В современном мире индустрия туризма занимает особое место в человеческой жизнедеятельности. В начале этого столетия и в наши дни, культурно-познавательный вид туризма является одним из наиболее быстроразвивающихся и широкомасштабных сфер экономик, носит динамичный характер и имеет тенденцию к перспективному развитию в будущем. Так как роль и влияние культурно-познавательного туризма в мире быстро набирает обороты, становится актуальной проблема рационального использования возможностей этого явления с целью будущего развития культурной сферы [3, с. 65].
Мировой опыт в сфере регулирования взаимоотношений между индустрией туризма и объектами культурного наследия на местном и государственных уровнях, позволяет сохранять, возрождать и создавать новые формы существования этих объектов. Они могут использоваться в другой отрасли, стать более современными и быстро развиваться. Такие же тенденции присущи нашему государству, так как с каждым днем становится все больше представителей органов власти в сфере культуры, которые рассматривают новые возможности и перспективы туризма в развитии территорий.
Цель работы направлена на выявление методов взаимодействия и развития туризма и архитектурного наследия.
Результатом становления туризма как отдельного вида человеческой жизнедеятельности, рассматривается познавательный туризм. Он подразделяется в зависимости от критерия оценивания туристической поездки. Основной составляющей культурно-познавательного туризма является исторический и культурный потенциал страны, включающий в себя социальную сферу с традициями и обычаями государства.
Ресурсами, используемыми для культурно-познавательного туризма, владеет каждая территория, но для качественного развития необходимо скопление объектов историко-культурного наследия в одной области. Основными объектами считаются:
- археологические памятники;
- культовая и гражданская архитектура;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- исторические города;
- сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные залы [2, с.195].
Культурный туризм значительно влияет и способствует развитию разных областей и регионов, в сфере экономики, культуры, в сохранении и рациональном пользовании объектов исторического наследия и архитектурных памятников.
Памятник архитектуры – недвижимый значимый объект материального и духовного творчества, имеющий государственное и межгосударственное значение. На данный момент, в действующем законодательстве России понятие «памятник» архитектуры» не употребляют – используют или «субъект культурного наследия», или равнозначное понятие – «недвижимые памятники истории и культуры» [3, с. 66].
К памятникам архитектуры и зодчества согласно отечественному законодательству относятся:
- отдельные постройки, здания и сооружения;
- архитектурные ансамбли и комплексы;
- городские центры;
- кварталы;
- площади;
- улицы;
- сохранившиеся фрагменты древней планировки и застройки поселений;
- сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества и связанные с ним произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства;
- природные ландшафты [3, с.66].
Культурно-познавательный туризм состоит из этих объектов культурного наследия, объединивших в себе исторические, культурные и традиционные особенности народа, проживающего в нашей стране. 1970 год считается годом, в котором началось формирование политической направленности сохранения и бережного отношения к культурному потенциалу страны, в современном нашем понимании. В 1970-е гг. была принята Конвенция ЮНЕСКО, в которой шла речь, про охрану всемирного исторического, природного и культурного наследия [5, с.78].
Одним из начальных нормативно-правовых актов государства является Закон № 51 от 15.12.1978 г., звучит он так: «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Но долгий период времени определение «культурное наследие» в стране было без правового статуса и не имело определения в литературе и справочниках [5, с.79].
Небольшие улучшения стали появляться в 1988 г. А с 1990 г. начали появляться российские объекты всемирного наследия в списке ЮНЕСКО. Сейчас список состоит из 27 объектов. Именно на это была направлена государственная политика по сохранению исторического наследия. Также, было принято решение создать свой собственный государственный список особо ценных объектов историко-культурного наследия России. Начат он был в 1992 г. и на данный момент список насчитывает около 60 объектов.
Наиболее значимое событие, произошедшее в 2002 г. – принятие закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В первый раз в истории, в этом законе определение «культурное наследие» используется как базовая категория [1, с.1].
Безопасность архитектурного наследия непосредственно связана со слаженной и четкой работы сотрудников туристических организаций. От их организованной работы зависит состояние и целостность, красота и эстетичность памятников архитектуры. Проектировщики и реставраторы являются ключевыми работниками в этой цепи. Наиболее актуальной задачей является бережное и уважительное отношение к памятникам архитектуры, их внешний вид и сохранность [3, с. 69].
С каждым годом растет количество архитектурных памятников, которые находятся под охраной государства. Дворцовые ансамбли, замковые сооружения, другие архитектурные комплексы все чаще и чаще используют под туристские учреждения. Для этого необходимо, чтобы эти сооружения отвечали всем необходимым требованиям и техническим нормам. Множество таких объектов уже приспособлены для туристических целей. Наиболее важный аспект – умелое и рациональное использование ландшафта и природных особенностей при организации учреждений для размещения туристов. Это влияет на качество предоставляемых услуг по проживанию.
В туризме выделяется незначительное внимание использованию памятников архитектуры. В организации баз отдыха, имеющих отношение к организации памятников архитектуры, нередко используется в потребительских целях, это объясняется тем, что данный род деятельности нерентабелен для приспособления памятников архитектуры, старых сооружений под базы отдыха.
Открытый вопрос в области экономики требует пристального внимания специалистов, которые занимаются непосредственно реставрацией памятников архитектуры. Они занимаются, также, составлением маршрутов по местам памятников материальной культуры. Создаются материальные базы туризма, которые составляются на основе уже накопленного опыта.
Проблеме сохранности историко-архитектурного потенциала необходимо уделять больше внимания. Памятники архитектуры, задействованные под туристские учреждения, переносят на себе множество реставраций и реконструкций. Это обусловлено тем, что отсутствует научный классификационный список памятников, в котором указаны все возможные способы использования этих учреждений.
Значительной проблемой, которая приостанавливает развитие данной сферы туризма, является недостаточная взаимосвязь реставраторов и организаций, занимающихся проектными работами. Также, в проектах не всегда соблюдается технология использования памятников и архитектурных сооружений под новые многофункциональные проекты. Острой проблемой, привлекающей особое внимание, является необходимость составления единого норматива, в которому будут прописан порядок и способы проектирования туристических сооружений [3, с. 70].
Библиографический список
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.12.2015)
- Биржаков М.Б., Введение в туризм. М.- СПб., 2003.
- Гусев С.В., Путрик Ю.С., О роли туризма в сохранении наследия // Туризм: право и экономика. 2004. № 1.
- Михайловский Е.В., Реставрация памятников архитектуры. М., 1971.
- Писаревский Е.Л. Государственное регулирование культурного туризма // Туризм: право и экономика. 2004. № 1.