ПРИЧИНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА И СПОСОБЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

Пискун Анастасия Владимировна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
студентка 4 курса направления международные отношения

Аннотация
Данная статья просвещена актуальной в настоящее время проблеме – европейскому миграционному кризису. В статье рассматриваются истоки проблемы, связанные с историей формирования ЕС, причины обострения ситуации с мигрантами, позиции отдельных стран - членов ЕС по этому вопросу и проекты по разрешению кризисной ситуации, предложенные Еврокомиссией.

Ключевые слова: беженец, внешние границы, Дублинские соглашения, Европейский Союз, мигрант, миграционная политика, миграционный кризис, права человека, Шенгенский регламент


THE CAUSES OF THE EUROPEAN REFUGEE CRISIS AND WAYS OF CRISES RESOLUTION

Piskun Anastasia Vladimirovna
Vladivostok State University of Economics and Service
4th year student

Abstract
The article is concerned with actual nowadays issue - European refugee crisis. The article discusses some sources of the problem connected with the history of the EU formation, causes of the escalation situation, positions in individual EU member states and projects to resolve the crisis which were proposed by the European Commission.

Keywords: Dublin Regulation, European refugee crisis, European Union, external borders, human rights, migration policy, refugee, Schengen Area


Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пискун А.В. Причины европейского миграционного кризиса и способы его решения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64943 (дата обращения: 03.12.2024).

Евросоюз является наиболее успешным примером  интеграционных процессов в мире. В рамках региональной интеграции страны Евросоюза прошли путь от зоны свободной торговли до экономического союза, созданного в 1993 году подписанием Маастрихтского договора. Высшей формой региональной интеграции является политический союз, к созданию которого вплотную подошёл ЕС. Однако прогнозы могут не сбыться вследствие миграционного кризиса, который может разрушить не только Шенгенские соглашения – свободное перемещение населения в пространстве ЕС, но и валютный союз. Еврокомиссия уже назвала данный кризис крупнейшим со времен второй мировой войны, и спрогнозировала провал ЕС как политического проекта, если не начнётся общий контроль границ.

Шенгенские соглашения называют одним из великих достижений ЕС и самым полезным аспектом публичной политики союза. Шенгенские соглашения были заключены для упрощения передвижений граждан внутри Европы в июне 1985 года.  Следующим шагом стало подписание Конвенции о применении Шенгенского соглашения в 1990 году, в которой предусматривалось создание Шенгенской зоны с отменой паспортного контроля, унифицированной визовой политикой, полицейским и судебным сотрудничеством. Соглашение заработало в 1995 году для семи стран [9].

С подписанием  Амстердамского договора положения Конвенции о введении в действие и применении Шенгенского соглашения были включены в законодательство ЕС. Согласно которому новые члены ЕС не подписывают Шенгенское соглашение, а обязываются исполнять его как часть законодательства, которое они должны принять целиком при вступлении [8].

На данный момент Шенгенская зона  – это 26 европейских государств. В Шенгенскую зону входят четыре страны, не входящие в ЕС - Исландия, Норвегия, Швейцария и Линхинштейн и мини-государства  Монако, Сан-Марино и Ватикан. Великобритания и Ирландия, Румыния, Болгария, Кипр и Хорватия  не входят в Шенгенскую зону. В настоящее время порядок пересечения границ регулируется Шенгенским регламентом, выйти из которого нельзя [14].

Для регулирования приема беженцев внутри ЕС и распределения обязанностей членов ЕС по рассмотрению заявок на политическое убежище была принята Дублинская конвенция 1990 года. В 2003 году её заменил  регламент «Дублин II» , а в 2013 году «Дублин III». «Дублин III» устанавливает критерии и механизмы определения государства-члена ЕС, ответственного за рассмотрение ходатайства о международной защите граждан третьих стран или лиц без гражданства. Согласно правилам мигранты должны подать прошение об убежище в первой европейской стране, на территорию которой они прибыли.  В обязанности этой страны входит: регистрация мигрантов в европейской базе данных, где хранятся отпечатки пальцев; рассмотрение запроса об убежище [1].

Дублинская система показала свою неэффективность при увеличении потока беженцев. Ответственность за прием мигрантов лежит на стране, расположенной в непосредственной  географической близости к путям миграции. Странами, ставшими первыми на пути беженцев в Европу, являются Греция и Италия, которые уже давно не справляются с иммиграцией населения. Регистрация прибывших  происходит частично или с опозданием, а процент не удовлетворенных заявок остаётся высоким.  В 2015 году из 1,1 миллиона человек, прибывших в ЕС, 850 000 въехали через Грецию и 153 000 через Италию.  При этом целью мигрантов являются страны ЕС с высоким уровнем жизни, где их шансы на работу выше: Германия, Австрия, Швеция. Посмотрим на статистику прошений об убежище за 2015 год: Германия – 173 тысячи, Швеция – 75 тысяч, Италия – 63 тысячи, Франция – 59 тысяч, Венгрия – 41 тысяча [14]. Мигранты выбирают самые богатые страны союза, с высоким уровнем жизни, социальными гарантиями и хорошими пособиями. Также для мигрантов важно наличие национальных общин,  потому что они способны помочь устроиться и найти работу.

Однако Дублинсая система, Шенгенский регламент и другие правовые акты существуют на протяжении длительного времени, почему же впервые словосочетание миграционный кризис прозвучало лишь в 2015 году?

Главными причинами явились: многократное увеличение числа беженцев в страны Евросоюза, а также их массовая гибель в Средиземном море. Усугубляют ситуацию: не готовность ЕС принимать беженцев в таком режиме, отсутствие единой политики в области миграции, а также опасения Евросоюза связанные с террористами, которые могут проникнуть на территорию Европы под видом беженцев.

По данным  приграничного агентства «Frontex», начиная с 2012 года, число прибывших на территорию Европы увеличилось в 10 раз. Большинство беженцев прибывают из стран Ближнего Востока и Африки, которые охвачены конфликтами и войнами, чтобы получить убежище. В 2015 году в Европу прибыли более миллиона мигрантов из  Ирака, Афганистана и Сирии, а с начала 2016 года более 30 000 беженцев, а по некоторым данным – 47 000 [14]. Многие беженцы решаются совершить опасное путешествие по морю, несмотря на погодные условия.  В 2016 году пропавшими без вести или погибшими считаются 177 человек, в то время как в 2015 году число погибших составило 2 600 человек [4]. Более того, начиная с 2000 года, в Средиземном море погибло 22 000 человек [14].

На самом деле потоки беженцев, возникшие в результате Арабской весны, конфликта на Украине и сложной гуманитарной ситуации в странах Африки, можно наблюдать не только в Европе. Согласно докладу ООН  в мире насчитывается 60 миллионов перемещенных лиц. На Европу приходится менее 10 % от этого числа, тоесть около 6 миллионов [11].

Право беженца на политическое убежище в иностранном государстве закреплено в  Женевской конвенции, и является одним из основополагающих прав человека. Также, это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в Конвенции о статусе беженце 1951 года и Протоколе 1967 года. Согласно пункту 33 Конвенции 1951 года был впервые установлен запрет на принудительное возвращение беженцев в страны, из которых они прибыли. Далее это важнейшее правило дублируется в  декларации ООН 1967 года [1].

Напомним, что мигрирующих можно разделить на две группы: людей, бегущих от войны, политической и финансовой нестабильности, и экономических мигрантов, цель которых получение материальных благ. Проблема ЕС состоит также в том, что разделить эти две группы людей чрезвычайно сложно из-за невозможности установления личности вследствие подделки документов или их утери. Правило конвенции касаются  только первой категории граждан, которые и являются беженцами. Соблюдение прав человека  исторически считается святой обязанностью и общим делом Евросоюза. Убежище — не акт милосердия, а право человека»,  заявил австрийский канцлер Вернер Файман.

Однако под видом беженцев на территорию Европы могут проникнуть не только экономические мигранты, но и радикально настроенные исламисты, последователи Исламского государства. Нападения на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo и теракты 13 ноября, унесшие жизни 130 человек во Франции в 2015 году, всерьёз обеспокоили не только политические круги ЕС и Франции, но гражданское общество. Ответственность за теракты взяла на себя террористическая организация Исламское государство [2].

