Исторически тьюторство зародилось в Великобритании, примерно в XIV веке. Тьютор, работающий в университетской среде, выполнял функции поддержки процесса самоопределения. Россия же унаследовала Германскую модель университета, которая не предполагала института тьюторства. Его функции распределялись между иными формами поддержки учащегося: индивидуальная работа с учениками классного руководителя, социального педагога, школьного психолога и учителя-предметника, работающего с ориентацией на каждого ученика. И лишь в период конца ХIХ – начала ХХ вв. в педагогике России появились предпосылки появления тьюторства. [1, 2]
В настоящее время тьюторство существует и активно развивается. В России функционирует Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, охватывающая 18 регионов. Целью деятельности Ассоциации является:
объединение ученых, учителей, методистов, преподавателей, проектировщиков, руководителей, родителей – всех, кто поддерживает идеи тьюторства, для дальнейшего совершенствования и практического освоения. [4]
Не смотря на то, что Алтайский край не включен в Ассоциацию, университеты края используют технологию тьюторства в своей практике. Реализацию данной технологии можно рассмотреть на примере ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет». В университете действует служба тьюторов. В Положении о службе приводятся ее цели и задачи, а также дается определение тьютора:
Тьютором является наставник, избираемый на добровольных началах из числа обучающихся старших курсов, сотрудников и преподавателей факультета (института, филиала), призванный способствовать, посредством социально-психологической технологии «равный-равному», адаптации обучающихся в образовательное пространствоуниверситета, развитию их коммуникативных и организационно-управленческих компетенций, формированию устойчивой учебной мотивации, выбору индивидуальной научно-образовательной траектории, актуализации инновационного потенциала обучающегося, формированию здорового образа жизни и ценности здоровья. [3]
Ежегодно руководителем службы проводится обучение тьюторов, которые закрепляются за первокурсниками. Обучение включает в себя подготовку к учебной, воспитательной и внеучебной работе с обучающимися.
К внедрению практики тьюторства подключается все больше факультетов университета. В 2015 году данная технология апробирована и на факультете социологии, кафедрой социальной работы. Обучение прошли три магистранта, за которыми был закреплен первый курс. В конце обучения была разработана программа первых занятий, проведенных в первую неделю обучения.
Первое занятие было направлено на первичную социализацию студентов в университете. В рамках занятия проведен тренинг, направленный на знакомство студентов друг с другом, решены организационные вопросы и презентован информационный блок об учебной, научной, общественной, культурной жизни университета.
Второе занятие было организовано в форме квеста и направлено на сплочение коллектива через поиск и знакомство с ключевыми объектами университета.
Проведение занятий в первую неделю обучения студентов, позволило им быстрее включиться в учебный процесс, адаптироваться к новым условиям, ориентироваться среди основных и необходимых объектов университета, установить контакт с тьюторами.
В дальнейшем планируется проведение еще ряда занятий разной направленности, а также включение первокурсников в общественную и научную деятельность. Кроме того, будет организован мониторинг тьюторской деятельности и ее результатов, по данным которого можно будет судить об эффективности реализации этой технологии в конкретной группе.
Таким образом, институт тьюторства, зародившийся еще в XIV веке, не утрачивает актуальности своего существования и в настоящее время. Эта технология активно применяется сегодня в нашей стране на базе различных учреждений. Особое значение имеет применение технологии в среде высшего профессионального образования, поскольку для успешной адаптации первокурсников к среде учебного заведения, включения их в учебную и внеучебную деятельность, а также дальнейшего сопровождения группы студентов необходима своевременная и регулярная деятельность тьютора.
Библиографический список
- Баркова, Н.Н. Предпосылки появления и развития идеи тьюторства в дореволюционной отечественной педагогике // Тьюторская Ассоциация: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.thetutor.ru/library/theory_and_history/4 (дата обращения: 12.09.2015).
- Положение о службе тьюторов ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asu.ru/search/documents/10241/ (дата обращения: 10.09.2015).
- Проскуровская, И. К вопросу о реконструкции исторических оснований тьюторства // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.thetutor.ru/library/theory_and_history/8 (дата обращения: 12.09.2015).
- Устав межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация»: утвержден общим собранием учредителей Протокол №1 от 05 июня 2007г. // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.thetutor.ru/association/charter (дата обращения: 10.09.2015).