Для оценки кредитоспособности заемщиков, кредитные организации могут использовать различные методики оценки, но практически все они включают в себя анализ коэффициентов [1] ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, рентабельности и пр. Основной проблемой при оценке является определение нормальных рекомендуемых значений коэффициентов и факторов от которых они зависят. К таким критериям традиционно относят особенности различных сфер экономической деятельности, между тем в разные периоды времени значения показателей различны. Автором проведено исследование среднеотраслевых показателей с целью выявления зависимости значений от изменения внешней среды бизнеса, финансового потенциала [2] и финансовой политики государства [3] В качестве эмпирической базы исследования взята финансовая отчетность [4] за 2005–2014 гг. 19 публичных российских авиакомпаний, относящихся к крупным и средним предприятиям, привлекающим кредитные ресурсы.
Оценка динамики средних значений по отрасли коэффициентов ликвидности, что наименьшие значения ликвидностей приходились на кризисный 2008 г. (см. рис. 1) В российских нормативных актах наиболее часто встречается нормальное значение для текущей ликвидности более 2. В этом случае, на 2014 год только 22% анализируемых компаний способны погашать свои текущие обязательства за счет оборотных активов. Если принять нормальным значением быстрой ликвидности не менее 1, то можно сказать, что на 2014 г. 56% авиакомпаний способны погасить свои краткосрочные обязательства за счет своих ликвидных активов.
Рис. 1. Динамика среднеотраслевых показателей ликвидности (построено автором)
Оценка средний значений коэффициентов финансовой устойчивости позволила выявить следующие особенности и тенденции:
Среднеотраслевой коэффициент автономии за 10 лет уменьшился с 38% до 29%, что говорит о снижении финансовой устойчивости компаний и об увеличении доли активов компаний, покрываемой заемными средствами.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за рассматриваемый период был отрицательным и наименьшего значения в 45,3% достиг в 2014 году. Это говорит о том, что все оборотные активы и, возможно, часть внеоборотных активов авиакомпаний формируются за счет заемных средств. Обычно данный коэффициент используется в качестве признака несостоятельности или банкротства предприятия и согласно российским нормативным актам, не должен быть ниже 10% [5]. Однако для отрасли авиаперевозок характерно использование авиационного лизинга и большую часть заемных средств составляют лизинговые платежи. В 2014 году 28% анализируемых компаний смогли достичь нормального значения.
Структура заемного капитала [6] так же отражает динамические изменения внешней среды бизнеса. Анализ среднеотраслевой структуры кредитов и займов по срокам погашения в динамике показал, что в последние годы наблюдается преобладание краткосрочных активов (в 2014 долю их доля составляла 51%). Однако еще в 2008 г. в среднем по отрасли доля долгосрочных кредитов существенно преобладала над долей краткосрочных. (см. рис. 2)
Рис. 2. Среднеотраслевая структура кредитов и займов (построено автором)
Очевидно, что это связано с тем, что во время кризиса 2008 г. компаниям понадобились средства для покрытия текущих нужд, обеспечения финансовых ресурсов [7] и компании привлекли краткосрочные средства, что подвергло компании большему риску, так как в условиях кризиса возрастают риски неплатежей и падает внутренняя оперативная ликвидность. В современных условиях складывается аналогичная ситуация, в первую очередь это связано со снижением, на фоне политического и экономического положения, числа клиентов пользующихся услугами авиакомпаний.
Таким образом, коэффициентный анализ показал, что среднеотраслевые значения не всегда соответствуют общим нормальным значениям и в значительной степени зависят от изменения условий внешней среды.
Библиографический список
- Кемаева С.А. Анализ методик оценки кредитоспособности бизнеса в российской и зарубежной практике. / C. Е. Ионова, С. А. Кемаева, Е. Е. Козлова // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 8(359)
- Фролова В.Б., Панкова О.Н. Финансовый потенциал России: негативные тенденции // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 66-71.
- Фролова В.Б. Финансовая политика государства на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 22. С. 14-22.
- Система профессионального анализа рынков и компаний СПАРК [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL – http://www.spark-interfax.ru/Front/Index.aspx (Дата обращения: 09.11.2015)
- Аврашков Л. Я. К вопросу о формировании нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия / Л. Я. Аврашков, Г. Ф. Графова // Аудитор. – 2012. – № 11. – С. 61-69
- Фролова В.Б. Проблемы формирования структуры заемного капитала // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С. 60
- Фролова В.Б. Управление обеспеченностью финансовых ресурсов организации // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 90-93.