Современный рынок переполнен предоставляемыми услугами и всевозможными товарами. Огромное количество разных магазинов обслуживают покупателей с разными потребностями и материальным положением. В настоящее время не составляет труда найти тот или иной продукт по доступной цене, либо какой-то необычный товар за высокую цену. Всё это определяет большое преимущества для потребителей, он свободен в своем выборе, ограничением является только его материальное благосостояние. Однако продавцам приходится вести свой бизнес в нынешних условиях. Чтобы выстоять огромную конкуренцию приходится «бороться» за каждого своего клиента и быть оригинальным, неповторимым в своем сегменте, что сейчас достаточно проблематично, или же выигрывать у конкурентов в цене и предоставляемом сервисе.
Повышение конкурентоспособности является очень актуальной темой для торговых организаций. Проблема повышения конкурентоспособности розничных торговых организаций рассматривается в работах Леоновой Ю.Г.[1], Никишина А.Ф. [2], Солдатовой Н.Ф[3]. Проблеме влияния торгового сбора на деловой климат и конкурентоспособность розничной торговли посвящена работа Шинкаревой О.В. [4]. В работе Красильниковой Е.А.[5] рассматриваются проблемы конкурентоспособности на региональных рынках. Именно от высокой конкурентоспособности торгового предприятия зависит его дальнейшее существование на рынке. Есть несколько способов успешно выдерживать конкуренцию. Во-первых, это ценовая политика торговой организации, а точнее, если цены на ассортимент такой же как и у конкурента ниже, то соответственно, потребитель скорее всего выберет тот магазин, где товар будет дешевле[6]. Чтобы прибыль была достаточной, а цены на товар ниже, чем у конкурентных магазинов, необходимо грамотно наладить логистическую цепь, правильно рассчитать необходимое количество работников, заработную плату, режим работы магазина - минимизировать издержки, для того, чтобы получаемые доходы покрывали их и приносили достаточную прибыль[7]. Но не стоит также забывать и о качестве товара и предоставляемых услуг, так как иногда торговая организация понижает цены за счет низкого качества товаров, данная политика приводит к мимолетному заработку, потому что потребитель разборчив и лучше переплатит, но выберет товар надлежащего качества[8]. Ряд торговых организаций, наоборот, повышают конкурентоспособность своего предприятия за счет высокого качества товаров и услуг. В таком магазине, как правило, цены выше, но они успешно могут конкурировать с другими торговыми организациями в своем сегменте. Так как чем выше достаток у потребителя, тем меньше внимания он обращает на цену товара и большое внимание уделяет качеству. Также зачастую в подобных магазинах ассортимент глубже и шире, можно найти дорогой товар, который редко где продается из-за своей высокой цены и малой популярности[9].
Другая стратегия, которую может выбрать торговая организация, это расширение и улучшения предоставляемого сервиса обслуживания. Очень важную роль в этом играет персонал магазина. Начиная от внешнего вида и заканчивая отношением к покупателю, зависит внутренняя атмосфера в магазине и, соответственно, желание потребителя приходить в данную торговую организацию. Гораздо приятнее посещать магазины, когда в нём работает грамотный персонал, прекрасно знающий свой ассортимент, и продавец всегда может помочь с выбором, проконсультировать. Такое обслуживание не только привлекает покупателей, но и увеличивает выручку магазина за счёт того, что потребитель возможно купит помимо товаров за которыми он пришел, ещё и продукты, которые консультант посоветовал и правильно разрекламировал. Единая униформа очень важна, так как она отличает продавцов от покупателей, а специализированный лейбл на форме создает определенную атмосферу в магазине. Приятный опрятный внешний вид и грамотная речь обслуживающего персонала благоприятно влияет на покупателей. Конечно, необходимы постоянные тренинги для персонала, совместных мероприятий для создания единой команды, которая будет стремиться к цели повышения конкурентоспособности магазина, ведь взаимопомощь, взаимозаменяемость среди продавцов увеличивает качество сервиса. Также обычно такое обслуживание сопровождается такими услугами, как упаковывание товаров, доставка и т.п. Соответственно и уровень цен в таких торговых организациях на порядок выше, так как в цену заложены дополнительные услуги.
Важную роль в конкурентоспособности определяет социальная функция торговых организаций[10,11]. С этой целью торговые организации проводят специальные акции, такие, как скидки по социальным картам, снижение цен в определенные часы и другие акции[12].
Большое внимание торговые предприятия уделяют и рекламе, позиционированию своего магазина[13]. Однако сейчас привлекается большой капитал для продвижения магазинов и сложно выбрать, какая рекламная кампания выигрышна, а какая нет. Не всегда только благодаря рекламе магазины могут конкурировать друг с другом, скорее она приносит популярность и повышает конкурентоспособность магазина среди малоизвестных торговых предприятий.
Есть известный торговые сети, которые, чтобы завладеть сегментом рынка открывают магазины «на каждом шагу», в каждом районе, чтобы стать для жителей единственным ближайшим магазином у дома, куда можно быстро сходить при срочной необходимости того или иного товара[14,15].
Каждая стратегия по своему хороша и действенна, однако не стоит забывать, соответствие качества товаров и услуг и их цены. Качественные товары и услуги всегда будут конкурентоспособны, но адекватность цен на них тоже немало важный аспект для потребителей. Торговые организации должны быть, в первую очередь, добросовестны со своими покупателями и, отталкиваясь от их потребностей, по максимуму удовлетворять их потребности.
Библиографический список
- Леонова Ю.Г. Особенности формирования потенциала бизнеса в условиях современной предпринимательской среды. В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. Тамбов, 2015. С. 67-71.
- Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса//Проблемы экономики. -2010. № 3. С. 57-59.
- Солдатова Н.Ф., Ильяшенко С.Б. Некоторые особенности управления сбытовой политикой предприятий малого бизнеса // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 4. С. 51-54.
- Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.
- Красильникова Е.А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1607-1616.
- Kuznetsova A.A., Nikishin A.F., Mayorova E.A. Managing price policy of trade organizations in the internet. В сборнике: The Ninth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. Vienna, 2015. С. 130-132.
- Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1595-1606.
- Тимяшева Е.Т., Маслова А.Е., Никишин А.Ф. Качество обслуживания как фактор увеличения эффективности хозяйственной деятельности торговых организаций // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-4 (51). С. 14-17.
- Феоктистова Е.М. Управление формированием ассортимента в розничных сетях: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2008.
- Майорова Е.А., Иванов Г.Г. Результаты исследования восприятия покупателями социальной ответственности торговых структур // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 5. С. 129-132.
- Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций//Сборник научных трудов Sworld. -2014. Т. 26. № 4. С. 23-24.
- Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Новые технологии в сфере розничной торговли: современный подход //Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 395-397.
- Zhurkina L.S., Ukhanova Ju.A., Nikishin A.F. Promotional activities in trade and different ways to improve them // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. № 5-6. С. 157-158.
- Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 1133-1136.
- Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.