Язвенная болезнь (ЯБ) желудка (ЯБЖ) и двенадцатиперстной кишки (ЯБДПК) остается наиболее частым заболеванием органов пищеварения с еще не до конца изученными этиологией и патогенезом. Частота развития ЯБЖ и ЯБДК у населения разных стран достигает 10−25% [1; 2]. В России показатели заболеваемости ЯБ не только не имеют тенденции к снижению, но и несколько возросли, в основном это относится к осложненным формам ЯБ. Распространенность ЯБ в России составляет по разным данным от 2 до 10% у взрослых лиц [3, С. 8‒14; 4, С. 3‒18], из которых каждый десятый оперируется [5, с. 3‒18] в связи с увеличением в 3 раза тяжелых форм ЯБ [6, P. 1465−1474]. За последние 30 лет число больных с перфорацией и кровотечением увеличилось почти в 2 раза, послеоперационная летальность при данных осложнениях также остается на стабильно высоком уровне и составляет соответственно 5,9% при кровотечении и 6,9% при перфорации [7]. Длительно рубцующиеся язвенные дефекты и рецидивирующий характер течения заболевания приводит к развитию необратимых структурных изменений в желудке и двенадцатиперстной кишке, осложнениям, инвалидности и смертности больных в молодом возрасте. Лекарственная терапия эффективна в основном у больных с нетяжелыми формами ЯБ [8].
Главными факторами, лежащими в основе принятия решения о лечебной стратегии при ЯБ, являются клинический вариант ЯБ и тяжесть заболевания, которые включают наследственность, факторы риска, возраст дебюта болезни, продолжительность анамнеза, частоту, выраженность и длительность обострений, реакцию на лечение [9, С. 138−143]. Тяжесть течения с определенной долей вероятности может определить прогноз для здоровья, а порой и жизни, поэтому детальное изучение особенностей клинического течения ЯБ у различных категорий лиц является весьма актуальным.
Высокая распространенность ЯБ определяется в первую очередь ее полиэтиологичностью. Пусковой причиной ЯБ можно считать совокупность факторов, которые опосредуются в генетически предрасположенном к этой патологии организме. Поскольку факторов риска в развитии ЯБ и ее осложнений большое количество, необходимо определить, какой вклад дает каждый из факторов. Ряд авторов [10, р. 14-7] указывает свыше 20 этиологических факторов, широко распространенных среди населения и достоверно коррелирующих с изменениями в слизистой оболочке желудка. Большую роль играют неблагоприятные факторы внешней среды, которые повышают уязвимость организма и играют значительную роль в патогенезе ЯБ.
Многие научные исследования демонстрируют, что неблагоприятные факторы производственной среды и условий труда влияют на развитие и течение ЯБ [11, С. 10−11]. В крупных индустриальных городах России больные ЯБ составляют от 1,2 до 4,5% всего населения, причем наиболее высок уровень этой заболеваемости на промышленных предприятиях РФ [12]. В процессе профессиональной деятельности лица, занятые в производстве, сталкиваются с воздействием различных производственных факторов, действие которых иногда сочетается с другими повреждающими факторами (шумом, вибрацией, воздействием производственного микроклимата, высокой интенсивностью труда и др.). В настоящее время оценены морфологические изменения слизистой оболочки желудка и клинико-патогенетические особенности ЯБ у рабочих с хронической ртутной интоксикацией, изучена заболеваемость органов пищеварения рабочих в условиях воздействия свинца, фтора, в химическом, горно-химическом производстве, текстильной, нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, у металлургов [11, С. 10−11; 12]. Представленные данные свидетельствуют о более высокой распространенности ЯБ у рабочих промышленных предприятий, имеющих профессиональные вредности и тяжелые условия труда.
Вместе с тем остаются мало изученными вопросы влияния различных факторов микробиологической производства на механизмы возникновения и прогрессирования ЯБ у работающих. Имеются единичные сообщения о распространенности и выраженности хронического гастрита у рабочих цеха по выпуску ампициллина [13, С. 78]. Производство антибиотиков и готовых лекарственных средств связано с воздействием на организм мицелия и продуктов их биосинтеза, пыли готового продукта, пыли таблеточной массы и компонентов наполнителей, паров растворителей, а также аллергенов органической природы (пыль муки, сахар и др.). Комплекс этих веществ может поступать в воздух рабочей зоны в виде паров и аэрозолей, а также попадать на кожу в виде брызг и растворов при изготовлении лекарственных препаратов. Кроме того, неблагоприятными производственными факторами на основных этапах производства являются шум, повышенная температура и влажность воздуха, сменный характер работы.
Действие биологического фактора на организм работающих связано с ирритативными раздражающими свойствами, приводящими к нарушению барьерных свойств слизистых оболочек и облегчающими проникновение в организм значительных доз аллергенов, а также с сенсибилизирующими и иммунодепрессивными свойствами, влияющими на иммунологическую реактивность. Рядом авторов показано, что в формировании заболеваний, обусловленных контактом с антибиотиками, существенную роль играют внутрисосудистые и собственно сосудистые нарушения на уровне микроциркуляторного русла в виде агрегации эритроцитов, петехий, спазма или дилатации сосудов, приводящие к тканевой гипоксии, нарушению тканевых обменных процессов, накоплению биологически активных веществ и повышению проницаемости клеточных мембран. Известны сообщения о влиянии факторов микробиологического производства на гомеостаз, клеточные и гуморальные реакции организма работающих [7; 9, С. 22−24].
Материал и методы исследования. Были обследованы 62 больных ЯБ, занятых в производстве антибиотиков (основная группа), и 59 пациентов соответствующие по полу, возрасту и локализации язвенного дефекта лицам основной группы, работа которых не была связана с данным производством (контрольная группа) [11]. В основной группе все пациенты (100%) в большей или меньшей степени имели контакт с мицелием, пылью готового продукта и таблеточной массы, компонентов наполнителей и растворителями, в контрольной группе эти профессиональные вредности у больных отсутствовали (p˂0,01). Также, у больных основной группы отмечалась достоверно большая частота сменного характера работы (45,2%), чем у пациентов контрольной группы (22,0%) (p˂0,01).
В основной группе был проведен анализ возможного влияния длительности стажа работы на микробиологическом производстве на частоту развития у работающих ЯБ. Полученные результаты показали, что 61,3% больных ЯБ имел стаж работы на данном производстве более 15 лет, что достоверно превышало число рабочих со стажем работы менее 10 лет – 38,7% (х²=8,8, p˂0,01).
Большая частота ЯБ у рабочих коррелировала с более длительным стажем работы на предприятии по выпуску антибиотиков. Так, у 41,9% пациентов заболевание развилось через 10 и более лет работы и у 14,5% − со стажем менее 10 лет.
Общая частота ЯБ оказалась выше у лиц, имевших к моменту начала заболевания стаж работы 6 лет и более по сравнению с пациентами, имевшими меньший стаж работы. При этом различия были статистически достоверными (х²=8,18, p˂0,01).
Таким образом, была выявлена связь между риском развития ЯБ и стажем работы на микробиологическом производстве. Если в течение первых шести лет частота возникновения ЯБ у работающих существенно не повышалась, то при большей продолжительности работы риск развития ЯБ возрастал. Представленные результаты свидетельствуют о возможности неблагоприятного влияния длительности стажа работы на микробиологическом производстве на развитие у работающих ЯБ.
Были изучены сроки рубцевания язв желудка и двенадцатиперстной кишки у лиц, занятых в производстве антибиотиков, и у лиц, не работающих на этом предприятии.
Через 4 недели лечения в основной группе больных с ЯБЖ язвенный дефект сохранялся у 4 из 10 пациентов, в то время как в контрольной группе язвенный дефект в эти сроки зарубцевался у всех больных, хотя у основной части пациентов (12 из 15) он находился еще в стадии “красного” рубца (p< 0,01). Через 8 недель лечения полное рубцевание язвенного дефекта в желудке не было достигнуто у 2 из 6 больных основной группы. У подавляющего большинства пациентов контрольной группы, явившихся на контрольное эндоскопическое исследование в указанные сроки (6 из 8), язва находилась уже в стадии “белого” рубца (p<0,01).
Полученные данные свидетельствуют о том, что рубцевание язв желудка у больных основной группы происходило существенно медленнее, чем у пациентов контрольной группы.
Через 4 недели лечения в основной группе больных с дуоденальными язвами у 10 из 25 пациентов было отмечено неполное рубцевание язв; у 13 больных он находился в стадии “красного”, а у 2 пациентов – в стадии “белого” рубца. В контрольной группе больных в эти же сроки лечения язвенный дефект не зарубцевался у 12 из 44 пациентов, находился в стадии “красного” рубца − у 30 больных и “белого” рубца − у 2 пациентов. При этом статистическая достоверность различий между больными основной и контрольной групп была выявлена применительно к заживлению язв на стадии “красного” рубца, которое чаще достигалось у больных основной группы (p< 0,05).
Через 8 недель лечения рубцевание язв двенадцатиперстной кишки было отмечено у всех больных основной и контрольной групп. При этом у 10 из 18 пациентов с дуоденальными язвами основной группы, явившихся на контрольное эндоскопическое исследование, язвенный дефект находился в стадии “красного”, а у 8 больных − в стадии “белого” рубца. Среди пациентов контрольной группы, прошедших в эти же сроки контрольное обследование, стадия “красного” рубца выявлялась у 8 из 30 больных, а белого рубца − у 22 пациентов. Более высокая частота заживления язв двенадцатиперстной кишки на стадии “белого” рубца у больных контрольной группы через 8 недель лечения по сравнению с пациентами основной группы оказалась статистически достоверной (p<0,01).
Таким образом, и применительно к дуоденальной локализации язв можно сделать вывод, что рубцевание язвенного дефекта у больных основной группы происходит заметно медленнее, чем в контрольной.
Выводы. Производственные факторы в сочетании с другими неблагоприятными воздействиями могут быть реализующими факторами возникновения ЯБ.
Подтверждением роли неблагоприятных производственных факторов в генезе ЯБ у лиц, занятых в производстве антибиотиков, является нарастание ее частоты параллельно увеличению стажа работы в соответствующей профессии.
У больных ЯБ, занятых в производстве антибиотиков, отмечается более медленное рубцевание язвенного дефекта и, следовательно, более длительный период обострения, несмотря на проводимое лечение, а также большая вероятность появления осложнений.
Это оправдывает применение у таких пациентов наиболее эффективных противоязвенных препаратов и схем эрадикационной терапии
Библиографический список
- Передерий В.Г., Ткач С.М., Скопиченко С.В. Язвенная болезнь: прошлое, настоящее и будущее. − Киев: Б.И., 2003. – 256 с.
- Калинин А.В. Язвенная болезнь: методические указания. − М.: ГИУВ МО РФ, 2004. – 40 с.
- Баранская Е.К. Язвенная болезнь и инфекция Helicobacter pylori // РМЖ. ‒ 2000. ‒ Т. 2. ‒ №1.
- Лазебник Л.Б., Васильев Ю.В., Григорьев П.Я. и др. Терапия кислотозависимых заболеваний. Первое Московское соглашение (Проект) // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. ‒ 2003. ‒ №4.
- Лазебник Л.Б., Васильев Ю.В., Григорьев П.Я и др. Терапия кислотозависимых заболеваний. Первое Московское соглашение (Проект) // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. − 2003. − №4.
- Fukuda, Y. The several problems and cautions in treatment of Helicobacter pylori infection / Y. Fukuda, T. Sakagami // Gan. To. Kagaku. Ryoho. 2004. − Vol.31, N. 10.
- Сугоняко Е.А. Клинико-морфологическая характеристика, психологический профиль и качество жизни больных язвенной болезнью осложненного и неосложненного течения: автореф. дисс. канд. мед. наук. – Красноярск, 2006.
- Жукова Е.А. Механизмы формирования течения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у детей и вопросы терапии: дисс. докт. мед. наук. – Нижний Новгород, 2005. – 445 с.
- Лобанков В.М. Язвенная болезнь: методология принятия решения // Проблемы здоровья и экологии. – 2005. – №3(5).
- Levenstein S, Kaplan G.A. Socioeconomic status and ulcer. A prospective study of contributory risk factors // J. Clin. Gastroenterol. – 1998. – Vol. 26 (1).
- Белоусова И.Б. Особенности клинического течения язвенной болезни у лиц, занятых в производстве антибиотиков: дисс. канд. мед. наук. – Москва., 1999. – 139 с.
- Помыткина Т.Е. Особенности течения язвенной болезни у работников производства соединений азотной группы: дисс. докт. мед. наук. – Барнаул, 2011. − 295с.
- Аруин Л.И., Ильченко А.А., Городинская В.С. и др. Влияние длительного воздействия антибиотиков на слизистую оболочку желудка и Helicobacter pylori // Клиническая медицина. – 1995. − №5.