ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Галуцкая Мария Юрьевна
Белгородский государственный научно-исследовательский университет
аспирант кафедры возрастной и социальной психологии

Аннотация
Данная статья посвящена обзору понятий: психологическая готовность и личностное самоопределение в юношеском возрасте. Также предоставлен материал об особенностях юношеского возраста, об новообразовании в данном периоде и компонентах психологической готовности к личностному самоопределению в юношеском возрасте.

Ключевые слова: компоненты готовности, личностное самоопределение, психологическая готовность, самоопределение, юношеский возраст


FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PERSONAL SELF-DETERMINATION AT YOUTHFUL AGE

Galutskaya Mariya Yrievna
Belgorod National Research University
Postgraduate of the Department of Developmental Psychology and Social Psychology

Abstract
This article describes the reviewing of conceptions: psychological readiness and personal self-determination at youthful age. Material is also given about features of youthful age, about a new growth in this period and components of psychological readiness for personal self-determination at youthful age.

Keywords: personality self- determination, Psychological readiness, readiness components, self-determination, youth age


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галуцкая М.Ю. Особенности психологической готовности к личностному самоопределению в юношеском возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64912 (дата обращения: 18.04.2024).

Одним из актуальных вопросов современной психологии является вопрос о готовности человека к разным видам деятельности, к выполнению определенных жизненных целей. Готовность к определенному виду деятельности есть не что иное как развитая система ценностей, потребностей, мотивов, убеждений, знаний, отношений, волевых и интеллектуальных качеств, умений, установок, навыков [1, c. 58]. Эта готовность достигается путем психологической, физической и профессиональной подготовки, отвечающей требованиям, условиям и содержанию деятельности.

В психолого-педагогической литературе существуют многообразные определения данного понятия, которое объясняются как качество личности (Ширинский В; И., 1982, Платонов К. К., 1973), как выражение способностей (Рубинштейн С, Л., 1989, Ананьев Б. Г., 1962), как синтез свойств личности (Крутецкий В. А., 1968), как отношение (Веденов А. В., 1976). Упомянутые авторы проводили свои исследования в рамках личностного подхода, исследуя психологическую готовность в как неотъемлемый компонент становления личности в целом. А.В.Массанова, Я.Л.Коломинского, Т.В.Шегурова,        В.Ю.Кудрявцева, Е.М.Борисовой изучают вопросы, относящиеся к онтогенезу психологической готовности к деятельности, функциям, параметрам, ее структуры, возможностям и закономерностям формирования данного состояния, а также внутренним и внешним факторам, раскрывающим его динамику, устойчивость и длительность проявления [2, c. 119-130].

С точки зрения, функционального подхода готовность к деятельности рассматривается как условие активизации всех психофизиологических систем личности (Ильин Е. П., 1978; Левитов Н. Д., 1963; Нерсесян Л. С, 1978, Генов Ф., Конопкин О. А., 1971 и др.).

Процесс формирования психологической готовности к деятельности, в нашем случае к самоопределению, олицетворяет собой хронологию связанных между собой действий и процедур:

- понимание собственных потребностей, запросов общества, коллектива или поставленной кем-то задачи;

- представление целей выполнения данных задач, при решении которых произойдет удовлетворение потребностей или осуществление поставленной задачи;

- осмысливание и оценивание условий, в которых будут проходить ожидаемые события, накопление опыта, относящегося к решению задач;

- выявление на основе сложившегося опыта самых рациональных и возможных способов разрешения задач или осуществления требований;

- прогнозирование выявления собственных эмоциональных, когнитивных, волевых и мотивационных процессов, оценка соответствия своего уровня притязаний, возможностей, и потребности достижения поставленного результата;

- активизация сил в соотношении с условиями и задачей, вера в успешное достижение цели [3, c.356].

Основным новообразованием в юношеском возрасте, многие ученые считают личностное и профессиональное самоопределение, это связано с тем, что именно в этом возрасте, скрывается самое главное, то, что вполне освящает условия, в которых происходит формирование личности.[4, c.9-12]. Данный период мы рассматриваем как этап самоопределения, формирования мировоззрения, перехода к самостоятельности. В целом – это самостоятельный период развития человека, его индивидуальности и личности.

В юношеском возрасте социальная ситуация развития (ССР) рассматривается как порог во взрослую жизнь ССР характеризуется тем, что приоритетными задачами становятся выбор собственного жизненного пути, профессии, социальное самоопределение. Для воплощения этих задач требуется сформировавшаяся психологическая готовность, т.е. должны быть сформированы личностные качества, способности, потребности, свойства, которые бы помогли юноше реализоваться в семье, труде, общественной жизни. Факторами такой психологической готовности являются следующие: 1) верно сформированы мотивы и потребности, 2) установившийся характер, 3) развитый мышление и интеллект, 4) развита рефлексия и самосознание, 5) развитые коммуникативные способности, 6) достаточно развитый опыт [5, c.114].

Если критерии психологической готовности соблюдены и, что немало важно, реализованы, то формируется главное новообразование юношества – самоопределение (личностное и профессиональное). В зарубежной психологии самоопределение называют идентичностью – осознанная личностью социальное равенство, помогает индивиду принять позицию взрослого, установить свое место в социуме, узнать собственные возможности и себя [6, c.547].

Такая новая социальная позиция старшеклассников изменяет для них роль учения В сравнении с подростками заинтересованность к обучению у них увеличивается, из-за того, что формируется другая система мотивов касательно учения: юношам необходимо самоопределиться и готовиться ко взрослой жизни. В связи с этим ведущей деятельностью опять оказывается учение. К учению юноши относятся ответственно и сознательно.

Следовательно, юношеский возраст – это сенситивный возраст для формирования мировоззрения и жизненных ценностей человека. Центральной направленностью юношей  и девушек являются сосредоточенность на будущее [7, c.1].

В нашей статье мы затронем особый вид деятельности – самоопределение, а именно личностное самоопределение в юношеском возрасте. Личностное самоопределение, понимается нами, как особый вид внутренней деятельности, направленный на осознание и ответственный выбор системы смысло-жизненных и инструментальных ценностей с учетом внутренних (психологических) и внешних (социальных, материальных) условий.

Под готовностью к личностному самоопределению авторы понимают формирование у старших школьников сознательно выработанных, устойчивых представлений о своих правах и обязанностях в отношении к другим людям, обществу, понимания долга, убеждений, ответственности, способности анализировать свой жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и оценивать[8, c.36]. Другими словами, психологическая готовность к личностному самоопределению представляет собой формирование у старшеклассников каких-либо психологических механизмов и образований, дающих им в дальнейшем активную, сознательную, созидательную и творческую жизнь.

В основе психологической готовности к личностному самоопределению, бесспорно, главную роль имеет самосознание – осознание личностных качеств и их оценка, понимание о своем желаемом и реальном «Я». Уровень притязаний юношей в различных областях жизнедеятельности, оценивание себя и других с гендерной позиции, личностная рефлексия; по данным вопросам преведенны конкретные экспериментальные данные и их подробный анализ.”Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы” Л. И. Божович рассматривала главным моментом личностного и психического развития в данном возрасте (1978). Особое психологическое условие для развития и возникновения жизненного самоопределения старшеклассников – являются их ценностные ориентации [9, c. 23].

Психологическая готовность к личностному самоопределению включает в себя рад компонентов, а именно: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и операциональный. Рассмотрим, что понимается под каждым из компонентов.

  • Мотивационный компонент – это степень выраженности потребности в самоопределении, саморазвитии, как потребности в построении системы личностных ценностей.
  • Эмоциональный компонент – рассматривается как высокий уровень эмоциональной напряженности, связанной с неумением сделать выбор.
  • Когнитивный компонент – это знание ценностей, таких как:

-  общекультурные ценности референтной группы;

-  личная эмоциональная направленность.

  • Операциональный компонент – умение делать выбор (технология принятия решения о личных приоритетах: ценности – цели ­ ценности – средства).

Изучив каждый из этих компонентов при помощи эмпирических методов, можно определить уровень психологической готовности к личностному самоопределению конкретного юноши. И если данный уровень будет ниже нормы, то с помощью специально программы, помочь ему повысить свою готовность к личностному самоопределению. В становлении психологической готовности к личностному самоопределению важную роль играет мотивационный компонент, который считается «стержневым образованием», т.к. «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [10, c. 91].


Библиографический список
  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск, 1976. – с.140.
  2. Пряжников Н.С. Соотнесение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение» / Понятийный аппарат педагогики и образования. – Вып. 1. – Екатеринбург, 1995. – с. 119 –130.
  3. Психология Учебник для гуманитарных вузов Под редакцией В. Н. ДРУЖИНИНА Москва, 2001 с.438
  4. Формирование личности старшеклассника / Под.ред. И.В.Дубровиной. – М., 1989.-с. 9-12.
  5. Усова, Е. Б. Возрастная психология – Мн.: Изд-во МИУ, 2009.
  6. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога М.: Эксмо, 2004. – с.896.
  7. Копьев А.Ф. личностное самоопределение в юношеском возрасте// Вопросы психологии. — 1990. — № 3.
  8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2001.
  9. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19-26.
  10. Санжаева Р.Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности // Личность в системе деятельности. Тезисы докладов регион. науч. практической конференции.- Новосибирск: НГПУ, 1993.-С. 90-114.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Галуцкая Мария Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация