ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Приписнова Валентина Владимировна
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал
студентка 3 курса направления «Психолого-педагогическое образование»

Аннотация
В статье рассматриваются особенности этнического самосознания современных студентов гуманитарного профиля подготовки, а также представлены результаты диагностического исследования данного компонента личности.

Ключевые слова: самосознание, студенчество, Этническая идентичность, этническое самосознание


ETHNIC CONSCIOUSNESS OF MODERN STUDENTS

Pripisnova Valentina Vladimirovna
Nizhny Novgorod State University named after NI Lobachevsky, Arzamas branch
3rd year student of direction of "Psycho-pedagogical education"

Abstract
The article discusses the features of ethnic consciousness of modern students of humanitarian preparation of the profile, as well as provides results of the diagnostic study of the individual components.

Keywords: ethnic identity, identity, students


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Приписнова В.В. Этническое самосознание современных студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64471 (дата обращения: 18.04.2024).

Многонациональность Российской Федерации,  рост миграции, информатизация современного общества, следовательно, доступность разнообразной информации, способствуют обострению межэтнической напряженности в стране, что ведет к возрастанию роли этнических факторов в поведении человека. В связи с этим возможны риски возникновения столкновений между различными этническими группами, что зачастую обусловлено интолерантностью людей, отсутствием навыков конструктивного межэтнического взаимодействия.

В работах Ю. В. Чернявской, А. П. Садохина, В. В. Столина, Ю. В.  Арутюняна, Ю. В. Бромлея, И. А. Снежкова и других авторов рассматривается специфика развития этнического самосознания на разных возрастных этапах, особенности ее становления, а также проявления и формы этнического самосознания.

Так, по мнению Ю. В. Бромлея, этническое самосознание является самоотнесением себя к тому или иному этносу, осознанием всего комплекса этнической культуры, т.е. осмыслением человеком культурного окружения [1].  В свою очередь, Ю. В. Чернявская определяет этническое самосознание как представление народом собственной сущности, своего положения в системе взаимодействий с другими народами, своей роли в истории человечества, в том числе, осознание своего права на свободное независимое существование [7]. Подтверждает данный подход и А. П. Садохин, определяя данный компонент сознания, как «чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими этносами, важный признак этнической общности, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания, или этнонима» [3, с. 273].

Анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу  позволяет сделать вывод о том, этническое самосознание – это осознание человеком его принадлежности к определенной этнической общности, этносу, культуре, лежащее в основе развития патриотизма. Уровень сформированности данного компонента сознания у студентов во многом будет определять его будущую направленность в профессиональной деятельности и отношение к окружающим его людям, что наиболее значимым является для тех, кто обучается по специальностям гуманитарного профиля.

Принадлежность к этносу человека формируется в процессе социализации, в ходе формирования личности с учетом особенностей культурной среды, по мере усвоения человеком стереотипов поведения, принятых в данной этнической группе и культуре, что  является важным компонентом и непременным условием функционирования каждого этноса.

Развитие этнического самосознания осуществляется через этническую идентичность.  Т. Г. Стефаненко понимает под этнической идентичностью результат когнитивно-эмоционального процесса самоопределения индивида в социальном пространстве относительно многих этносов, как осознание, восприятие, понимание, оценивание и переживание своей принадлежности к этносу [2]. Данный автор выделяет два типа этнической идентичности: позитивная (этнические чувства и социальные установки включают в себя удовлетворенность человека своим вхождением в этническую общность, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа) и негативная (наличие негативных социальных установок к своей этнической общности, что включает даже отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтение других групп и народов) [6]. При этом Т. Г. Стефаненко предлагает выделять два компонента в структуре этнической идентичности: когнитивный (знание о свой группе, о культуре группы, осознание себя непосредственным членом группы, приятие участия и взаимодействие с членами группы) и аффективный компонент (оценка качеств группы, эмоциональное отношение к группе, важность включенности в нее) [6]. Л. М. Дробижева выделяет еще поведенческий компонент этнической идентичности. Он представляет собой поведение члена группы в различных этнических ситуациях, в том числе и при взаимодействии внутри группы [1].

Развитие этнической идентичности происходит в несколько этапов. Первоначальные признаки проявления этнической идентичности появляются в дошкольном или раннем детстве – в нечетком осознании общности с представителями своего этноса, слабые знания об этнических группах, отличием этнических групп в этом возрасте является цвет кожи. Следующий этап, который является очень важным, наступает в подростковом возрасте, когда происходит создание системы представлений и оценок этнокультурных особенностей свой группы по сравнению с другими группами.  Завершающий этап наступает в ранней юности, для него характерно то, что этнические установки становятся устойчивыми, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, формируется этническое мировоззрение.

Для исследования этнического самосознания студентов 2 и 4 курсов (45 студентов)  психолого-педагогического факультета (направление «Педагогика и психология девиантного поведения») мы использовали тест «Этническая аффилиация» (Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой) [4]. Мы выявили, что у большинства студентов высокая потребность в этнической принадлежности 53%, что говорит о желании оставаться членами группы, уровне групповой привязанности и степени удовлетворения от участия в группе. Низкая потребность в этнической принадлежности присуща 47% студентов, что свидетельствует о небольшой значимости национальности, но в достаточной мере происходит осознание того, что все культуры равны, но при этом не очень важны национальные и этнические проблемы.

Для определения типов этнической идентичности мы использовали методику Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой, которая позволяет диагностировать этническую идентичность и его трансформацию в условиях межэтнической напряженности [4]. Мы выявили, что 8% студентов относятся к группе этнонигилизма, что показывает отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. У 19% студентов присутствует принадлежность к этнической индифферентности, что свидетельствует о размывание этнической идентичности, выраженной в неопределенности этнической принадлежности. У большинства студентов (32%) нормальная (позитивная этническая идентичность), что говорит о сочетании позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. У 14% испытуемых проявляется этноэгоизм, что выражается в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта “мой народ”, но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за “чужой” счет. У 12% студентов прослеживается этноизоляционизм, что свидетельствует об убежденности в превосходстве своего народа, признание необходимости “очищения” национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия. 15% проявляют этнофанатизм, что говорит о признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Для определения выраженности этнической идентичности мы использовали методику Дж. Финни [6], было выявлено, что у 41% студентов наблюдается выраженность когнитивного компонента этнической идентичности, что показывает осознании этнической принадлежности, отождествление индивидом себя с представителями своего этноса и обособления от других этносов, а также глубоко личностно-значимое переживание своей этнической принадлежности. У 59% студентов – выраженность аффективного компонента этической  идентичности, что подразумевает эмоциональное отношение к этнодифференцирующим признакам и включает в себя оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства.

Анализ результатов проведенного исследования позволил нам сделать вывод о том, что у исследуемых студентов выражена позитивная этническая идентичность, которая связана с выраженностью поведенческого и аффективного компонентов, этнической толерантностью, оптимизмом относительно будущих межэтнических отношений и готовностью к межэтническому взаимодействию.

Таким образом, благодаря позитивному этническому самосознанию происходит оценивание собственной этнической группы, позитивное отношение к членству в ней, значимость этого членства, позволят решать не только задачи социально-культурного характера, связанные с сохранением этноса как культурного феномена, но и задачи развития и формирования личности представителей этнических групп, в частности, их системы самоотношения. При этом развитие этнического самосознания происходит как на индивидуальном, так и на групповом уровнях. Эффективным является второй из них, так как он создает возможность оценивания сведений в группе, сравнение с другими мнениями, другими данными. Исходя из чего, мы можем сделать вывод, что одним из условий преодоления межэтнической напряженности является система высшего профессионального образования, которая ориентирована на построение цивилизованных, гуманных отношений.


Библиографический список
  1. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. – М.: Высшая школа, 1973. –  284 с.
  2. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] URL: http://vocabulary.ru (дата обращения 12.01.16 г.)
  3. Садохин А. П. Культурология: теория и история культуры: учебное пособие. –  М.: Эксмо, 2007. – 624 с.
  4. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 246 с.
  5. Спиркин А. Г. Философия: учеб. пособие. – 2-е изд. –  М.: Гардарики, 2006. –  736 с.
  6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум. – М.: Аспект Пресс, 2006. –  320 с.
  7. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальные традиции [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info  (дата обращения: 12.01.16 г).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Максимова Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация