Одним из глобальных вызовов для России во втором десятилетии нынешнего века является наложение санкций и необходимость последующей реструктуризации экономики в новой реальности. Под санкциями понимается совокупность ограничительных мер, которые применяются к стране с целью заставить ее пересмотреть свою политику. Данные меры затронули потребительскую, финансовую, технологическую сферы и привели к разным последствиям.
В данной работе будут рассмотрены санкции в финансовом секторе, то есть те, которые ограничили доступ к финансовым рынкам и дешевым кредитам. «К данному виду санкций невозможно адаптироваться», – сказал Николай Остарков, вице-президент “Деловой России” [1]. В действительности, импортозамещение – замещение товаров, ввозимых из-за рубежа отечественными. При это под товаром понимается любой предмет торговли, в том числе и услуги. В сфере услуг основную роль играет именно предоставление финансовых услуг и распределение денежных средств между следующими субъектам: банки, страховые компании, государства, организации, бизнес, и в меньшей степени отдельные физические лица. О возрастающем значении торговли финансовыми услугами свидетельствует тот факт, что прирост ВВП России в 2013 году (до объявления санкций) в значительной степени обеспечивал финансовый сектор, увеличение которого составило 13 %.
Импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России – ее диверсификацией. В финансовой сфере это выражается в расширении использования различных источников финансирования для российских компаний.
Санкции в финансовой сфере становятся все более ощутимыми при проведении политики импортозамещения в реальном секторе экономики. Для развития промышленности и сельского хозяйства нужны значительные финансовые ресурсы. А в период санкций многим ведущим российским банкам и компаниям был закрыт доступ к долгосрочному кредитованию на Западе, что существенно повлияло на кредитные возможности отечественных финансовых агентов.
Еще одним затруднением для российского бизнеса явилось изменения процедур контроля оформления сделок с технической стороны (комплеанс). С июля 2014 года в режим ручного управления перешел контроль со стороны западных контрагентов над международными платежами российских банков и компаний. В связи с тем, что международные банки стали проверять, не связан ли платеж в пользу контрагентов с финансированием компаний или банков из санкционных списков, платежи стали задерживаться. Это повлекло за собой увеличение времени проведения платежей, получения товаров, а тем самом удлинило производственный цикл и привело к росту издержек производства. Кроме того, росла стоимость заимствований из-за репутационных рисков, связанных с несвоевременным исполнением обязательств.
Часть иностранных банков, приняла решения снизить присутствие на российском рынке и находится в ожидании погашения ранее выданных кредитов. В целом, банке пересматривают кредитные лимиты на Россию как на класс активов. Другие банки склонны рефинансировать накопленные кредитные портфели [2].
Отрицательный эффект санкций нашел отражение в работе межбанковского внутреннего рынка. Российским госбанкам запретили доступ как к короткому долговому финансированию (от 30 дней), так и к рынку длинных валютных кредитов (от 90 дней) и с учетом необходимости выплат по внешнему долгу на российском рынке образовался дефицит долларовой ликвидности. Под влиянием санкций, оборот долларовой секции валютного межбанковского рынка сократился с 1-2 млрд долл. в день до до 100 млн долл. При этом, процентные ставки по кредиту на один день в сентябре 2014 года выросли с уровня 0,1-0,2% до уровня 1,0-1,5%. Этот дефицит определил давление на валютный курс рубля в конце 2014 года.
Кроме того, в ЕС был установлен запрет на инвестиции в российские инфраструктурные и иные проекты, их кредитование и приобретении в них доли. Также одной из возможных санкционных мер является отключение России от системы международных платежей SWIFT.
Таким образом, в условиях импортозамещения финансовых услуг открыто стоит вопрос о механизмах увеличения кредитных возможностей банков и увеличение государственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты.
Библиографический список
- «Проблемы с импортозамещением сейчас только в финансовой сфере» // Pravda.ru: сетевой журнал. 2015. URL: http://www.pravda.ru/news/economics/11-11-2015/1281823-sanktsii-0/ (дата обращения: 29.03.2016)
- Орлова Н.В Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику // Экономический портал: статьи-анализ. URL: http://institutiones.com/general/2502-finansovye-sankcii-protiv-rossii.html (дата обращения: 29.03.2016).