Глобализация мировой экономики – это сложная, многоаспектная проблема, не имеющая однозначного толкования. Она заключается в преобразовании мирового пространства в единую экономическую, правовую и культурно-информационную зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, идеи и их носители, развиваются современные институты и механизмы их взаимодействия между собой.
Развитие мировой экономики в настоящее время складывается под растущим влиянием глобальных экономических проблем. Они касаются всего человечества, затрагивают интересы всех государств и социальных слоев, приводят к значительным социально-экономическим потерям, а в случае обострения могут угрожать самому существованию современной цивилизации. Наиболее важными из них являются проблемы, связанные с социально-экономическими и военно-политическими отношениями между странами, которые в настоящее время значительно обострились в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на востоке Украины. Последние действия, в свою очередь, привели к вводу санкций со стороны Евросоюза. Официально причина ввода такого рода ограничительных политических и экономических мер была дана в Декларации по результатам саммита G7 2015 года:
«We recall that the duration of sanctions should be clearly linked to Russia’s complete implementation of the Minsk agreements and respect for Ukraine’s sovereignty. They can be rolled back when Russia meets these commitments. However, we also stand ready to take further restrictive measures in order to increase cost on Russia should its actions so require» [5, с. 8].
Однако, первый пакет санкций со стороны США, Евросоюза, Австралии, Новой Зеландии и Канады был введен еще в середине марта 2014 года, после признания Россией итогов общекрымского референдума, провозглашения независимости Республики Крым и её вхождения в состав России. После чего он был неоднократно расширен. А в конце июня текущего года Совет Европейского союза официально подтвердил продление экономических санкций до 23 июня 2016 года.
Под санкции со стороны ЕС прежде всего попали российские госбанки и нефтяная отрасль. Ряду российских компаний был ограничен доступ к рынкам капитала. Под запрет попали поставки оборудования и оказание услуг для глубоководной разведки и работ в Арктике. Кроме того, были приняты санкции в отношении оборонного сектора России. Наиболее подробно эти меры приведены в таблице 1 [1].
Таблица 1. Экономические санкции ЕС против России и ответные меры РФ
Время введения |
Санкции со стороны ЕС |
Ответные действия России |
Апрель |
Резолюция Европарламента с рекомендацией отказаться от прокладки газопровода «Южный поток» | |
Май |
Отказ официальных представителей ЕС от участия в конференции «Энергетический диалог Россия-ЕС: газовый аспект» |
|
Июль |
Прекращение финансирования ЕИБ новых проектов в России; Приостановление ЕБРР инвестирования в РФ; Ограничение экспорта товаров двойного назначения и предоставления связанных с этим услуг; поставок вооружений и военной техники; экспорта определенных видов техники для нефтяной промышленности.
Секторальные санкции: Запрет компаниям из стран ЕС инвестировать в проекты инфраструктуры, добычу нефти, газа, |
Запрет на закупку отдельных видов зарубежной продукции машиностроения для государственных и муниципальных нужд |
минерального сырья; поставлять оборудование, оказывать финансовые и страховые услуги предприятиям этих отраслей; проводить операции с ценными бумагами (со сроком погашения более 90 дней), выпущенными после 1 августа 2014 г. российскими контрагентами с участием государства в капитале более 50% | ||
Август |
Запрет импорта отдельных видов с/х продукции, сырья и продовольствия из стран, которые приняли санкции против РФ; Ограничение государственных закупок товаров легкой промышленности | |
Сентябрь
|
Запрет прямо или косвенно поставлять товары и технологии двойного назначения для 9 предприятий военно-промышленного комплекса; Запрет на передачу техники для освоения глубоководных, арктических и сланцевых месторождений нефти; Расширение ограничений для российских госбанков; | |
Октябрь |
Присоединение Албании, Исландии, Лихтенштейна, Норвегии, Черногории и Украины к санкциям в отношении нефтяной промышленности, авиастроения и оборонного комплекса | Компания «Роснефть», банки Сбербанк, ВТБ, ВЭБ подали иски в Суд ЕС о признании незаконными санкций против них |
Ноябрь |
Присоединение Швейцарии к экономическим санкциям |
Ответные действия России во многом основываются на продовольственном эмбарго - запрете ввоза в Россию «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государствами, вводившими экономические санкции в отношении российских юридических и физических лиц в 2014-2015 г. В августе в список такой продукции попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи.
Под действие эмбарго попали: страны Европейского союза, США, Австралия, Канада, Норвегия. Под эмбарго не попали: Новая Зеландия, Япония, Швейцария, зависимые от Дании Фарерские острова и Гренландия (в отличие от самой Дании, они не входят в ЕС) [8].
Санкционные меры оказали различное влияние как на государства, против которых они были введены, так и на страны, принимавшие решение об их введении. Это объясняется различными способами. Как правило, ущерб для крупных экономик, налагающих санкции, несуществен и обычно не превышает 1% ВНП. Однако если ежегодный прирост ВВП составляет порядка 1%, как в ЕС и России, то введение санкций может привести к отрицательной динамике роста для обеих сторон. [2, с. 50-51]. Так, Германия является крупнейшим торговым партнёром России. От торговли с ней зависят около 300 000 рабочих мест в Германии. Но в связи с введением санкций немецкий экспорт в Россию в 2014 году упал почти на 20%, при этом наибольшие убытки приходятся на машиностроительные компании. Тем не менее, это почти не повлияет на немецкую экономику в целом, так как доля России в суммарном внешнеторговом обороте Германии составляет менее 4 % [3]. Кроме того, от санкций пострадали вооруженные силы Греции, использующие такие российские системы оружия, как «Тор-М1» и C-300. А потери Литвы от взаимных санкций были оценены в 0,8 % от ВВП. Что касается Российского продовольственного эмбарго, то введенные Россией контрасанкции спровоцировали сокращение экспорта французских сельскохозяйственных и продовольственных товаров на 23%, в 2014 году он составил лишь 586 миллионов евро против 760 миллионов в 2013 году [4]. В 2015 году эта тенденция продолжается. Так, французская таможня отмечает сильный спад продаж мясной и молочной продукции, тогда как ранее Россия была ее крупнейшим рынком сбыта. Санкции России вызвали резкое падение цен на продукты питания в Германии. По видам продукции наблюдается: салат упал в цене на 44 %, тыква, баклажаны и кукуруза — на 36,4 %, помидоры — на 35,2 %, огурцы — на 32,7 %, виноград — на 28,9 %, клубника и малина — на 27,5 % [7]. В целом, немецкие фермеры в 2014 году потеряли 600 миллионов евро. Таким образом, создав избыток предложения в ряде европейских стран и усилив между ними конкуренцию, российское эмбарго вскрыло глубокий кризис в сельскохозяйственной отрасли всей Европы.
Несмотря на это, взаимные санкции сильно ударили и по Российской экономике. Были сокращены поставки 17 из 20 крупнейших стран-экспортеров России. К 2014 году импорт в Россию сократился на 9,2%, или почти на $29 млрд. А к началу 2015 года ввоз товаров сократился более чем на 19% и составил всего $68,6 млрд. Динамика сокращения импорта представлена в таблице 2 [9].
Таблица 2. Основные группы потребительских товаров, млн. долл. США
2014 год |
Падение/рост к 2013 году |
IV квартал 2014 года |
Падение/рост к IV кварталу 2013 года |
|
Лекарства |
10 107 |
-13,10% |
2 488 |
-21,20% |
Овощи, фрукты, ягоды |
9 221 |
-7,40% |
2 077 |
-27,60% |
Одежда |
8 245 |
-5,60% |
1 534 |
-21,60% |
Мясная продукция |
5 307 |
-15,20% |
1 531 |
-19,20% |
Обувь |
3 681 |
-19,60% |
537 |
-31,80% |
Бытовая техника |
3 559 |
-20,00% |
839 |
-24,50% |
Молочная продукция |
2 947 |
-17,50% |
482 |
-53,90% |
Алкоголь |
2 658 |
-12,30% |
830 |
-27,20% |
Рыба |
1 956 |
-4,50% |
571 |
-20,90% |
Все потребительские товары |
73 871 |
-9,90% |
17 794 |
-20,00% |
В 2014 году импорт продовольственных товаров сократился почти на 10%, при этом в четвертом квартале падение достигло 20%. Наибольшее свое отражение в течение 2014 года взаимные санкции наши в сфере поставок овощей и фруктов, рыбы и молочной продукции. Ввоз последней, в свою очередь, к концу 2014 года сократился вдвое, по сравнению с IV кварталом 2013 года.
Сокращение импортных поставок продовольственных товаров успели ощутить большинство россиян: только по данным Росстата, рост цен на продовольственные товары в 2014 году составил 15,4%, а за январь 2015-го – еще на 5,7%. Кроме того, повышение цен связано не только с ограничением импорта. Экономические санкции, отрицательно влияющие на возможность получения российскими банками доступных кредитов, провоцируют инвестиционный спад в стране и ослабляют курс рубля. С августа по октябрь 2014 года рубль оказался наиболее стремительно падающей валютой среди 170 мировых валют. Таким образом, с начала 2014 года рубль подешевел на 17,5%. Обменный курс к доллару США вырос с 32,65 руб. до 46,63 руб., а к евро – с 45 руб. до 58,06 руб (рис.1) [6].
Рис. 1 Динамика курса доллара к рублю за 2013—2015 годы
Самое крупное падение официального курса рубля к доллару в 2014 г. было отмечено 18 декабря (с 61,15 до 67,79 рубля за доллар; 10,86%). Крупнейшее падение официального курса рубля к евро в 2014 г. произошло также 18 декабря (с 76,15 до 84,59 рубля за евро; 11,08%). На 1 января 2015 г. ЦБ РФ установил курс доллара в размере 56,24 рубля, евро – 68,37 рубля (падение курса рубля с начала 2014 г. составило 72,2 и 51,7% соответственно).
Из-за девальвации рубля инфляция на текущий период возросла до 15,7% в годовом выражении. В 2015 году наиболее подорожали непродовольственные товары – показатель был самым высоким за последние 14 лет, с 2001 года.
Анализ проведения экономических санкций позволяет сделать следующие выводы. Евросоюз выбирает в качестве мишени бюджетообразующие виды экономической деятельности РФ. В свою очередь, России практически нечего противопоставить странам ЕС в войне экономических санкций. Во многом эффект от проведенных совокупных санкционных мер еще недооценен. Отложенный эффект экономических санкций со стороны ЕС Россия в полной мере ощутит через год-полтора. Важно добавить, что первопричиной нынешнего состояния экономики России являются не только ограничивающие действия со стороны других государств, но и сама Российская хозяйственная модель, уже исчерпавшая себя. Именно поэтому Россия должна рассматривать обозначенную проблему и как внутреннюю, и в рамках глобальных экономических проблем. По нашему мнению, только международное сотрудничество в совокупности с внедрением элементов рыночной модели экономики и применением средств налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики помогут России укрепить курс рубля, улучшить торговые отношения с другими странами и выдвинуть национальную экономику в лидеры по многим макроэкономическим показателям.
Библиографический список
- European Parliament, 2014; Council Regulation No 833/2014 of 31 July 2014 // Official Journal of the European Union.
- Hufbauer G. C., Schott J. J., Elliott K. A., Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy [Text] / G. C. Hufbauer, J. J. Schott, K. A. Elliott. – 2nd ed. Washington, DC: Peterson Institute for International EconomicsInternational Economics, 1990.
- Kaiser T., Sanktionen : Deutsche Wirtschaft kann auf Russland verzichten [Text] / T. Kaiser. – Nachrichten Wirtschaft – DIE WELT, 2014.
- La Croix: российское эмбарго вскрыло глубокие проблемы рынка ЕС [Статья]. Режим доступа: http://ria.ru/world/20150728/1150889952.html (Дата обращения: 24.10.2015).
- Leadersʼ Declaration G7 Summit, 7–8 June 2015.
- Динамика курса рубля к доллару и евро в 2014-2015 гг. Информационное агентство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/info/1889272 (Дата обращения 21.10.2015).
- Информационно-справочный портал Берлина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://berlin24.ru (Дата обращения 23.10.2015).
- О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
- ФТС, расчеты РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/special/economics/04/03/2015 (Дата обращения 23.10.2015).