Целью данного исследования явилось изучение особенностей Интернет-зависимости у старшеклассников с нарушениями зрения. Исследование данной проблемы имеет важное значение для разработки современных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников с ограниченными возможностями здоровья [1], их позитивной социализации [2] и успешной интеграции в социокультурное и образовательное пространство [3].
В исследовании приняли участие 30 слабовидящих старшеклассников – 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 16 до 18 лет, учащихся специальной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
Для изучения Интернет-зависимости у старшеклассников с нарушениями зрения применялись тесты К. Янг «Уровень Интернет-зависимости» и «Интернет-зависимость» [4], адаптированных В.А. Лоскутовой [5], а также методика скрининг-диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот [6].
Рассмотрим результаты исследования Интернет-зависимости у старшеклассников с нарушениями зрения с помощью методики К. Янг, адаптированной В.А. Лоскутовой. Результаты исследования показывают, что больше половины (9 из 15) юношей с нарушениями зрения ощущают потребность в увеличении времени, проведенного за компьютером, чувствуют раздражительность при попытках ограничения пользования Интернетом, скрывают от родителей время пребывания в Сети. Только у одного из 15 слабовидящих старшеклассников был выявлен высокий уровень Интернет-зависимости.
Результаты исследования показывают, что около трети (6 из 15) девушек с нарушениями зрения ощущают потребность в увеличении времени, проведенного за компьютером, испытывают негативные эмоции при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом, используют Интернет как средство ухода от проблем, от плохого настроения. Ни одна из девушек не показала наивысшее число положительных ответов (5-8) по методике, отсюда следует, что среди девушек с нарушением зрения не было выявлено Интернет-зависимых. Таким образом, Интернет-зависимость у юношей выше, чем у девушек с нарушениями зрения.
Рассмотрим результаты исследования уровня Интернет-зависимости у старшеклассников с нарушениями зрения с помощью методики К. Янг. Результаты исследования показывают, что у половины юношей с нарушениями зрения (7 из 15 человек) преобладает средний уровень Интернет-зависимости, с ними должна вестись работа по ее профилактике.
У троих юношей из 15-ти отмечается высокий уровень Интернет-зависимости: они чувствуют раздражительность, подавленность, нервозность, испытывают затруднения в учебе, общению в реальном мире предпочитают Интернет-общение и знакомства. В данной группе старшеклассников необходима работа по психолого-педагогической коррекции Интернет-зависимости.
Низкий уровень Интернет-зависимости выявлен у трети юношей с нарушениями зрения (5 из 15 человек). Эти старшеклассники проводят длительное время за компьютером, но умеют контролировать свои чувства и поведение.
Результаты исследования показывают, что у девушек с нарушениями зрения преобладает низкий уровень Интернет-зависимости (13 из 15 человек). Девушки данной группы умеют контролировать свои чувства и поведение при использовании Интернета. Наряду с этим у двух девушек отмечается средний уровень Интернет-зависимости, высокий уровень у девушек с нарушениями зрения не выявлен.
Анализируя полученные данные по методике К. Янг «Уровень Интернет-зависимости», следует отметить, что у юношей с нарушениями зрения преобладает высокий и средний уровень Интернет-зависимости (3 человека и 7 человек соответственно), что способствует негативному преобразованию личности, а у девушек – низкий уровень. Таким образом, у юношей с нарушениями зрения уровень Интернет-зависимости выше, чем у девушек.
Рассмотрим результаты исследования компьютерной зависимости у старшеклассников с нарушениями зрения с помощью методики Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Больбот. Результаты исследования показали, что у большинства юношей с нарушениями зрения преобладает стадия развития зависимости (9 человек из 15). Старшеклассники все больше времени проводят за компьютером, пренебрегают семейными обязанностями, учебой, им трудно прекратить работу за компьютером самостоятельно. У трети юношей по результатам исследования была выявлена стадия увлеченности (5 человек из 15), следует отметить, что они могут контролировать время пребывания в Сети, самостоятельно переключиться на другую деятельность. Стадия наличия зависимости (1 человек из 15) говорит о том, что старшеклассник ощущает оживление и удовольствие только тогда, когда находится за компьютером, вне сети Интернет ему скучно, неинтересно, он раздражителен, угнетен, общение со сверстниками происходит преимущественно в Интернете.
По данным исследования, у 13 девушек наблюдается стадия увлеченности, при которой они могут контролировать время пребывания за компьютером, самостоятельно закончить работу в сети. У двух девочек отмечается стадия развития зависимости, они пренебрегают семейными обязанностями, испытывают затруднения в учебе. Таким образом, что у юношей преобладает стадия риска развития компьютерной зависимости (9 из 15), в отличие от девушек (2 из15).
Полученные данные указывают на то, что при нахождении вне компьютера, у старшеклассников возникает скука, подавленность, депрессия, раздраженность, отмечается дискомфорт в реальном мире. Исчезновение подавленности и негативных эмоций происходит, когда они возвращаются к компьютеру. При аддиктивной реализации создается иллюзия легкого изменения своего психического состояния с помощью Интернета или компьютерной игры, преодоления негативных эмоций и ощущений. Развитие аддикции требует все большего времени нахождения за компьютером и в сети Интернет, чтобы достичь желаемого эффекта.
Результаты данного исследования позволяют дифференцированно осуществлять профилактическую и коррекционную работу с учащимися старших классов специальной школы для преодоления Интернет-зависимости, формирования саморегуляции, развития интереса к различным видам деятельности вне сети Интернет, расширения взаимодействия в социальном и образовательном пространстве.
Библиографический список
- Шипова Л.В. Психолого-педагогическая коррекция нарушений поведения у школьников с умственной отсталостью //Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 131-138.
- Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф. Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования Сборник статей молодых исследователей. Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; Рудзинская Т.Ф. (отв. ред.). Москва, 2015. С. 167-173.
- Шипова А.В. Изучение условий успешной социализации подростков в корчаковском интеграционном лагере // В мире научных открытий. 2013. № 11.12 (47). С. 287-298.
- Янг К. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29.
- Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дисс. … канд мед. наук. Новосибирск, 2004. 23 с.
- Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.