В январе 2013 года состоялась ежегодная международная конференция – Гайдаровский форум-2013 «Россия и мир: вызовы интеграции, где одной из основных задач России была названа необходимость достижения устойчивого экономического роста (не ниже 5 % в год) [6]. Темпы экономического роста в России снижаются. По итогам 2013 года, рост ВВП составил 1,3%, в 2014 году – 0,6% [1]. ВВП России в 2015 году сократился на 3,8%, инвестиции в основной капитал снизились на 5,5%, что крайне негативно отражается на предпринимательском секторе. На сегодня, согласно данным опросов, около 15-20% компаний сохраняют свои инвестиционные программы. Однако, продолжение кризиса вызовет сокращение проектов, снижение найма новых сотрудников. Возможно введение неполной рабочей недели, сокращение уже существующего персонала компаний [3].
Ситуация выглядит еще более удручающей в связи со значительными результатами, достигнутыми Россией ранее, так, в 2012 году страна вышла на четвертое место в Европе по показателю абсолютного объема финансирования в технологические проекты, а также вышла на первое место по темпам роста финансирования [5].Уровень социально-экономического развития России позволил сформироваться предпосылкам для формирования качественно иного, интеллектуального, ресурса, способного коренным образом изменить существующие финансово-экономические модели [7] и увеличить темпы социально-экономического развития страны.
Экономическое развитие России направлено на создание максимально благоприятных условий для предпринимательства, инновационное развитие предпринимательства, рост инвестиционной привлекательности российского бизнеса, усиление конкурентоспособности российского бизнеса с целями работы на открытых глобальных рынках в условиях конкурентной борьбы, что связано с необходимостью обеспечения системных и своевременных мер по корректировке условий налогообложения в государстве [4].
Позитивным является решение принятия самостоятельного решения регионами по применению Упрощенной системы налогообложения при режиме уплаты 6% от доходов. С 2016 года субъект РФ сам решает, по какой ставке платить данный налог: от 1% до 6%, что может снизить налоговую нагрузку на бизнес. По Единому налогу на вмененный доход с 2016 года коэффициент К1, единый для всей России, остался без изменений, он не был увеличен. Коэффициент К2, который утверждается местными властями, также дает определенную свободу к стимулированию развития предпринимательства на соответствующей территории. Также с октября 2015 года муниципальные органы власти имеют право снизить налоговую ставку (15%) до 7,5 % для отдельных категорий плательщиков ЕНВД. В 2016 году расширены виды деятельности по применению патента, его смогут ввести еще для услуг общественного питания без залов обслуживания, для ремонта компьютеров, производства хлебобулочной и молочной продукции и некоторых других видов деятельности [9].
Согласно экспертным оценкам, издержки бизнеса, вызванные чрезмерными поверками, составляют от 1,5% до 7,5% ВВП. Ежегодно в России проводится более двух миллионов подобных мероприятий. Изменение данной ситуации позволит увеличить ВВП минимум на 2%. С 2016 года начал действовать трехлетний запрет на плановые проверки компаний с выручкой от реализации менее 800 миллионов рублей в год и численностью до 100 человек. Готовится к введению в действие дорожная карта, направленная на совершенствование системы государственного контроля на 2016-2017 годы. Одна из главных задач состоит в исключении дублирования функций министерств и ведомств. Еще одно важнейшее направление дорожной карты – решение проблем фиктивных жалоб, связанных с анонимными обращениями. Дорожная карта предусматривает введение предупредительных мер воздействия в том случае, если административное нарушение выявлено предпринимателем в первый раз [2]. Введение ежеквартального торгового сбора явилось шоковой терапией для бизнеса, вызвав резкое падение деловой активности. Сбор уплачивается торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими общую или упрощенную систему налогообложения, вне зависимости от масштаба своей деятельности, то есть платится и микропредприятиями, и крупнейшими налогоплательщиками [10].
Необходимость поддержки предпринимательства в России выявила обязательность обеспечения доступа компаний малого и среднего бизнеса к государственным закупкам. Итоги действия системы государственных закупок за 2015 год показали их достаточный объем, превышающий 10 % ВВП. Несмотря на общее снижение экономической активности, число участников торгов в системе государственных закупок растет. Существуют соответствующие директивы о необходимости соблюдения законодательства по обеспечению закупок у малого и среднего бизнеса [8].
Необходимость дальнейшего совершенствования государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в России очевидна. Сокращение сроков и стоимости различных административных процедур, развитие субсидирования бизнеса, налоговое регулирование, введение системы льготных арендных ставок, оптимизация законодательства в сфере предпринимательской деятельности, - способны минимизировать негативные изменения в экономике и стабилизировать деятельность предпринимательского сектора в России.
Библиографический список
- ВВП России в 2014 году вырос на 0,6% // Официальный сайт группы «Интерфакс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/421178 (дата обращения 22.02.2016).
- Вылегжанина У. Надавили на жалобу // Официальный сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2016/02/16/reg-szfo/otkakih-proverok-stradaet-biznes.html (дата обращения 22.02.2016).
- Данилова Г. Шохин назвал условие выхода малого бизнеса из серого сектора // Официальный сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2016/01/25/reg-pfo/shohin-anons.html (дата обращения 22.02.2016).
- Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 296-299.
- Евдокимова Ю.В. Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в РФ // Экономика, социология и право в современном мире: проблемы и поиски решений. Материалы 17-й Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.Е. Медового. 2013. С. 202-207.
- Карабанова О.В. Модернизация высшего образования как источник повышения качества человеческого капитала // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. 2013. № 1. С. 100.
- Колпакова Г.М. Многоуровневая модель ценностного механизма хозяйствования информационного общества // Москва, ИИУ МГОУ, 2015.
- Латухина К. Путин потребовал обеспечить доступ малого бизнеса к госзакупкам // Официальный сайт «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2016/02/10/putin-potreboval-obespechit-dostup-malogo-biznesa-k-goszakupkam.html(дата обращения 22.02.2016).
- Несколько важных изменений для предпринимателей с 2016 года // Веб-сервис для ведения бизнеса «Эльба» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-kontur.ru/blog/14609(дата обращения 22.02.2016).
- Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.