Миграция в таком глобальном и неконтролируемом масштабе всё чаще рассматривается как угроза безопасности ЕС. За такой позицией скрывается ещё одна требующая внимания проблема. Население стран ЕС всё чаще в беженцах, особенно тех, кто исповедует ислам, стало видеть потенциального террориста, в связи с этим участились  случаи нападения на лагеря беженцев, митинги против открытий центров для приема беженцев, а митинги против принятия беженцев стали обычной практикой. Кроме того, население стран-членов ЕС опасается исламизации общества и роста преступности из-за притока мигрантов.

Подогрели конфликт недавние события в Кёльне и ряде других Европейских городов: в германских городах Гамбург и Штутгарт, швейцарском Цюрихе и австрийском Зальцбурге. В новогоднюю ночь женщины этих городов подверглись насилию и домогательствам.  29 задержанных по этому делу являются мигрантами и 18 беженцами [7]. После этих событий, в ряде Европейских городов прошли митинги антимигрантской направленности, на которых особо подчёркивалась неспособность властей гарантировать безопасность своих граждан.

Помимо митингов, в Европе наблюдается рост организаций и движений, направленных против миграции.  Одним из самых влиятельных движений, выражающих недовольство миграционной политикой властей, является немецкая Pegida (Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света). Многие движения других стран-членов ЕС, также связанны с ним. Политики всерьёз опасаются роста антимигрантских настроений и популярности среди населения организаций типа Pegida. В ряде европейских стран уже набирают популярность ультралевые партии: в Нидерландах – Партия свободы Вилдерса, в Швеции – партия «Шведские демократы», во Франции – Национальный фронт Марин Ле Пен, в Чехии партия “Рассвет” [3].

Однако, Европа не может закрыть двери перед людьми, которые нуждаются в новом доме и просто хотят спасти свою жизнь. Несомненно, что с появлением огромного потока людей наблюдается дестабилизация ситуации и раскол в ЕС. В настоящее время проблема миграции и миграционной политики остра как никогда, и требует принятия важных, действенных мер незамедлительно.

Еврокомиссия предложила усовершенствовать общую европейскую систему убежища по принципу «разделения ответственности», а именно введения квот по странам-членам на количество беженцев, допустимое к принятию каждой страной. Распределение должно проходить по системе расчета, включающей 4 критерия: размер ВВП, численность населения, уровень безработицы и количество уже принятых беженцев с 2010 по 2014 год [10]. Эта система поможет вывести из криза Италию и Европу, а также снизит давление на более привлекательные для мигрантов страны. Кроме того, ЕС покажет свою политическую сплоченность, приняв решение путём консенсуса, которое касается всех стран-членов Союза.

Однако, система квот устраивает далеко не все страны ЕС, и поэтому эта система не будет работать пока не достигнут согласия все 28 стран. Премьер-министр Чехии Богуслав Соботка заявил, что его страна против обязательных квот по приему иммигрантов для всех членов Евросоюза. Великобритания, выступает против предоставления полномочий институтам Евросоюза, в принятии решений по таким важным вопросам, как миграционная политика, опасаясь федерализации ЕС. Словакия, Венгрия, Румыния и Ирландия заинтересованы в сохранении статуса-кво по вопросу о приеме мигрантов. Словакия намерена опротестовать решение Совета министров внутренних дел в суде ЕС в Люксембурге. «Мы суверенная страна и отвергаем диктат большинства в столь чувствительной сфере», – заявил словацкий премьер-министр Роберт Фицо [10].

В этой сложной ситуации кажется, что слова президента Литвы Даля Грибаускайте  имеют смысл: «Всю Африку в Европу не переселишь». На самом деле подмечено верно. Помимо распределения беженцев необходимы дополнительные меры такие как: разрешение конфликтов в странах-донорах мигрантов, помощь в стабилизации ситуации на их территории в политической, социальной, финансовой  сферах; модернизация и наделение новыми полномочиями Frontex, EASO и Европол; использование в полной мере Шенгенской информационной системы с целью обмена информацией; создание системы договоров с другими странами по распределению беженцев; создание каналов легальной миграции в Европу; борьба с нелегальной миграцией и перевозчиками мигрантов.

В среднем мигранты платят контрабандистам от 1500 до 2500 долларов США. При этом нет гарантий безопасности, нет вообще никаких гарантий. В ЕС исходят из того, что, если лишить людей возможности пользоваться услугами нелегальных перевозчиков, то удастся уменьшить поток нелегальных мигрантов. А также избежать катастроф в Средиземном море, которые характеризуются высоким уровнем смертности. Председатель Европарламента призывает к проведению международной полицейской операции по борьбе с преступными группировками, занимающимися незаконной доставкой беженцев из Африки в страны ЕС. Предложение стоящее, однако, проблема его реализации заключается в финансовых и ресурсных возможностях ЕС.

Разрешение проблемы беженцев Евросоюз видит также в создании лагерей и временных центров пребывания на территории третьих государств. Евросоюз решил задействовать Турцию для снижения потока беженцев, выплатив компенсации в размере 3 миллиардов евро, и пообещав установить безвизовый режим. ЕС рассчитывает, что в Турции удержат 2,2 миллиона беженцев с Ближнего Востока [6].

На Мальте Евросоюз планирует создать чрезвычайный фонд в 1,8 миллиардов, чтобы приостановить поток беженцев из стран Африки. Не исключают в Евросоюзе и создание условий для приема беженцев в африканских государствах. Следует отметить, что останавливать мигрантов ещё на пути к ЕС – хорошее решение, однако, оно также требует значительных финансовых вливаний и жесткого контроля за соблюдением договоренностей. Общая сумма прогнозируемых трат на решение миграционного вопроса достигает более 20 миллиардов евро [6]. Это сильнейший удар по экономике и финансовой стабильности ЕС.

Полномочия контроля над внешними границами планируется перенести с уровня государств-членов на уровень институтов ЕС. Единое Европейское пространство требует общей пограничной службы по периметру с едиными контролирующими органами внутри этого периметра.  Для решения этой задачи Frontex, EASO и Европол получат дополнительные средства, персонал и оборудование. Планируется увеличить штат Frontex с 500 до 1000 человек в течении 5 лет, создать резерв из 1500 сотрудников, которые могут быть задействованы в кризисных ситуациях. В чрезвычайных ситуациях Еврокомиссия намерена самостоятельно контролировать участки границы, даже если отдельные страны ЕС будут не согласны с этим. Также ЕС планирует ввести единый документ для мигрантов, получивших отказ в предоставлении убежища. Договоры об их возвращении, которые ЕС заключил с 17 странами, исполняются не в полной мере, поэтому планируется создать на базе Frontex специальную службу депортации [12].

Кроме того, в рамках миграционной системы предлагается снизить поток мигрантов на континент за счёт финансовой и гуманитарной помощи странам, с неблагоприятной экономической и политической обстановкой. В ЕС понимают, что пока война в Сирии не будет окончена, поток беженцев будет оставаться на том же уровне. Необходимо “предпринять новые международные усилия” для стабилизации ситуации в Сирии и Ливии объявили в ЕС. ЕС также выразил готовность продолжить участвовать в работе международной группы поддержки Сирии и в коалиции по борьбе с ИГИЛ [5].

Отсутствие единых стандартов в сфере миграции и преобладание национальных интересов являются главными проблемами выработки единой иммиграционной политики ЕС. В настоящее время страны действуют по разным сценариям: Венгрия строит заграждение от нелегальных мигрантов; Великобритания пытается выйти из ЕС; Австрия, Германия, Швеция приостановили действие Шенгенского регламента до мая 2016 года; Италия и Греция взывают о помощи в связи с потоками беженцев, с которыми страны давно уже справится не в состоянии; а страны, которые находятся далеко от основных маршрутов, по которым беженцы прибывают в ЕС, не хотят изменения ситуации.

Евросоюз при разработке миграционной политики большее внимание уделил внутренней регуляции, передвижению населения ЕС внутри Евросоюза, это в основном касается граждан, а также легальных мигрантов. Общая политика миграции не проводилась в Евросоюзе. До кризиса существовала бюджетная статья, которая давала право получать компенсации за размещение беженцев приграничным странам, чтобы они могли построить пункты приёма для размещения беженцев и подобрать работающий с беженцами персонал.

Отсутствие единой европейской миграционной политики может стать причиной разрушения Шенгенского соглашения и ограничения свободы передвижения в Европе. Миграционный кризис – это один из факторов, который может свести на нет экономическую интеграцию европейских стран, ситуация приведёт к полному провалу ЕС как экономического, так и политического проекта.

В Евросоюзе прекрасно понимают всю серьезность и опасность нынешней ситуации. У основных политических сил ЕС есть понимание, что солидарность, сохранение единства интеграционного объединения – необходимое условие успеха. “Если мы хотим сохранить Шенген, то должны улучшить общее управление внешними границами”- заявил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Нынешний кризис выявил неспособность Дублинской системы регулировать потоки беженцев между странами-членами ЕС. Страны Евросоюза переложили ответственность, которая должна лежать на 28 странах, на страны, которые становятся первыми на пути беженцев в Европу: Италию и Грецию. Ответственность должны нести все страны Евросоюза, выступив как единый политический институт, чтобы сделать миграцию управляемой.

Все вышеперечисленное позволяют сделать вывод о том, в настоящее время страны ЕС столкнулись с кризисом, который необходимо решить в кратчайшие сроки, для сохранения союза. Для разрешения кризиса необходимы как краткосрочные меры, так и долгосрочные. Для этого необходим не только общий бюджет и общая позиция, но и, самое главное, стратегия и решение, устраивающее все 28 стран-членов ЕС.


Библиографический список
  1. Кашкин С. Ю. Шенгенские соглашения. / С. Ю. Кашкин, А.О. Четверякова. – М.: Профобразование, 2000. – 192с
  2. Кашкин С. Ю. Право Европейского Союза: учебник для вузов / С. Ю. Кашкин, А. В. Жупанов, А. В. Карпов и др. – М.: Юрайт, 2011. – 1119 с.
  3. Шимов Я. Европа в окружении беженцев / Я. Шимов, А. Вагнер // Радио свобода. – Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/article/26990628.html
  4. Иванов Д. В. Правовой статус лиц, ищущих убежище, в современном международном праве / Д. В. Иванов, Н. А. Бобринский. – М.: Статут, 2009. – 301 с
  5. Глава УВКБ предлагает Европе принять 200 тысяч беженцев. // Центр новостей ООН. –  Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=24388&Kw1=Европа&Kw2=беженцы&Kw3=море#.VsbDH-bQOC
  6. Новый Верховный комиссар ООН призвал Европу путем общих усилий решить проблему беженцев. // Центр новостей ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=25208&Kw1=беженцы#.VsbGV-bQOCI
  7. Бельгийская полиция задержала девять человек по делу о терактах в Париже. // lenta.ru. -Режим доступа: https://lenta.ru/news/2015/11/19/belgium1/
  8. Жители Дюссельдорфа организовали антимигрантские народные дружины. // lenta.ru. -  Режим доступа: https://lenta.ru/news/2016/01/08/dusseldorf/
  9. Борзяков С. Германию наводнили противники ислама. / С. Борзяков // Деловая газета «Взгляд».- Режим доступа: http://vz.ru/world/2015/1/13/724125.html
  10. Мельникова К. Кризис солидарности. / К. Мельникова // lenta.ru. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2015/06/19/eu_crisis/
  11. Европейская «полуинтеграция»: кризис евро и кризис Шенгена имеют близкие причины. // Фонд стратегической культуры. – Режим доступа: http://www.fondsk.ru/pview/2015/11/19/evropejskaja-poluintegracia-krizis-evro-i-krizis-shengena-imejut-blizkie-prichiny-36882.html
  12. Ригерт Б. ЕС укрепляет границы: новые задачи Frontex и ужесточение правил въезда. / Б. Ригерт // Made for minds. – Режим доступа: http://www.dw.com/ru/ес-укрепляет-границы-новые-задачи-frontex-и-ужесточение-правил-въезда/a-18920862
  13. Добровольский В. Евросоюз уверен, что долгого мира в Сирии при нынешнем режиме не будет. / В. Добровольский // РИА Новости. – Режим доступа: http://ria.ru/syria/20151218/1344564101.html#ixzz40bGQTi1r


Все статьи автора «Пискун Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: