РАЗВИТИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В КИТАЕ

Тужилин Алексей Дмитриевич
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Аннотация
В настоящее время Китай является одной из лидирующих стран в мировой экономике, достигнув невероятных результатов всего за 30 лет экономических реформ. По мнению большинства экономистов, одним из факторов подобного экономического чуда является создание особых экономических зон. Благодаря функционированию ОЭЗ в Китай было привлечено огромное количество инвестиций, китайские компании переняли не только производственный, но и управленческий опыт. В настоящей работе рассмотрены история развития и особенности функционирования специальных экономических зон в Китае – локомотива развития экономики КНР.

Ключевые слова: Китай, особые экономические зоны


THE DEVELOPMENT OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN CHINA

Tuzhilin Alexey Dmitrievich
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Abstract
At present, China is one of the leading countries in the world economy, reaching incredible results in just 30 years of economic reform. According to most economists, one of the factors of this economic miracle is the creation of special economic zones. Through the functioning of SEZ in China were attracted a huge amount of investment, Chinese companies took over not only the production but also management expertise. This paper discusses the history of the development and especially the functioning of special economic zones in China - the engine of China's economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тужилин А.Д. Развитие особых экономических зон в Китае // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62513 (дата обращения: 29.03.2024).

Введение.

Наиважнейшей целью создания специальных экономических зон является привлечение прямых инвестиций в экономику страны, создание благоприятных условий для развития компаний. Можно утверждать, что специальные экономические зоны стали одним из ключевых факторов экономического роста КНР в 20-21 веке.

В настоящее время Китай является одной из лидирующих стран в мировой экономике, достигнув невероятных результатов всего за 30 лет экономических реформ. Опыт Китая в создании особых экономических зон бесценен для мировой экономики. Тема специальных экономических зон является объектом изучения экономистов со всего мира.

Роль СЭЗ в экономике Китая

 Не существует конкретного определения понятия особых (специальных) экономических зон, хотя бы потому, что создание каждой специальной экономической зоны преследует уникальную цель. Можно выделить основные факторы, характерные для большинства ОЭЗ:

  • обособленная территория;
  • предоставление экономических преференций определенным категориям компаний с целью развития национальной экономики;

Одним из ключевых факторов успеха функционирования специальных экономических зон является стабильность политической системы в стране, выступающей гарантом безопасности вложенных инвестиций. В этом аспекте Китай имеет преимущества, являясь страной со стабильной, жестко регулируемой политической системой, способной обеспечить безопасность прямых инвестиций, имея для этого политическую волю и необходимые механизмы воздействия, например, эффективную судебную систему. Не менее важным фактором успеха той или иной экономической зоны является наличие долгосрочной стратегии развития региона – необходима продуманная кластерная система развития территорий с учетом их географического положений и территориальных особенностей. К целям создания специальных экономических зон в Китае можно отнести:

  • приток капитала;
  • сокращение безработицы, рост экспорта;
  • стимулирование экономического роста и роста потребительских доходов;
  • кластерное развитие территорий;
  • привлечение и освоение современных технологий, как производства, так и управления;
  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий; ускорение внедрения результатов НИОКР;
  • концентрация научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний. [1]

Китай использовал СЭЗ в качестве экспериментальной площадки для освоения

новых методов регулирования экономики и методов хозяйствования. Создание ОЭЗ и политика открытости являются лишь частью экономических реформ, начатых в 1978 году.

Руководство КНР проводило политику открытости, предполагающую привлечение иностранного капитала и предоставление иностранным инвесторам более выгодных условий, чем национальным. Решение о создании экспериментальных экономических зон было принято в рамках проведения реформ. 6 июня 1979 года партийный комитет провинции Гуандун предложил создать специальные экспортные зоны в городах Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу. В 1980 году экспортные зоны в этих городах были изменены на особые экономические зоны, в то же время были открыты еще две особые экономические зоны в городах Гуандун и Сямэнь. Выбор этих районов был не случайным: уровень жизни в них был крайне низким, жители этих регионов нуждались в скорейших изменениях. К тому же, важным фактором, повлиявшим на выбор именно этих территорий в качестве особых экономических зон был тот факт, что именно города Чжухай, Шэньчжэнь, Шаньтоу и Сямэнь являлись исторически сложившимися торговыми центрами.

Каждая из СЭЗ имеет свой уникальный путь развития. Зона Шэньчжэнь в настоящее время демонстрирует потрясающие темпы экономического роста – ВРП этой территории со времен ее основания увеличился со 190 миллионов юаней до 820 миллиардов. Примечателен тот факт, что первая китайская фондовая биржа была создана именно в Шэньчжэне. ОЭЗ Чжухай ориентирована на развитие высоких технологий и защиту окружающей среды. Решение о развитии этих было принято в 1983 году. Главной целью создания зоны Шаньтоу является реструктуризация государственных предприятий и изменение способов экономического развития. Зона Сямэнь, расположенная в провинции Фуцзянь, была создана для особой задачи – развитие экономических взаимоотношений с Тайванем. Для данной ОЭС было разработано местное законодательство, регламентирующее общие принципы заимодействия, а также механизмы предоставления особых преференций и льгот тайваньским компаниям. К 1984 году руководство Китая открыло для иностранных инвестиций 14 прибрежных городов: Вэньчжоу, Далянь, Циньхуандао, Нинбо, Тяньцзинь, Яньтай, Циндао, Чжаньцзян, Ляньюньган, Фучжоу, Бэйхай, Наньтун, Шанхай, Гуанчжоу. Начиная с 1985 Правительство основало новые особые экономические зоны, включающие следующие территории Китая: Ляодунский полуостров, дельты рек Янцзы, провинция Хэбэй, Гуанси, полуостров Шаньдун, Чжуцзян. Начиная с 1986 года было принято решение о начале регулирования притока инвестиций в отдельные отрасли экономики. Основной задачей такой политики было стимулирование притока инвестиции в экспортно-ориентированную и высокотехнологичную отрасли. Высшим руководством КНР было принято Положение о поощрении иностранных инвестиций, согласно которому принимались меры стимулирования развития приоритетных отраслей – предприятиям, ориентированным на экспорт своей продукции за рубеж предоставлялись дополнительные льготы. В качестве основных задач, стоящих перед Правительством было создание необходимой инфраструктуры, необходимой для развития строящихся в ОЭЗ предприятий.

Дальнейшим этапом развития специальных экономических зон стало создание

особых открытых для инвестиций районов. В 1990 году такой статус получил район «Pudong» в центре Шанхая, а также несколько городов, расположенных на берегах реки Янцзы. Шанхайский район «Pudong» стал главным финансовым центров Китая. Новые районы были ориентированы на развитие на их территории компаний, работающих в финансовых и консалтинговых секторах экономики. Следующим этапом стало открытие большого количества прибрежных городов, а также столиц провинций и автономных районов. Это произошло в 1992 года по решению Государственного Совета. В городах были открыты следующие зоны:

- 15 зон свободной торговли;

- 32 зоны экономического и технологического развития;

- 53 зоны, направленные на развитие высоких технологий.

После вступления Китая в ВТО начался новый этап развития специальных экономических зон. К этому времени экономика КНР имела высокие показатели роста и ряд конкурентных преимуществ перед другими странами. В следствии сложившейся конъюнктуры Китай снизил ограничения по списку отраслей, к которым могли бы получить доступ иностранные инвесторы – был открыт доступ в различные сферы услуг, в том числе постепенно были снижены ограничения для иностранных компаний работающих в банковском секторе.

Виды ОЭЗ в Китае.

В КНР существуют различные виды специальных экономических зон. В первую очередь различие заключается в целях их создания. Можно сказать, что ОЭЗ были в какой-то степени экономическим экспериментом руководства Китая, в ходе которого определялись наиболее эффективные методы управления экономикой. Проведение политики по созданию СЭЗ проходило постепенно, каждая создаваемая зона была уникальна и была направлена на решение своей задачи.

К преференциям для иностранных инвесторов – резидентов СЭЗ относились следующие условия:

- срок регистрации нового предприятия занимал не более 1 недели;

- ставка налога на прибыл была зафиксирована на уровне 15 %;

- возврат НДС;

- освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе оборудования;

Первый тип СЭЗ – это зоны технико-экономического развития, всего в Китае

насчитывается 54 ОЭЗ такого типа. В рамках этих зон создавались условия и вся необходимая инфраструктура для привлечения передовых зарубежных технологий и практик управленческого опыта ведущих мировых компаний, а также создание благоприятной инвестиционной среды. Такие специальные экономические зоны являлись базой для дальнейшего развития национальных высокотехнологических отраслей экономики. Зоны технико-экономического развития являлись одними из главных центров кластерного развития национальных производителей. В то же время важно отметить наличие ограничений на создание предприятий – одним из таких ограничений являлась стоимость проекта, которая не должна превышать сумму в 30 миллионов долларов.

Второй вид специальных экономических зон– зоны приграничного экономического сотрудничества. В настоящий момент функционирует 15 зон приграничного экономического сотрудничества.

Третий вид особых экономических зон – бондовые зоны, функционирующих по принципу зон свободной торговли. Всего в Китае насчитывается 15 зон подобного типа. Резиденты бондовых зон имеют наибольшее количество льгот, по сравнению с другими ОЭЗ. В подобных экономических зонах существуют другие механизмы таможенного и валютного контроля, характеризующиеся большей гибкостью, чем на остальных территориях Китая, отсутствуют ограничения на оборот иностранной валюты.

Четвертый вид ОЭЗ – это зоны высокотехнологичного производства, основная задача которых сводится к привлечению высокотехнологичных зарубежных компаний и создание совместных производств для перенятия опыта, научно-технических достижений. Льготы, которые получают иностранные предприятия, работающие в зонах подобного типа субсидируются Министерством науки и технологий Китая. В настоящее время в Китае функционируют 53 зоны высокотехнологичного производства.

Пятый вид ОЭЗ – зоны экспортной обработки, созданные в 2000 году. На территориях этих зон открываются предприятия экспортной обработки, а также объекты, необходимые для обслуживания предприятий этой отрасли.

К шестому типу СЭЗ относятся открытые города. В 1984 году было создано 14

зон подобного типа, а к 1992 такой статус приобрели все столицы провинций и города в приграничных районах. Отличительной особенностью от всех остальных

специальных зон является наличие расширенных полномочий у местных органов управления – так местные власти имеют право проводить собственную независимую экономическую политику, на местном уровне принимать необходимые законы и поправки к ним, самостоятельно проводить политику касательно привлечения иностранных инвестиций – предоставлять дополнительные преференции.

Последний тип СЭЗ – свободные торговые зоны. Первой свободной торговой

зоной стал район Pudong в Шанхае, а к 1990 году такие свободные торговые зоны были созданы в Гуанчжоу, Шэньчжэне и Шаньтоу. Экспортируемые товары облагались более низкими налогами по сравнению с товарами для продажи на внутреннем рынке Китая, ввозимые с территорий свободных торговых зон.

Влияние развития ОЭЗ на динамику роста основных экономических показателей Китая.

После создания экономических зон в 80ые годы наблюдалась следующая отраслевая структура привлеченных инвестиций: около 80% вложений было направлено на строительство инфраструктуры, легкую и тяжелую промышленность, ресурсодобывающие отрасли – добыча нефти и угля, 16,2% пришлось на сферу услуг и 3,8% – на сельское хозяйство.[2]

Создание в Шанхае нового открытого района Pudong, ставшего в дальнейшем финансовым центром всего Китая привело к значительному росту притока иностранных инвестиций. Темпы роста ПИИ в 1992 и 1993 годах составили 252% и 249,9%. Для иностранных инвесторов стала доступна сфера страхования и банковских услуг, в Шанхае была создана фондовая биржа. В 2003 году отраслевая структура инвестиций выглядела следующим образом: первое место занимала горнодобывающая промышленность – 36,9 млрд. долл, на втором месте – сектор финансовых услуг – 5,2 млрд. долларов, третье место – недвижимость – 3,1 млрд. долл.[3]

После длительного периода предоставления значительных льгот власти Китая

стали постепенно менять подход к специальным экономическим зонам, постепенно

снижая их привлекательность для иностранных инвесторов и предоставляя благоприятные условия для национальных компаний. Проводимая в течении 30 лет политика открытости внесла значительный вклад в развитие национальной экономики Китая, сформировав мощную базу для дальнейшего стабильного роста.

Второй по счету, но не по значению задачей стоявшей перед специальными экономическими зонами было стимулирование развитие международной торговли и

развитию экспортно-ориентированных отраслей экономики. Эксперты с уверенностью констатируют, что эта задача была решена.

На первом этапе развития особых экономических зон инвесторы вкладывали деньги в быстро окупаемые проекты, большую долю в экспорте занимали товары первичной обработки.  На дальнейших этапах развития ОЭЗ наблюдался рост более технологичных отраслей экономики, значительно увеличился импорт.  В настоящее время очевидно, что проводимая политика открытости была правильной и эффективной. К концу 80-ых годов торговый баланс СЭЗ сбалансировался и составил 10,6 млрд. долларов. К этому времени изменилась и отраслевая структура экспорта Китая – сократился экспорт товаров первичной обработки и увеличился экспорт готовой продукции. Следующие значимые изменения произошли после открытия новых экономических зон в начале 90-ых годов. После вступления КНР во Всемирную торговую организацию были либерализованы многие отрасли экономики, что стимулировало не только приток капитала в страну, но и увеличение темпов роста экспорта и импорта. В 2001 году темп рост роста экспорта возрос с 7,08% до 22,01%, а темп роста импорта увеличился с 8,3% до 20,84%.  C 2001 по 2008 год абсолютный прирост экспорта составил 1,27 млрд. долл. Как видно из приведенных данных, специальные экономические зоны внесли значительный положительный вклад в развитие экономики Китая, задача, стоявшая в начале проведения реформ была выполнена.

