего рассматриваемого периода Наибольший объем в безвозместных поступлениях составляют дотации, субсидии и субвенции. Дотации в 2012-2014 гг. увеличивались с каждым годом  на 350814,2 тыс. р., 6121952,3 тыс. р. соответственно. Стоит ответить,что в 2014 году величина дотаций увеличилась более чем в 1,5 раза в сравнении с 2013 годом (относительное отклонение в 2014 году составило 105,6 %)

Для субсидий характерна отицательная динамика: в 2013 г. они уменьшились на 5929212,20 тыс. р.(снижение на 44,65 %) по сравнению с 2012 г. В 2014 г. вновь имело место отрицательное значение абсолютного отклонения в размере 1970359,5 тыс. р. (снижение на 26,81 %).

Размер субвенций в абсолютном выражении уменьшался с каждым годом, начиная с 2011 г., но темп роста при этом возрос практически в 2 раза с 49,03% в 2011 г. до 84,06% в 2013 г.

Для структуры неналоговых доходов бюджета РМ в 2012-2014 гг., то характерна неоднозначная динамика: в 2013 году они увеличились на 298341,5 тыс.руб.по сравнению с 2009 г. Но уже в 2014 году имело место отрицательное значение абсолютного отклонения в размере 765418,6 тыс.руб. Это был достигнуто преимущественно за счёт резкого снижения объема доходов от использования имущества. Его относительное отклонение в 2014 году составило -18,09 % (Таблица 4).

Таблица 4– Динамика неналоговых доходов регионального бюджета Республики Мордовия 2012-2014 г.г.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение,тыс.руб.

Относительное отклонение,%

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

Доходы от использования имущества

119997,7

118451,2

97026,5

-1546,5

-21424,7

-1,29

-18,09

Платежи при использовании природными ресурсами

35578,5

32661,6

35658,9

-2916,9

2997,3

-8,20

9,18

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

38332,6

126994,1

126994,1

88661,5

0

231,30

0,00

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

631323,1

803840,1

803840,1

172517

0

27,33

0,00

Административные платежи и сборы

1039,8

541,8

373,5

-498

-168,3

-47,89

-31,06

Штрафы,санкции,возмещения ущерба

48768,1

90775,6

90775,6

42007,5

0

86,14

0,00

Прочие неналоговые доходы

3184,4

3301,3

3301,3

116,9

0

3,67

0,00

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в 2013 году резко увеличились на 88661,5 тыс. руб (на 231,30% ) в сравнении с 2012 годом. В 2014 году они остались на прежнем уровне, а именно 126994,1 тыс руб. Та же динамика наблюдается и у объема внесенных штрафов, санкций, возмещений ущерба . В 2013 году произошло увеличение на 42007,5 тыс.руб (на 86,14 % ),но в 2014 году данный показатель остался на прежнем уровне.

Важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней принадлежит налоговым поступлениям. В 2014 году именно налоговые поступления стали основным источником формирования доходов регионального бюджета РМ. Рассмотрим их структуру подробнее в таблице 5 .

Таблица 5 – Динамика налоговых доходов регионального бюджета Республики Мордовия 2012-2014 г.г.

Показатель

2012 год

2013 год

2014 год

Абсолютное отклонение,тыс.руб.

Относительное отклонение,%

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

Налог на прибыль организации

2700868,4

2394831,5

8054484,7

11634868,70

5659653,2

430,78

236,32

НДФЛ

3906003,8

4420943,2

5432220,1

514939,40

1011276,90

13,18

22,87

Акцизы

4031588,2

5259273,3

6620984,7

1227685,10

1361711,40

30,45

25,89

Единый налог,взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогооблажения

612757,8

643912,6

707170,2

31154,80

63257,60

5,08

9,82

Налог на имущество организаций

919687,1

1115244,2

1834696,6

195557,10

719452,40

21,26

64,51

Транспортный налог

413689,1

467784,2

496453,6

54095,10

28669,40

13,08

6,13

Налоги,сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

32679,4

31308,2

32905,4

-1371,20

1597,20

-4,20

5,10

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам,сборам и иным обязательным платежам

345,7

464

-21,9

118,30

-485,90

34,22

-104,72

Как уже было сказано ранее, налоговые поступления составили наибольшую долю в общей величине доходов в 2014 году (65,3 %).На это повлияли такие федеральные налоги, как налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц (НДФЛ),акцизы и налог на имущество организации. Охарактеризуем влияние каждого налога в отдельности.

Среди региональных налогов по объёму поступлений доминирующее положение занимают налог акцизы. Для них характерно постоянное увеличение на протяжении всего рассматриваемого периода. В 2013 году абсолютное отклонение составило 1227685,10 тыс.руб. (относительное отклонение увеличилось на 30,45 %),а в 2014 году – 1361711,40 тыс.руб (относительное отклонение увеличилось на 25,89 %).

Налог на прибыль организаций имеет положительную динамику. В 2013 году поступления по нему увеличились на 11634868,70 тыс. р.  к  уровню 2012 г., В 2014 г. абсолютное отклонение так же приняло положительное значение в размере 5659653,2 тыс. р.

При этом отмечена положительная динамика у налога на имущество организаций. Абсолютное отклонение в 2012-2014 гг. составило 195557,10 тыс.руб (увеличилось на 21,26 % ) и 719452,40 (увеличилось на 64,51 %) тыс. р. соответственно

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами имели нестабильную динамику. В 2013 г. поступления по ним снизились на 1371,20 тыс. р.  к  уровню 2012 г., а уже в 2014 г. абсолютное отклонение приняло положительное значение в размере 1597,20 тыс. р, то есть произошло увеличение на 5,1 % .

Положительная тенденция по транспортному налогу в большей степени обусловлена индексацией налоговых ставок, а также увеличением числа налогоплательщиков. Относительное отклонение данного налога в 2014 году составила 6,13%.

В целом по результатам проведённого исследования доходной части регионального бюджета Республики Мордовия в 2012-2014 гг., можно отметить, что она достаточно стабильна, для неё характерно резкое увеличение налоговых доходов и снижение безвозмездных поступлений,  незначительная величина поступлений по неналоговым дохода. Также прослеживается высокая зависимость анализируемого бюджета в большей степени от акцизов, НДФЛ и налога на прибыль организаций и межбюджетных трансфертов.

Так как в 2014 году большую часть в доходах бюджета РМ составили налоговые поступления, необходимо наглядно рассмотреть как изменялась структура налоговых доходов в 2012-2014 гг. Для обеспечения сопоставимости данных на рисунке  такие статьи как единый налог, взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогооблажения, транспортный налог, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам объединены в одну группу « иные налоговые поступления». (рисунок 1,2,3)

Рисунок 1– Структура безвозмездных поступлений в региональный бюджет РМ в 2012 году

Рисунок 2– Структура безвозмездных поступлений в региональный бюджет РМ в 2013 году

Рисунок 3– Структура безвозмездных поступлений в региональный бюджет РМ в 2014 году

Согласно вышеприведенным рисункам, удельный вес налога на прибыль организации подвергался колебаниям на протяжении всего периода и доминирующее положение заняли лишь в 2014 году( величина доли составила 34,75%).

В 2012-2013 г.г. доминирующие позиции занимали акцизы, 31,95% и 36,69% соответственно. Но в 2014 году данный налог снизился на 8,13 %. И занял лишь вторую позицию в структуре безвозмездных поступлений в региональный бюджет РМ.

Таким образом, эффективной реализации своих основных функций региональными бюджетами РФ препятствует наличие ряда проблем в области их формирования и исполнения. Среди них – низкая самостоятельность доходной базы бюджетов.

Для решения задачи увеличения доходного потенциала региона необходимо осуществите следующие мероприятия, которые обеспечат дополнительные поступления:

  • расширение практики применения специальных налоговых режимов
  • повышение инвестиционной привлекательности региона,
  • развитие малого бизнеса, снижение административных барьеров
  • расширение практики применения специальных налоговых режимов

Таким образом, повышение эффективности процессов планирования и анализа доходной части бюджета субъекта РФ является одной из важнейших задач региональной бюджетной политики в области доходов.


Библиографический список
  1. Закон Республики Мордовия №36-3 от 19.06.2013 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2012 год». [Электронный ресурс].– Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/430623273
  2. Закон Республики Мордовия №29-3 от 26.05.2014 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2013 год». [Электронный ресурс].– Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/430622869
  3. Закон Республики Мордовия №48-3 от 26.06.2015 «Об исполнении республиканского бюджета Республики Мордовия за 2014 год». [Электронный ресурс].– Режим доступа:  http://docs.cntd.ru/document/428621837


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Максимовская Наталья Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация