Участившиеся случаи неэтичного поведения медицинских работников поставили на повестку дня актуальность междисциплинарного изучения проблем биоэтики в рамках педпроцесса образовательных учреждений медицинского профиля и разработку этического кодекса для обучающихся в них студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и докторантов. Единым стержнем стратегии государственной политики в деле возрождения духовно-нравственных основ профессиональной культуры медицинского работника может стать разработка единых подходов воспитания и обучения, исходя из принципов биоэтики – как нового синтетического направления современной науки, центрированного на общечеловеческие ценности и ориентирующего подрастающее поколение на преобразующее-созидательную активность в деле сохранения жизни на земле [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10].
7 апреля 2015 года во все образовательные организации Минздрава России был отправлен «Этический кодекс обучающихся медицине и фармации», утвержденный на IV Всероссийском форуме студентов медицинских и фармацевтических вузов. Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов по медицине и фармации, должны были утвердить этический кодекс на основе публичного обсуждения и с учетом мнения обучающихся. Таким образом, в России появился новый регламентирующий документ, необходимый для успешной социализации студентов-медиков. Текст документа, с одной стороны, отражает современные требования, предъявляемые обществом к медицинским работникам, с другой стороны, несет в себе связь веков и поколений, продолжая славные традиции медицинской профессии: идеалы гуманизма и высокой нравственности, уважение к личности и понимание ценности жизни, любовь к труду и Отечеству.
Согласно статье 1 (п. 3) действие этического кодекса «распространяется на весь период обучения в образовательной организации при нахождении на ее территории, в структурных подразделениях, клинических базах, а также за их пределами». После окончания обучения, при трудоустройстве в лечебно-профилактические организации страны, молодые специалисты будут подписывать должностную инструкцию, которая включает в себя обязанность медицинского работника соблюдать ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих медицинскую деятельность. В этот список входит и этический кодекс медицинского работника, который более детализирован, нежели студенческий, но сохраняет принцип преемственности между этими уровнями. Утверждение 31.12.2015 г. новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации актуализирует вопросы «подготовки специалистов в сфере охраны здоровья граждан в достаточном количестве, повышение качества такой подготовки, а также создание системы непрерывного медицинского образования, возрождение традиций милосердия» [11].
Не случайно в статье 5 (п. 7) Этического кодекса обучающихся медицине и фармации прописана необходимость уважения чести и достоинства пациента, его права на личную тайну. Это соответствует норме Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 13), согласно которой не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей [12]. За разглашение врачебной тайны виновные лица несут дисциплинарную (ст. 81 ТК РФ), административную (ст. 13.11; ст. 13.14. КоАП РФ), гражданско-правовую (ст. 150 ГК РФ) и уголовную (ст. 137 УК РФ) ответственность. Во избежание противоправных действий необходимо еще со студенческих лет у будущих медработников формировать основы правосознания и нравственные императивы медицинской деятельности.
Менталитет врача можно рассматривать в историко-культурном и профессионально-психологическом аспектах. Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому себе, окружающим людям, государству и миру в целом. Благодаря синтезу личностного и социального, формируется врачебная ментальность как «социальный архетип», сложившийся на основе группового (общественного) сознания. Врачебная ментальность – не врожденный феномен, а социально приобретенный, поэтому в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях гуманизации педпроцесса следует уделять должное внимание.
Ментальность медицинского сообщества понимается нами как совокупность традиционных ценностей, установок, целей и представлений конкретной общности о себе, своем месте и роли в государстве. Важным критерием оценки профессиональной деятельности врача является справедливость как особая ценность и категорический императив, оказывающий воздействие на выбор медицинским работником модели своего поведения и оценок происходящих явлений. Общество и государство требуют от врача соблюдения принципа справедливости, что закреплено морально-этическими и социально-правовыми документами, регламентирующими медицинскую деятельность. Врачи в ответ ждут от общества и государства исполнения социальных обязательств по справедливому распределению благ, гарантий занятости и достойной заработной платы.
Важнейшей чертой врачебного менталитета является патриотизм, проявляющийся предметно в самоотверженном труде медицинских работников во благо спасения жизни и охраны здоровья россиян. В медицинском сообществе не принято много говорить о патриотизме. Любовь к Родине медицинские работники доказывают на деле, когда государству необходима помощь в борьбе с последствиями техногенных катастроф, природных катаклизмов, войн, национальных конфликтов, террористических актов и т.п. Патриотизм врача проявляется в ежедневном труде и осознании медицинским работником высшей степени гуманизма своей профессиональной миссии [13, с. 5].
Для студента-медика главным социокультурным образцом дальнейшей профессиональной деятельности могут быть его учителя и наставники, являющие собой пример врачебного мастерства и продолжения традиций, накопленных историей медицины. В медицинских вузах особое внимание уделяется роли преподавателя, как посредника в процессе адаптации и главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении не только российских, но и иностранных студентов [14, с. 49]. Проблемы формирования новой субъектности в рамках педпроцесса медицинского вуза были рассмотрены в ряде опубликованных научно-исследовательских работ [15; 16; 17; 18; 19; 20; 21]. В современной России важной для изучения является тема профессиональной и этнической идентификации студентов-медиков в контексте интернационального обучения [22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29].
Безусловно, индивидуальную и групповую активность человека необходимо согласовывать с фундаментальными нравственными ценностями. Этические механизмы становления и развития гражданского общества должны быть ориентированы на всестороннее развитие личности, этническую и профессиональную идентичность, автономию, свободу и ответственность человека перед самим собой, другими людьми, природой, обществом и миром в целом. В условиях инновационного общества сферы науки, образования, здравоохранения и цифровых технологий нуждаются в дальнейшей модернизации, исходя из принципов автономии, нравственности, справедливости и солидарности. Это позволит реализовать идеи всеединства в процессах взаимодействия и функционирования институтов гражданского общества и правового государства [30; 31].
Этико-правовые механизмы становления и развития гражданского общества в последнее время демонстрируют слаженную работу. Об этом свидетельствует увеличившееся количество обращений граждан РФ в Управление Роспотребнадзора об обязывании медицинскими учреждениями пациентов приобретать разовые бахилы. По данным обращениям специалистами Роспотребнадзора были проведены рейды, в ходе которых доводы потребителей подтвердились: в медицинских учреждениях не соблюдаются требования СанПиНа 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
Согласно п. 13.6. данного документа «при проведении лечебно-диагностических манипуляций, в том числе в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациент обеспечивается индивидуальным комплектом белья (простыни, подкладные пеленки, салфетки, бахилы), в том числе разовым». Из этого следует, что администрации лечебных учреждений, устанавливающие для пациентов правило обязательного ношения бахил, должны предоставлять их бесплатно, а не перекладывать расходы по выполнению этого правила на граждан. Бесплатные бахилы не положены только тем, кто пришел для записи на прием или на встречу с пациентами, находящимися на лечении в стационаре. Между тем, взрослому, сопровождающему ребенка-пациента, также положены бесплатные бахилы. Однако, если с ребенком находится сразу несколько взрослых, то они должны иметь с собой сменную обувь.
Тотальное нарушение п. 13.6. СанПиНа 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» может быть объяснено тремя причинами: 1) этико-правовое невежество персонала, 2) комплексные проблемы в организации работы медиков, 3) коррупционная составляющая в работе администрации лечебного учреждения. К слову сказать, бесплатные бахилы должны находиться не в коробочках, стоящих в кабинетах у медперсонала, а в зоне свободного доступа: на входе в отделение или в коридоре перед кабинетом врача.
Согласно статье 16 (ч. 2) Федерального закона «О защите прав потребителей»: «запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)» [32]. Таким образом, отказ пациентам в доступе в лечебное учреждение из-за отсутствия бахил (сменной обуви) предполагает по умолчанию выполнение требования купить бахилы, а это уже означает, что гражданам навязывают приобретение товара, нарушая их право на бесплатную медицинскую помощь. Каждому гражданину РФ полезно знать, что отказ в приеме в поликлинике или больнице ввиду отсутствия на нем бахил не правомерен. В случае, если человек столкнется с подобной ситуацией, необходимо позвонить на горячую линию Роспотребнадзора по телефонам региональных отделений и сообщить о правонарушении. В этой связи актуальными представляются научно-исследовательские работы по вопросам этико-правового регулирования медицинской деятельности, модернизации систем образования и здравоохранения [33; 34; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41].
Исходя из вышеизложенного, можно заключить: соблюдение этического кодекса студентами-медиками будет способствовать их успешной социализации, что приведет к формированию нравственных императивов врачебной деятельности и выработке модели культуросообразного поведения. Это впоследствии облегчит выполнение молодыми специалистами Федеральных законов и этико-правовых норм, принятых медицинским сообществом.
Библиографический список
- Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
- Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
- Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 1125–1128.
- Шаповал Г.Н. Воспитание гражданских качеств в ходе становления гражданско-правовой активности студентов-медиков // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 40. – С. 53–58.
- Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
- Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
- Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
- Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86–90.
- Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
- Утверждена Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 15.02.2016).
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 15.02.2016).
- Агеева Н.А. Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования // Universum: Медицина и фармакология. – 2014. № 4. – С. 5.
- Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
- Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
- Агеева Н.А. Виртуальная предметная среда как необходимое условие социализации подрастающего поколения россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11 (55). – С. 641–647.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
- Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
- Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
- 24.Аветисян З.Е., Максимов О.Л., Сидоренко Ю.А., Добаева Н.М., Смольянинова Л.П. Особенности взаимосвязи психофизиологических и биохимических показателей студентов с уровнем вегетативной регуляции их организма // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 2 (51). – С. 36–40.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В., Сависько А.А. Клуб «Юный медик» – первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
- Шаповал Г.Н. Учебная экскурсия как способ активизации познавательной деятельности в ходе обучения иностранных студентов // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014. – С. 106–109.
- Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – № 2. – С. 106–117.
- Шаповал Г.Н. Соотношение компетентностного подхода и качества образования в процессе инкультурации иностранных студентов // Современные научные исследования. – 2012. – № 4 (1). – С. 21.
- Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС третьего поколения // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 4. – С. 216–226.
- Агеева Н.А. Этические механизмы становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 876–883.
- Агеева Н.А. Подготовка и аттестация медицинских и педагогических работников в контексте светского и религиозного гуманизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 41. – С. 78–83.
- Закон «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/10106035/ (дата обращения 15.02.2016).
- Агеева Н.А. Система менеджмента качества как эффективная форма работы по сокращению количества дефектов оказания // Жизнь без опасности. Здоровье. Профилактика. Долголетие. – № 1, Т. 10. – 2015. – С. 38–41.
- Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
- Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
- Агеева Н.А. Коррупция в системе здравоохранения РФ как уродливая форма правосознания индивидов // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 48–56.
- Агеева Н.А. Модернизация системы высшего образования: переход от знаниевой к познавательно-развивающей парадигме // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 858–863.
- Вялых Н.А. Агенты и условия формирования доступной среды медицинского обеспечения в России // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3. – С. 290–299.
- Вялых Н.А. Методология социологического исследования неравенства в доступе к медицинской помощи: научно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2013. – 186 с.
- Вялых Н.А. Стратегии потребления медицинской помощи: социологический анализ: монография. – Ростов-на-Дону, 2015. – 288 с.
- Вялых Н.А. Социологическое исследование неравенства в доступе к медицинским услугам в г. Ростове-на-Дону // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2012. – № 3 (23). – С. 173–180.