Подъемные механизмы, будучи опасными производственными объектами, подпадают под действие целого ряда нормативных документов ([1, 2, 6]), регламентирующих периодическое техническое освидетельствование этих устройств во избежание различного рода инцидентов, аварий и т.п. Последовательность и объем такого мероприятия, как экспертиза промышленной безопасности, строго регламентирован [2, 6]. Тем не менее, в ряде случаев могут возникнуть затруднения с определением деталей устройства, которые необходимо подвергнуть неразрушающему контролю, и с определением объема неразрушающего контроля. Рассмотрим процесс проведения экспертизы промышленной безопасности подъемных устройств на примере экскаватора.
Одной из неотъемлемых частей экспертизы промышленной безопасности является первичный анализ технической документации объекта экспертизы, закрепленный в [6]. В случае экскаватора подвергаются анализу:
- паспорт экскаватора;
- инструкция по устройству и эксплуатации;
- ведомость технического обслуживания;
- чертежи узлов и механизмов;
- бортовой журнал наработки;
- должностные и производственные инструкции;
- графики проведения текущего и капитального ремонта.
Другой неотъемлемой частью экспертизы промышленной безопасности является проведение неразрушающего контроля деталей и узлов объекта экспертизы с целью определения его технического состояния. В каждом конкретном случае состав применяемых методов неразрушающего контроля и объем контроля определяется в соответствии с нормативной документацией. Следует отметить, что на практике наиболее часто используются следующие методы контроля:
1) визуально-измерительный (ВИК), выполняемый в соответствии с [5];
2) ультразвуковой (УЗК), выполняемый в соответствии с [4, 7];
3) капиллярный (ПВК), выполняемый в соответствии с [3].
Заключительной частью любой экспертизы промышленной безопасности является проведение испытаний объекта при рабочих параметрах.
Остановимся подробнее на объеме и методах неразрушающего контроля при проведении экспертизы промышленной безопасности экскаватора. Проецирование требований [7] на обследуемый объект позволяет составить следующую таблицу по характерным типам дефектов и необходимым методам неразрушающего контроля (см. табл.).
Таблица. Характерные дефекты и методы неразрушающего контроля экскаваторов
№ п/п |
Наименование узла, элемента |
Наименование отклонения |
Допустимость дефекта |
Метод контроля |
Шасси |
||||
1. |
Рама:
– лонжероны – поперечины |
Трещины в сварных швах и в основном металле, коррозия элементов балок утонение металла |
Не допуск. |
ВИК, УЗК, ПВК |
Кабина |
||||
2.1. |
Листовые конструкции | Сквозная коррозия по толщине нарушение лакокрасочного покрытия |
Не допуск. |
ВИК, УЗТ |
2.2. |
Двери, стенки,
лестницы |
Деформация элементов, трещины в сварных швах |
ВИК, УЗК |
|
Ходовая часть |
||||
3.1. |
Опорно-поворотный круг – крепежные и фиксирующие
элементы |
Наличие трещин, облом зубьев, сварные швы, отсутствие, ослабление затяжки |
Не допуск. |
ВИК |
3.2. |
Тележки гусеничные | Трещины на траках ленты, сварные швы более 50% | ||
Поворотная платформа |
||||
4.1. |
Состояние металлоконструкций | Перекос поворотных обойм по отношению к неподвижному венцу вследствие износа дорожек катания, полуобойм наличие трещин, сварные швы более 50% |
Не допуск. |
ВИК |
4.2. |
Блоки, втулки | Увеличение наружного диаметра | ||
4.3. |
Шкворни | |||
4.4. |
Болты крепления к верхней и нижней раме | Вывинчивание (вращение гаечным ключом без усилия) | ||
Стрела |
||||
5.1. |
Стрела | Трещины, деформация щеки, утонение металла |
Не допуск. |
ВИК, УЗТ |
5.2. |
Рукоять | |||
5.3. |
Ковш | Трещины, деформация, утонение металла, облом зубьев | ||
5.4. |
Силовые гидроцилиндры | Течь жидкости по штоку, деформация корпуса цилиндра |
Не допуск. |
ВИК |
5.5. |
Втулки | Увеличен внутренний диаметр | ||
5.6. |
Оси, шкворни | Уменьшен наружный диаметр | ||
Двигатель |
||||
6.1. |
Система смазки:
– трубопроводы – параметры |
Наличие течи масла на холостом ходу |
Не допуск. |
ВИК |
6.2. |
Система охлаждения:
– патрубки – водяной насос |
Наличие течи охлаждающей жидкости | ||
6.3. |
Система питания:
– ТНВД – ТПН |
Наличие течи топлива | ||
Коробка передач |
||||
7.1. |
Корпус | Наличие трещин, деформация, течь масла |
Не допуск. |
ВИК, УЗК, ПВК |
7.2. |
Опоры | Наличие трещин, деформация | ||
Гидросистема |
||||
8.1. |
Масляный насос | Наличие течи масла |
Не допуск. |
ВИК |
8.2. |
Предохранительный клапан | Срабатывание при давлении отличном от (8,5±0,1) | ||
8.3. |
Силовые цилиндры | Наличие течи масла, деформация корпуса | ||
8.4. |
Трубопроводы | Наличие течи масла |
Подводя итоги, еще раз отметим важность периодического технического освидетельствования опасных производственных объектов. Это мероприятие направлено на снижение аварийности на предприятиях, в связи с чем при проведении экспертизы промышленной безопасности необходимо неукоснительно следовать нормативной документации и установленной последовательности процедуры.
Библиографический список
- Федеральный закон №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. с изм. от 31.12.2014г.
- Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твёрдых полезных ископаемых», утверждены постановлением Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.12.2013г.
- ГОСТ 18442-80 «Контроль неразрушающий. Капиллярные методы. Общие требования».
- ГОСТ 22727-88 «Прокат листовой. Методы ультразвукового контроля».
- РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю».
- РД 10-112-2-97 «Методические указания по проведению обследования портальных кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации».
- РД РОСЭК 006-97 «Машины грузоподъемные. Конструкции металлические. Толщинометрия ультразвуковая. Основные положения».