Последние годы характеризуются бурным развитием различных электронных средств. Современные технологии позволяют массово производить электронные компоненты достаточно невысокой стоимости, что способствуют их массовому внедрению в различных сферах. Рыночные экономические отношения не могут уже складываться без инновационной деятельности и модернизации национального хозяйства. В сложившихся условиях торговая отрасль должна интенсивно адаптироваться к нововведениям и применять новейшие технологии для повышения своей конкурентоспособности, а торговые организации соответственно для повышения рентабельности своей хозяйственной деятельности[1]. Использование инноваций оказывает положительное влияние на имидж торговой организации[2].
Тем не менее, при внедрении инноваций торговая организация может столкнутся с рядом проблем. Человеческой натуре от природы свойственен страх введения чего-то нового. К качестве примера можно отметить, что при продаже билетов на электропоезда многие пассажиры предпочитали отстоять длинную очередь, нежели воспользоваться услугами автоматов. Это отчасти объяснялось страхом неисправности оборудования, и предполагаемыми потерями денежных средств и своего времени.
Качество торгового обслуживания является важным элементом конкурентоспособности торговой организации. В качестве примера технологии, создающей удобство покупателя, можно отметить трехмерное сканирование клиента. Такое нововведение позволит с наименьшей затратой времени и без лишних усилий подобрать для потребителя одежду с учетом всех его требований.
Современная экономическая ситуация оказывает большое влияние на ценообразование[3]. Уследить за постоянно изменяющимися ценами на большой ассортимент товаров непросто, а несоответствие цены, указанной на ценнике и введенный в компьютерную систему, используемую при расчетах, ведет к конфликтам на кассе и нарушению законодательства.
Но все же наибольшее число разрабатываемых нововведений связаны с сокращением возможных потерь в процессе реализации товара[4]. Такие проблемы как воровство или же борьба с другими весомыми издержками остаются и по сей день наиболее актуальными[5]. Одной из технологий, активно предлагающейся к внедрению в современной торговле, является использование радио-меток. Такие метки позволяют предусмотреть использование арок, при проходе через которые, датчики автоматически будут считывать стоимость продукта и выводить в общий счет на терминал. Такой подход позволяет как уменьшить риск кражи товара, так и сократить время обслуживания – время отклика радиометки достаточно высоко, а получаемый дистанционно ответ не требует выкладки товаров. Однако при использовании радиометок на практике риск кражи не только не уменьшается, но даже и увеличивается. При визуальном контроле со стороны контролера-кассира покупателю трудно использовать какие-либо технические средства обмана электроники, в то время как при дистанционном сканировании такие действия недобросовестных покупателей являются лишь вопросом времени. Именно эта проблема задерживает внедрение устройств самообслуживания – основой эффективности внедрения данных устройств является экономия на персонале, но данная эффективность проявляется намного меньше, если торговая организация вынуждена приглашать на работу большее количество охранников вместо продавцов и кассиров, пусть даже и в меньшем количестве[6].
Проблемой является тот факт, что большинство цифровых технологий изначально получают свое развитие с точки зрения удобств покупателей. В качестве такого примера необходимо отметить реализацию цифровых товаров[7]. Изначально большинство технологий создавались с позиции создания дополнительных удобств их покупателю. Однако, при их широком распространении недобросовестные действия покупателей, выразившиеся в компьютерном пиратстве, привели к тому, что в состав данных товаров были включены средства технической защиты, создающие неудобства покупателям.
Достаточно близкой к радиометкам технологией является использование технологии умных тележек. Использование такой технологии предполагает использование разного рода датчиков, позволяющих определить положение тележки в магазине и ее наполненность товарами. При выборе товара электроника автоматически может считывать информацию о товаре, при отказе от покупки – данный товар вычитается из списка покупок. Умная тележка может быть оснащена соответствующим экраном, выполненным по технологии электронной бумаги, на котором потребитель может видеть итоговую стоимость предполагаемой покупки, а также получать дополнительную информацию о товарах. Также данная тележка позволяет формировать маршрут покупателя, используя информацию о его покупательских предпочтениях. Для получения такой информации могут использоваться как терминалы сбора данных, так и предварительно сформированный покупателем заказ с использованием сайта торговой организации. Такое оборудование также имеет возможность демонстрации покупателю различной рекламной информации.
В качестве проблем внедрения использования таких технологии целесообразно отметить их достаточно высокую стоимость. Ввод таких нововведений возможен лишь в магазинах ценового сегмента выше среднего, кроме того, выгода от использования таких средств стимулирования будет проявляться в первую очередь для товаров импульсного спроса. Другой проблемой является нежелание покупателей, особенно старшего возрастного сегмента, пользоваться какими-либо инновационными средствами.
Вышеуказанные проблемы ведут к тому, что внедрение инновационных средств в торговле, хотя и обладает высоким потенциалом для внедрения, реально применяется только во внутренней организации торгово-технологических процессов, но обслуживание покупателей происходит с использованием традиционных технологий. Торговым организациям необходимо проводить специальные мероприятия с целью стимулирования использование покупателями инновационных технологий.
Библиографический список
- Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Новые технологии в сфере розничной торговли: современный подход //Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 395-397.
- Ivanov G., Mayorova E. Intangible assets and competitive advantage in retail: case study from Russia // Asian Social Science. – 2015. – Т. 11. – № 12. – С. 38-45.
- Ефимовская Л.А., Хайруллина М.В. Государственное регулирование ценообразования на товары и услуги: основные инструменты // Проблемы современной экономики. – 2013. – № 2 (46). – С. 62-64.
- Красильникова Е.А. Алгоритм функционирования организационно-экономического механизма снижения товарных потерь на предприятии розничной торговли//Вестник Академии. 2011. № 2. С. 51-55.
- Феоктистова Е.М. Коррупция в российской торговле. В сборнике: Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности: (российский и зарубежный опыт) II международная интерактивная он-лайн видеоконференция российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственной власти Российской Федерации. Ответственный редактор Абрамов Р.А.. 2014. С. 248-250.
- Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). – 2014. – № 2 (82). – С. 94-103.
- Панкина Т.В. Особенности организации торговли цифровыми товарами. В сборнике: Проблемы социально экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 2015. Т. 2. С. 65-67.