Современный этап и перспективы ОЭЗ.

На настоящем этапе специальные экономические зоны утрачивают свое первоначальное предназначение – привлечение иностранного капитала. Для иностранных инвесторов экономические преференции сводятся на нет, нивелируется разница между налоговой политикой для иностранных и национальных компаний. Руководством Китая постоянно корректируется список приоритетных отраслей, а также отраслей в которых запрещено создание новых предприятий с иностранным капиталом.

К приоритетным направлениям политики Китая относится повышение качества жизни населения, снижение разницы в доходах, повышение уровня образования -

формирование среднего класса. Кроме того, экономика, развивающаяся по интенсивному пути не может основываться только на зарубежных научных достижениях, поэтому КНР взял курс на отечественные инновации и развитие национального сектора НИОКР. Так же будет осуществляться переход от неравномерного развития города и деревни к урбанизации и развитию отстающих провинций. Для этого руководство Китая снижает инвестиционную привлекательность регионов с развитой экономикой, предлагая большее количество льгот в отсталых провинциях. Для того чтобы сохранить конкурентные преимущества компании переносят свои производства в другие регионы, новые ОЭЗ, таким образом способствуя развитию территорий, повышению уровня жизни населения. Все больше и больше компаний ориентируются не на экспорт своей продукции за рубеж, а на реализацию на внутреннем рынке. На повестку дня встает вопрос о поддержке национальных производителей и снижении преференций для компаний с иностранным капиталом, в тех отраслях, в которых китайские предприятия могут конкурировать на равных.

В связи со сменой экономической стратегии Китая, меняется и стратегия привлечения иностранного капитала. Все сферы экономики поделены на следующие 4 категории с точки зрения привлечения китайских инвестиций

• поощряемые, в которые входят:

  1. развитие сельского хозяйства
  2. транспорт
  3. энергетика
  4. инфраструктурное строительство
  5. электроника
  6. машиностроение
  7. легкая промышленность
  8. проекты комплексного использования природных ресурсов
  9. экспортные отрасли

• разрешенные

• ограничиваемые

• запрещенные

Для Китая на первое место выходят качественные показатели привлеченных инвестиций, нежели количественные. В первую очередь Китай приветствует привлечение инвестиций с целью дальнейшего заимствования передовых технологий, а также перенятия опыта и повышения квалификации кадров. Так же прослеживается смещение приоритетов относительно отраслей экономики, на первый план выходят сферы, относящиеся к первичному и вторичному секторам экономики, такие как сфера услуг, энергосбережение, биотехнологии, фармацевтика, телекоммуникации, а также многие другие.

Заключение.

Формирование специальных экономических зон дало сильнейший толчок развитию всей экономики Китая. В результате политики открытости Китаю удалось привлечь огромное количество зарубежных инвестиций, необходимых для формирования основы национальной экономики. Особые экономические зоны создавались в специально выбранных регионах, многие из которых имели очень низкий уровень развития. В течении 30 лет уровень жизни в этих регионах значительно возрос, СЭЗ стали региональными центрами, точками экономического роста, стимулирующие развитие соседних регионов.

По средствам создания ОЭЗ Китай перенял международный опыт в различных сферах – не только экономике, но также и управлении, образовании. Специальные экономические зоны стали отличными площадками для проведения экономических экспериментов, снижая риски неправильных реформ, если бы они проводились в масштабах всей страны. В целом, создание экономических зон было своевременным и эффективным решением – в дальнейшем, ОЭЗ выступили локомотивом развития многих территорий Китая.


[1] Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М: Юнити, 2005 – 14-15с.

[2] Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. – М.: Квадрига, 2010 – 578с.

[3] Дин Жуджунь, Ковалев М.М., Новик В.В. / Феномен экономического развития Китая. – Минск: Издательский центр БГУ, 2008 – 298с.


Библиографический список
  1. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики. – М.: Квадрига, 2010
  2. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М: Юнити, 2005
  3. Портяков В. Я. Экономические реформы в Китае (1979—1999 гг.). — М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2002. — 178 с.
  4. Панкадж Гемават. Мир 3.0: Глобальная интеграция без барьеров. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 415 с.
  5. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 194.
  6. Я. Бергер, В. Михеев Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2005. – №1. – с.110


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тужилин Дмитрий Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация