Активное внедрение и «широкая социализация современной» [1, с.12] глобальной культуры внесли изменения в каждый аспект человеческой жизни, «начиная от экономических, правовых до культурных» [2, с.42], которые сегодня как никогда становятся «главенствующими в формировании межнациональных отношений» [3, с.101]. Кажется, что «традиционные стереотипы идеологии, морали, исторических мифов становятся решающими» [4, с.115], однако, на самом деле происходит культурная диффузия.
Современные социокультурные процессы, происходящие в Европе (только Германия в 2015 году приняла 1,3 миллиона беженцев), позволяют говорить о «смещении культурных стереотипов» [5, с.86], норм морали, о чем предвидел О.Шпенглер в «Закате Европы».
В сложившейся культурной ситуации цивилизационного столкновения традиционализма и глобальной культуры «наблюдается смешение, взаимопроникновение» [6, с.73], которое фактически не признается ни с одной стороны; так – с позиции традиционализма указанный процесс рассматривается как новаторство, а глобальная культура считает происходящее «процессом адаптации и аккультурации» [7, с.81].
Однако анализ и исследование современной мировой культурной ситуации позволяет выделить некий период «культурного противостояния» [8, с.13] , в процессе взаимодействия которого наблюдаются следующие черты:
- Лиссабонский договор отвергает ссылку на Бога и на христианские ценности и «констатирует отказ от христианских корней» [9, с.73], что способствует трансформации моральных ориентиров внутри ЕС;
- нивелирование идеи европейского прогресса, справедливости, равноправия, глобализации и «позиция мультикультурализма» [10, с.78] способствуют потоку мигрантов в Европу, которые стремятся к более «выгодным социальным гарантиям» [11, с.52], к «приобщению к цивилизации» [12, с.72], бывшей несбыточной мечтой многих поколений.
- повсеместное распространение и пользование высокотехнологичными товарами, что способствует «уравниванию материальной культуры» [13, с.82] мигрантов и граждан Европы.
Если в сфере нематериальных компонентов традиционных обществ «наблюдается культурная диффузия» [14, с.97], то в материальной сфере современный человек все больше становится «приверженцем глобальной культуры» [15, с.62], поскольку деятельность человека вовлечена в процессы глобализации, в результате чего он производит и «пользуется продуктами глобальной культуры» [16, с.42].
- создаются новые формы «постоянного интеллектуального развития» [17, с.7] в виде непрерывного образования, дискуссионных площадок и т.д.;
- мировой рынок предлагает огромное количество видов товаров для «улучшения качества жизни, комфортности» [18, с.87] (активное пользование интернет-банкингом, электронными деньгами и т.д.), получения удовольствий, «позитивного восприятия жизни как таковой» [19, с.55];
- если в традиционной культуре ценность сводилась к редкости (алмазы, изумруды, золото и т.д.), то сегодня ценность в распространенности, в знакомстве каждого с предлагаемой продукцией;
- характерным является быстрое устаревание новых продуктов и услуг, технологий, сокращение жизненного цикла, насыщение и перенасыщение рынка;
- модным становится «обладать престижностью брендовых товаров» [20], что придает статусность и предстает в виде материального доказательства успешности;
- в современной культуре личное становится публичным (социальные сети испещрены семейными и личными фотографиями, в среднем в личном аккаунте пользователя есть около 700 снимков).
Негативными последствиями современного постиндустриального или информационного общества являются:
- «кризис человека», что подразумевает человеческую неспособность справляться с огромным количеством необходимой информации, вследствие чего увеличивается количество психических заболеваний;
- происходит сознательное пользование иррациональным в виде девиантного поведения, становящееся нормой как в личной так и в общественной жизни;
- изживание традиционных связей, что ведет к одиночеству современного человека.
Библиографический список
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
- Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
- Алоян Н.Л. Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
- Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.
- Алоян Н.Л., Черникова В.Е. Человек в современном культурном пространстве. Изд-во «Антей». Ростов н/Д, 2009.
- Вигель Н.Л. Феномен билингвизма в эпоху постмодерна // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствознания и культурологии. 2014. №37. С.6-11.
- Алоян Н.Л. Феномен страдания в архаическом обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 86-89.
- Алоян Н.Л. Трагедия как модус бытия человека: диссертация доктора философских наук / ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет». Ставрополь, 2008. -290 с.
- Вигель Н.Л. Символ и культура: от традиционализма к глобализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/62015 (дата обращения: 29.12.2015).