Одной из мер по повышению эффективности государственного управления в РФ является совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг. Важным направлением в этой сфере является создание многофункциональных центров, которые предназначены для оказания комплекса взаимосвязанных услуг органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по принципу “одного окна”.
В Республике Бурятия организацией, занимающейся предоставлением государственных и муниципальных услуг является государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ РБ). В первом полугодии 2015 г. учреждение осуществляло деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг в рамках возложенных на него целей и задач.
В I полугодии 2015 г. в учреждении и его филиалах в районах Республики Бурятия зарегистрировано 699 738 (в т.ч. в 1 кв. – 351 300, 2 кв. – 348 438) обращений из них:
- принято заявлений – 264 368 (в т.ч. в 1 кв. – 137 425, 2 кв. – 126 943);
- оказано консультаций – 142 507 (в т.ч. 1 кв. – 72 029, 2 кв. 70 478);
- выдано готовых документов – 185 245 (в т.ч. 1 кв. – 86 609, 2 кв. 98 636);
- саll-центром принято звонков – 107 158 (в т.ч. 1 кв. – 54 984, 2 кв. 52 174);
- в общественной приемной «Негосударственным Центром оказания бесплатной юридической помощи» – 235 обращений (в т.ч. 1 кв. – 135, 2 кв. – 100);
- на официальный сайт МФЦ РБ поступило 225 вопросов от заявителей (в т.ч. 1 кв. – 118, 2 кв. – 107) [1].
В среднем количество обращений в день в отчетном периоде составило – 5 145, среднее время ожидания в очереди – 11:00 мин. По сравнению с 1 полугодием 2014 года число обращений увеличилось в 1,19 раза (на 114 853 обращения).
За отчетный период в МФЦ РБ и его районные филиалы поступило:
- 299 330 (в т.ч. 1 кв. – 144 974, 2 кв. – 154 356) обращений граждан и организаций по государственным услугам, оказываемым территориальными органами федеральных органов власти, внебюджетных фондов, что составляет 42,78 % от общего количества обращений;
- 90 273 (в т.ч. 1 кв. – 46 980, 2 кв. – 43 293), что составило 12,90% обращений по государственным услугам государственных органов власти Республики Бурятия;
- 34 850 (в т.ч. 1 кв. – 19 289, 2 кв. – 15 561), что составило 4,98% обращений по муниципальным услугам;
- 167 667 (в т.ч. 1 кв. – 84 820, 2 кв. – 82 847) – 24,14% обращений, по услугам, предоставляемым организациями, участвующими в оказании государственных и муниципальных услуг;
- 107 158 (в т.ч. 1 кв. – 55 237, 2 кв. – 52 381) – 15,37% от общего количества обращений принято в качестве звонков из сall-центра, обращений в общественную приемную и поступило вопросов на официальный сайт МФЦ РБ [1].
Для организации оказания услуг органов муниципального управления в филиалах МФЦ РБ по принципу «одного окна» заключены соглашения о взаимодействии с 15 администрациями районов Республики Бурятия. Всего за 2015 год заключено 35 соглашений (25 соглашений о взаимодействии, 10 соглашений о внесении изменений в соглашение о взаимодействии). Заключены соглашения о взаимодействии с 77 муниципальными образованиями в сельских и городских поселениях районов Республики Бурятия в целях оказания государственных услуг в территориально обособленных структурных подразделениях (далее – ТОСП). В мае и июне 2015 года предоставление государственных услуг в ТОСП было организовано в Прибайкальском и Кабанском районах. Всего принято 1238 обращений граждан, в т.ч. принято заявлений- 359, оказано консультаций – 557 и выдано документов – 322.
По состоянию на 01.07.2015 г. в МФЦ в г. Улан-Удэ оказывается 165 услуг, из них: федеральные услуги – 58 , республиканские – 50, муниципальные услуги – 21, иные услуги – 36. В среднем в день количество обращений по МФЦ в г. Улан-Удэ составило 2637 [1].
Мобильными офисами в 2015 г. в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии осуществлялись выезды в 11 городских и сельских поселений Заиграевского, Прибайкальского, Кабанского районов Республики Бурятия. Принято 4458 обращений. Всего осуществлено 47 выездов.
В отчетном периоде государственные и муниципальные услуги оказывались в филиалах МФЦ РБ по Прибайкальскому, Бичурскому, Кяхтинскому, Хоринскому, Заиграевскому, Иволгинскому, Северо-Байкальскому, Баунтовскому эвенкийскому, Селенгинскому, Кижингинскому, Окинскому, Курумканскому, и Кабанскому районам.
В I полугодии 2015 года доходность от предоставления платных услуг учреждения составила 1651,7 тыс. руб., доходы от аренды имущества составили 32,8 тыс. руб. В доход республиканского бюджета направлены средства, полученные от возмещения коммунальных расходов в сумме 167,2 тыс. руб.[1].
Однако в системе оказания государственных и муниципальных услуг Республики Бурятия существуют определенные проблемы:
- плохая информированность заявителей о порядке и возможности получения государственных услуг;
- сложная система первоначального сбора документов при предоставлении услуги, обусловленная несогласованностью действий различных ведомств, когда для сбора полного пакета документов заявителю, чтобы получить одну услугу необходимо дополнительно получить еще несколько услуг [2];
- недостаточная транспортная доступность многофункциональных центров, причем это характерно как для городских жителей, которые обращаются в далеко находящиеся друг от друга органы власти, так и для жителей села, которые вынуждены ездить для получения услуг в районный центр;
- несовершенная система организации приема заявителей в органах государственной и муниципальной власти, недостаточный уровень комфортабельности мест оказания услуг, неполное наличие дополнительных услуг (нотариус, ксерокопии, банковские услуги и др.);
- отсутствие обязательств органов государственной и муниципальной власти перед гражданами, которые должны быть выражены в единых стандартах качества оказания государственных и муниципальных услуг;
- слабая обратная связь с гражданами, которая могла бы реально выявить их проблемы при оказании государственных и муниципальных услуг;
- слабое использование современных информационных технологий при предоставлении услуг.
Вышеперечисленные проблемы являются взаимосвязанными и их решение возможно через реализацию комплекса информационных, организационных, нормативно-правовых и технических мероприятий.
Библиографический список
- Отчет о деятельности ГБУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» в 2015 году // Официальный сайт ГБУ «МФЦ РБ». URL: mfc.govrb.ru
- Губарева Т.В., Кадиржанова Д.К., Мещеряков А.Л. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг в Иркутской области и Республике Бурятия // Научный журнал «Проблемы социально-экономического развития Сибири». №2, 2014. URL: http://brstu.ru/static/unit/journal_2/number_16.php.