ТЬЮТОРСТВО КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ. НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Воробьева Анна Андреевна1, Иваницкая Марина Сергеевна2
1Алтайский Государственный Университет
2Алтайский Государственный Университет

Аннотация
В статье рассмотрены источники возникновения тьюторского сопровождения, а также его современные практики. Приводится опыт организации тьюторской деятельности на примере Алтайского государственного университета.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, студенты, тьюторская деятельность, тьюторское сопровождение, тьюторство


TUTORING - TECHNOLOGY WORK WITH THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION STUDENTS. FOR EXAMPLE VPO "ALTAI STATE UNIVERSITY"

Vorobyova Anna Andreyevna1, Ivanytskaja Marina Sergeevna2
1Altai State University
2Altai State University

Abstract
The article discusses the sources of tutor support, as well as its modern practice. The experience of organizing activities tyutorskoy the example of the Altai State University.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Воробьева А.А., Иваницкая М.С. Тьюторство как технология работы со студентами высшего учебного заведения. На примере ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/64964 (дата обращения: 03.12.2024).

Исторически тьюторство зародилось в Великобритании, примерно  в XIV веке. Тьютор, работающий в университетской среде, выполнял функции поддержки процесса самоопределения. Россия же унаследовала Германскую модель университета, которая не предполагала института тьюторства. Его функции распределялись между иными формами поддержки учащегося: индивидуальная работа с учениками классного руководителя, социального педагога, школьного психолога и учителя-предметника, работающего с ориентацией на каждого ученика. И лишь в период конца ХIХ – начала ХХ вв. в педагогике России появились предпосылки появления тьюторства. [1, 2]

В настоящее время тьюторство существует и активно развивается. В России функционирует Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, охватывающая 18 регионов. Целью деятельности Ассоциации является:
объединение ученых, учителей, методистов, преподавателей, проектировщиков, руководителей, родителей – всех, кто поддерживает идеи тьюторства, для дальнейшего совершенствования и практического освоения. [4]

Не смотря на то, что Алтайский край не включен в Ассоциацию, университеты края используют технологию тьюторства в своей практике. Реализацию данной технологии можно рассмотреть на примере ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». В университете действует служба тьюторов. В Положении о службе приводятся ее цели и задачи, а также дается определение тьютора:

Тьютором является наставник, избираемый на добровольных началах из числа обучающихся старших курсов, сотрудников и преподавателей факультета (института, филиала), призванный способствовать, посредством социально-психологической технологии «равный-равному», адаптации обучающихся в образовательное пространствоуниверситета, развитию их коммуникативных и организационно-управленческих компетенций, формированию устойчивой учебной мотивации, выбору индивидуальной научно-образовательной траектории, актуализации инновационного потенциала обучающегося, формированию здорового образа жизни и ценности здоровья. [3]

Ежегодно руководителем службы проводится обучение тьюторов, которые закрепляются за первокурсниками. Обучение включает в себя подготовку к учебной, воспитательной и внеучебной работе с обучающимися.

К внедрению практики тьюторства подключается все больше факультетов университета. В 2015 году данная технология апробирована и на факультете социологии, кафедрой социальной работы. Обучение прошли три магистранта, за которыми был закреплен первый курс. В конце обучения была разработана программа первых занятий, проведенных в первую неделю обучения.

Первое занятие было направлено на первичную социализацию студентов в университете. В рамках занятия проведен тренинг, направленный на знакомство студентов друг с другом, решены организационные вопросы и презентован информационный блок об учебной, научной, общественной, культурной жизни университета.

Второе занятие было организовано в форме квеста и направлено на сплочение коллектива через поиск и знакомство с ключевыми объектами университета.

Проведение занятий в первую неделю обучения студентов, позволило им быстрее включиться в учебный процесс, адаптироваться к новым условиям, ориентироваться среди основных и необходимых объектов университета, установить контакт с тьюторами.

В дальнейшем планируется проведение еще ряда занятий разной направленности, а также включение первокурсников в общественную и научную деятельность.  Кроме того, будет организован мониторинг тьюторской деятельности и ее результатов, по данным которого можно будет судить об эффективности реализации этой технологии в конкретной группе.

Таким образом, институт тьюторства, зародившийся еще в XIV веке, не утрачивает актуальности своего существования и в настоящее время. Эта технология активно применяется сегодня в нашей стране на базе различных учреждений. Особое значение имеет применение технологии в среде высшего профессионального образования, поскольку для успешной адаптации первокурсников к среде учебного заведения, включения их в учебную и внеучебную деятельность, а также дальнейшего сопровождения группы студентов необходима своевременная и регулярная деятельность тьютора.


Библиографический список
  1. Баркова, Н.Н. Предпосылки появления и развития идеи тьюторства в дореволюционной отечественной педагогике // Тьюторская Ассоциация: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.thetutor.ru/library/theory_and_history/4 (дата обращения: 12.09.2015).
  2. Положение о службе тьюторов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asu.ru/search/documents/10241/ (дата обращения: 10.09.2015).
  3. Проскуровская, И. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.thetutor.ru/library/theory_and_history/8 (дата обращения: 12.09.2015).
  4. Устав межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»: утвержден общим собранием учредителей Протокол №1 от 05 июня 2007г. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.thetutor.ru/association/charter (дата обращения: 10.09.2015).


Все статьи автора «Воробьева Анна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: