Процесс интеграции сферы жилищно-коммунального комплекса в единое информационно-экономическое пространство страны, инициированный, в том числе, принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», а также объективная необходимость организации эффективного управления инженерно-коммунальными сетями и взаимоотношениями с потребителями услуг, является ключевым моментом для пересмотра взглядов большинства руководителей на используемые информационные системы, которые уже не в состоянии обеспечить полноценное централизованное формирование достоверной и сопоставимой информации для оперативного и стратегического управления [7, 8, 9].
По состоянию на сегодняшний день, основная проблема инфраструктурных проектов по внедрению масштабируемых информационных систем состоит в том, что зачастую предприятия начинают поиск самого решения, и что самое главное, начинают его внедрение, прежде, чем поймут, что они хотят изменить в сложившихся методах работы, организационной структуре и работающем персонале.
Обычно степень предварительной проработки, осознание проекта и, в соответствии с ними, выбор информационной системы является весьма индивидуальны у каждого руководителя.
В целом, можно выделить и обобщить следующие варианты предварительной проработки проекта внедрения информационной системы в организациях ЖКХ:
- в первом случае нужно всё («всё» – понятие объёмное и не конкретизируемое оператором), как правило, вчера и желательно практически бесплатно;
- во втором случае, требуется неизвестно что, но желательно побыстрее, причем может складываться, что ИТ-службы пытаются реализовать некую стихийно возникшую идею, суть и целесообразность которой не понятна большинству вовлеченных в процесс, причём, уровень на котором идет проработка такой идеи, может варьироваться, а круг людей и обстоятельств, влияющих на принятие решений, бывает самым разнообразным – от инженеров–технологов до руководителей;
- в третьем случае, компания пытается просто автоматизировать существующие бизнес-процессы не пытаясь при этом что либо улучшить в технологических или управленческих процессах. Как правило, в этом случае, руководством не ставиться глобальной цели построения управляемой системы, а преследуется «мягкая» цель – облегчить процесс работы отдельных служб или работников;
- в четвёртом случае, необходимость применения которого возникает особенно остро в последнее время для построения управляемого процесса внедрения руководство намечает план реорганизации бизнеса, определяет основные цели и принципы реорганизации, разрабатывает стратегию развития информационных технологий и, только потом выбирает информационную систему.
В любом случае, в настоящее время для организаций коммунального комплекса на повестке дня стоит вопрос о выборе новых или доработке старых информационных систем в соответствии с динамично меняющимися условиями ведения профильного бизнеса.
Следовательно, после определения основных целей и принципов создания комплексной информационной системы, возникает необходимость разработки нескольких проектов (документов), определяющих основные требования к ее функциональности, модульности, масштабируемости и т.п. Однако, как показывает практика, даже при осознанном и обоснованном выборе информационной системы, в соответствии с определенными требованиями, нельзя дать гарантии ее эффективного внедрения для достижения основной цели – синхронизации и интеграции с единым информационным пространством ЖКХ [2, 3].
По данным различных источников, внедрение современных информационных систем повышает производительность труда более чем на 50%, однако, мировой (а в большей степени российский) опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев реально наблюдается рост производительности от 5 до 20 % [5, 6].
Чаще всего получение таких показателей определено следующими причинами:
- отсутствие четко определенной цели внедрения ИТ-проекта и путей ее достижения;
- отсутствие стратегии развития информационных технологий компании;
- отсутствие менеджеров высшего состава в руководстве проектом внедрения или системных интеграторов проекта;
- несогласованное управление проектами реорганизации компании и внедрения информационной системы;
- отсутствие контроля управления проектом – определение ключевых результатов каждого этапа проекта, контроль их выполнения;
- отсутствие квалифицированных специалистов для сопровождения информационной системы;
- отсутствие чёткой организации и формализации производственных процессов, основанных на информационных технологиях и порядка сбора данных из структурных подразделений;
- не использование всех возможностей информационной системы.
Для создания единого информационного пространства компании ЖКХ, необходимо на первом этапе создать единое информационное пространство её структурных подразделений, обеспечить решение всех задач управления и предоставления услуг с помощью интеграции информационной системы на основе единой базы нормативно-справочной информации.
Основные задачи организации коммунального комплекса, решение которых не возможно без применения современного интегрированного комплекса информационных систем:
- управленческий, бухгалтерский и налоговый учет;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности;
- управление инвестициями;
- управление обслуживанием потребителей услуг;
- управление качеством обслуживания;
- электронный документооборот;
- управление расчетами за предоставленные услуги;
- сбор и обработка данных о предоставленных услугах;
- учет технических ресурсов.
Построение эффективной системы управления возможно только на основе внедрения централизованных информационных систем, которое обязательно приводит к изменению бизнес-процессов организации, её организационной структуры, перераспределению, сокращению или добавлению функций, выполняемых службами и подразделениями.
Нельзя пытаться автоматизировать существующую ситуацию более современными информационными системами, изменяя функции структурных подразделений и отдельных работников в соответствии с возможностями внедряемых систем, нужно суметь не пустить «на самотёк» такие изменения, для чего необходимо:
- разработать оптимальные бизнес процессы, предусматривающие использование минимального количества трудовых ресурсов при условии максимально возможного качества предоставления услуг,
- определить структурные подразделения и выполняемые ими функции, участвующие в данных бизнес процессах,
- разработать управленческие инструкции в соответствии с поставленными целями,
и только после этого автоматизировать процессы [2, 3, 5].
Основной эффект от внедрения централизованных программных продуктов – получение возможности проведения детального анализа информации любых уровней в кратчайшие сроки и без дополнительных трудозатрат.
Для получения информации с наибольшей степенью детализации, время ввода первичной информации и ответственность работников за достоверность введенных данных увеличивается, но при этом в несколько раз сокращается время обработки информации и получения необходимых отчетов.
Хотя построение оптимальной структуры управления, создание реально работающей вертикали принятия решений и системы контроля напрямую зависят от состояния информационных технологий, от их эффективности, производительности, безопасности, надежности и других не менее важных показателей, но в свою очередь и эффективность внедрения ИТ-проекта зависит от грамотно разработанной структуры управления.
В организациях коммунального комплекса управление ИТ-проектами целесообразно организовать на двух уровнях:
- уровень генеральной дирекции;
- уровень структурного подразделения.
Приблизительный, но не исчерпывающий, перечень этапов, необходимых для успешного внедрения ИТ-проектов в сфере ЖКХ:
- Определение целей и задач реализации проекта и плана их достижения.
- Назначение руководителя проекта реструктуризации компании на основе внедрения информационной системы из высшего менеджмента компании и наделение его правом принятия определённых управленческих решений в рамках данного проекта. При отсутствии в организации квалифицированных кадров такого уровня – выбор системного интегратора.
- Определение и формализация оптимальных бизнес-процессов компании, соответствующих целям и задачам данного проекта. Разработка корпоративных стандартов: положений, методик, инструкций, правил и схем взаимодействия структурных подразделений и их работников в бизнес-процессах компании.
- Выбор ИТ-продуктов, реализующих все бизнес-процессы компании и удовлетворяющих требованиям их организации. Определение приоритетности внедрения выбранных информационных систем.
- Внедрение информационной системы в рамках проекта построения новой структуры управления бизнес-процессами.
- Детализация процесса реализации проекта на основные ключевые моменты, с условием достижения максимальной эффективности при завершении всего проекта. Составление календарного плана (сетевого графика) проекта реорганизации компании на основе внедрения ИТ-проекта, в котором предусматривается проведение организационных и управленческих мероприятий с учетом сроков проведения мероприятий по внедрению информационной системы.
- Утверждение плана реализации проекта и контроль его выполнения.
Построение системы управления предприятий сферы ЖКХ на основе современных информационных технологий может вывести их бизнес на более высокий уровень, но для этого, в первую очередь, уже на первых этапах внедрения, необходимо научиться управлять этой постоянно разрастающейся сферой корпоративных ценностей [1, 4].
Библиографический список
- Чаадаев В.К. Методологические подходы к созданию оператора коммерческого учета энергоресурсов // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 3(7). С. 99 – 103.
- Чаадаев В.К. Организационно-экономические условия и возможности реинжиниринга бизнес-процессов // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 19. С. 139-146.
- Чаадаев В.К. Особенности реинжиниринга бизнес-процессов как метода проведения изменений // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 10. С. 149-156.
- Чаадаев В.К. Проблемные зоны взаимодействия между участниками рынка коммунальных услуг при отсутствии оператора коммерческого учета // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7 С. 92-96.
- Чаадаев В.К. Проектирование экспертных систем для реинжиниринга бизнес-процессов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-2. С. 230-237.
- Чаадаев В.К. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятиях связи // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 48-3. С. 115-121.
- Чаадаев В.К., Чаадаева В.В. Информационные ресурсы ЖКХ – создание, использование и эксплуатация // Факторы повышения эффективности российской экономики: сборник материалов Международная научно-практической конференции. Краснодар. 2014. С. 302 – 308.
- Чаадаев, В.К., Чаадаева, В.В. Актуальные аспекты создания и развития единого информационного пространства ЖКХ // Прогрессивные технологии развития». 2013. № 11. С. 68-76.
- Чаадаева В.В. Коммунальный сектор экономики как вид экономической деятельности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7 (60). С. 831-835.