ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ВИШЕНКИ»)

Кирютина Наталья Вячеславна
Смоленский государственный университет
аспирант кафедры педагогики и психологии

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы и опыт организации воспитательной работы в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: волонтерский лагерь, воспитательная работа, инвалид молодого возраста, лицо с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационный центр, социальная адаптация, трудотерапия, центр сопровождения


PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE REHABILITATION CENTER (FOR EXAMPLE, THE SMOLENSK REGIONAL STATE BUDGETARY INSTITUTION «REHABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES «VISHENKI»)

Kiriutina Natalia Vjacheslavna
Smolensk State University
postgraduate student of the Department of pedagogy and psychology

Abstract
The article considers the problems and the experience of organization of educational work in the rehabilitation center for children and adolescents with disabilities.

Keywords: disabled young support center, educational work, occupational therapy, person with disabilities, rehabilitation center, social adaptation, volunteer camp


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирютина Н.В. Особенности организации воспитательной деятельности в реабилитационном центре (на примере Смоленского областного государственного бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки») // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64385 (дата обращения: 14.03.2024).

Сегодня  общественное внимание все чаще направлено на проблемы воспитания. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» развитие воспитания названо стратегическим приоритетом, который предполагает «соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом» [1]. Особенное место занимает воспитательная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Немаловажную роль в этом процессе играют реабилитационные центры. Рассмотрим проблемы и опыт организации воспитательной работы в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (на примере СОГБУ «Центр «Вишенки»).

Современная наука определяет воспитательную деятельность как «вид педагогической деятельности, предметом которой является: совершенствование людей и отношений между ними, создание оптимальных условий для становления личности, увеличение воспитательного потенциала окружающей среды, создание благоприятного микроклимата внутри воспитательных общностей, в которые входит учащийся»[2]. Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки» является учреждением  государственной  системы  социальной  защиты населения и осуществляет на территории Смоленской области социальную реабилитацию несовершеннолетних с ограниченными возможностями  и инвалидов молодого возраста от 18 до 30 лет с ограниченными умственными и физическими возможностями, которые нуждаются по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной реабилитации, обучении и воспитании. Центр «Вишенки» взаимодействует и с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды молодого возраста попадают в «Центр «Вишенки» по направлению (путевке) органов соцзащиты населения или направлению (путевке) отдела по организации социальной поддержки и социальному обслуживанию семьи и детей Управления семейной политики и демографического развития Департамента Смоленской области по социальному развитию и заявлению родителя (лица, его заменяющего) или заявлению самого инвалида молодого возраста при достижении им совершеннолетия. Сроки реабилитации определяются индивидуальной программой социальной реабилитации.

В Центре организованы девять отделений:

  • Стационарное отделение;
  • Отделение дневного пребывания;
  • Отделение социализации инвалидов молодого возраста;
  • Отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации;
  • Отделение психолого-педагогической помощи;
  • Отделение медико-социальной реабилитации;
  • Отделение социально-трудовой реабилитации;
  • Отделение социально-консультативной помощи;
  • Отделение образовательной деятельности;

Разностороннюю воспитательную работу с детьми ведут такие специалисты реабилитационного центра, как воспитатели, учителя (в том числе логопеды и дефектолог), социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Важное место в воспитательной системе Центра занимают воспитатели. Помимо сопровождения воспитанников на реабилитационные услуги и контроля выполнения индивидуальной программы реабилитации воспитатели отделения  организуют процесс социальной адаптации детей, совершенствуют навыки самообслуживания воспитанников с учетом их индивидуальных возможностей, организуют досуг, обеспечивают коррекционно-развивающую, познавательную, трудовую, игровую деятельность детей и подростков.  Именно они налаживают межличностные контакты в группах, формируют и развивают коммуникативную компетентность воспитанников, оказывают помощь в развитии познавательных интересов, расширении кругозора, расширении представлений о природной и социальной среде, подготавливают детей к самостоятельной семейной жизни путем проведения мероприятий по овладению навыками самообслуживания, выполнению элементарных жизненных бытовых операций (уборка, стирка, уход за одеждой, правильный расход имеющихся денежных средств), проводят занятия, обучающие здоровому образу жизни, содействуют проведению (или проводят) оздоровительные мероприятия (прогулка, гимнастика и т.д. с учетом индивидуального состояния воспитанника). Применяются различные формы арт-терапии, тематическое чтение вслух. Используются индивидуальные и групповые занятия с детьми, подростками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами молодого возраста, организуются экскурсии, соревнования, творческие вечера.

Воспитанники школьного возраста, проходящие реабилитацию, обязательно обучаются. Поэтому почти ежедневно воспитанники помимо воспитателей взаимодействуют также и с учителями. Отделение образовательной деятельности создано для  осуществления  образовательной  деятельности по адаптированным  общеобразовательным программам  дошкольного, начального и дополнительного образования  для детей с ограниченными возможностями  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Отделение   осуществляет реализацию  адаптированных  общеобразовательных программ дошкольного, начального и дополнительного образования по следующим уровням:

- дошкольное   от 6 до 8  лет;

- начальное от 7 лет;

- дополнительное от 14 до 30 лет.

Максимальное количество детей в группе – не более 10  человек, для детей имеющих сложные дефекты – не более 5. Также проводятся индивидуальные занятия с  педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Для сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в образовательный процесс, назначается социальный педагог (тьютор, куратор), оказывающий учащимся необходимую техническую помощь, помощь в проведении групповых и индивидуальных занятий, в обеспечении доступа в здания и помещения Центра, в осуществлении образовательной деятельности. По окончании обучения   лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучавшимся по адаптированным  общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении.

Педагоги дополнительного образования занимаются с ребятами от 6 до 13 лет в творческих мастерских «Магия бумаги», «Декоративно-прикладное творчество», «Рукоделие», «Природа и фантазия», «Волшебная мозаика», осуществляя трудовое, художественное, эстетическое воспитание, развивая творческие способности и пространственное воображение, способствуя приобретению опыта конструктивной деятельности. Воспитанники в возрасте от 13 до 30 лет посещают профессиональные мастерские «Швейное дело», «Студия фотодизайна», где получают трудовое обучение и профессиональную подготовку. Действуют кабинеты социально-трудовой реабилитации и профориентации. Функционирует учебная площадка для проведения мастер-классов по парикмахерскому искусству и профильному обучению по специальности «Визажист».

Особую роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов молодого возраста играет строительство на территории реабилитационного центра «Вишенки» православного храма в память святого праведного Иоанна Крондштадского Чудотворца.

Сотрудниками Центра разработаны инновационные модели и технологии социальной работы. На базе учреждения сформированы:

- модель центра сопровождения семей с детьми-инвалидами для оказания им комплексной консультативной помощи (медицинской, юридической, информационной) и организации мероприятий активного отдыха семей с детьми-инвалидами и их здоровых сверстников («Берегиня»);

- модель социально-информационного центра для освоения информационного пространства и знакомства подростков и молодых инвалидов с основами журналистского мастерства (социальный проект «Восхождение»).

При активном участии международной группы волонтеров на базе реабилитационного центра ежегодно с 2010 года организуется Международный волонтерский лагерь «Надежда». За это время в нем приняли участие около 200 волонтеров из 15 стран мира, и около 600 детей из социальных учреждений Смоленской области   получили опыт общения с представителями других культур и национальностей, опыт совместной трудовой, творческой и игровой деятельности, опыт полноценного общения со взрослой молодежью.

Наличие отделения социализации инвалидов молодого возраста (от 18 до 30 лет) – отличительная особенность СОГБУ Центр «Вишенки». Основным программным документом отделения социализации инвалидов молодого возраста является комплексно-целевая программа «Твой выбор», состоящая из шести взаимодополняющих друг друга блоков. По каждому блоку разработаны темы занятий, их социальный аспект и методы проведения, прогнозируются коррекционные возможности целевой группы. Учебно-методические блоки являются курсом подготовки инвалидов молодого возраста к самостоятельной жизни. Тема блока выбирается не столько в соответствии с возрастом , сколько в соответствии с уровнем развития интеллекта и сформированности социально-бытовых компетенций. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах. Для лучшего восприятия теоретической части блоков предусматривается проведение практических занятий, включающих сюжетно-ролевые игры, экскурсии, викторины, интерактивные занятия. Методическое обеспечение включает в себя технические средства обучения, дидактический и раздаточный материал, плакаты, учебные макеты. В то же время есть понимание того, что человек не играет пассивной роли в своём социальном становлении, он имеет определённые задатки, у него формируется индивидуальность, он активен в освоении своего социального опыта.  Особое значение имеет процесс формирования ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношения человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка и обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности. Ценностные ориентации у молодых инвалидов существенным образом отличаются от ценностных ориентаций здоровых сверстников. Для формирования и коррекции имеющихся ценностных ориентаций инвалидов молодого возраста педагогами отделения активно используются методы аретотерапии в различных формах (рассказ,  пример, воспитывающая ситуация, диспут, доклад, этическая беседа). Методы аретотерапии применяются также при формировании представлений инвалида молодого возраста о той или иной социальной роли. Такие представления у инвалидов часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка контактов (семья, друзья по улице, соседи) приводит к тому, что образ социальной роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой  из разных источников (СМИ, мнения сверстников). В связи с этим часто возникает  иллюзорный образ социальной роли. Это касается ролей члена семьи, своей роли как инвалида. А ведь эта роль будет реализовываться человеком на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно создать насыщенные социальными идеалами мировоззрение и отношение к жизни. Применить полученные знания молодые инвалиды могут в симуляционных играх и трудовой деятельности. Деятельность – основная сфера, в которой происходит процесс становления личности, освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов учитываются в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения. Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Она оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций. Активность направляется в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Некоторые ребята зачисляются на штатные должности учреждения, что особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение. За все время работы было трудоустроено более 20 воспитанников. Таким образом, применение трудотерапии повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов. В свою очередь, трудоустройство ребят положительно влияет и на педагогов отделения, гармонизирует отношения, позволяя отойти от парадигмы общения «вышестоящий-нижестоящий» к более гуманистической «равный-равный». Ещё одним новшевством в работе отделения является то, что на занятия приглашается множество социальных партнеров (представители властных структур, общественных организаций, участковые оперуполномоченные, сотрудники ЗАГСа и др.) , что расширяет социальные представления воспитанников.

Итак, воспитательная деятельность в реабилитационном центре СОГБУ «Центр «Вишенки» отличается разнообразием методов и форм работы с воспитанниками, высокой интенсивностью, событийной насыщенностью воспитательных мероприятий.  Важной характеристикой педагогической системы реабилитационного центра является ее открытость, неизолированность от окружающего мира, что способствует созданию благоприятных условий для активности воспитанников и их дальнейшему самоопределению, саморазвитию. Ребята включены в различные виды деятельности, творчество, систему отношений. Воспитательная деятельность педагогов способствует разностороннему развитию личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов молодого возраста.


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180402 (дата обращения 02.02.2016)
  2. Виноградов В.Н., Глебова Г.Ф., Прикот О.Г. Инновационный менеджмент школы: уч. пособие / под общ. ред. канд. пед. наук, доц. Г.Ф. Глебовой, Смоленск, 2012.- с.116
  3. Официальный сайт СОГБУ «Центр» Вишенки» .  URL : http://vishenki-smolensk.ru/ (дата обращения 01.02.2016)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кирютина Наталья Вячеславна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация