Мировое сообщество переживает в последние десятилетия процесс инновационного обновления, которое оказывает все более усиливающееся позитивное воздействие на динамику и качество экономического роста.
Для определения сущности и функций национальной инновационной системы следует обратиться к теории систем. Ю.П.Сурмин, автор широко цитируемого учебного пособия, пишет: «Выделение и построение системы осуществляется так: ставится цель, которую должна обеспечить система; определяется функция (или функции), обеспечивающая выполнение функции. Цель представляет собой состояние, к которому направлена тенденция движения объекта. Цель обычно возникает из проблемной ситуации, которая не может быть разрешена наличными средствами. И система выступает средством разрешения проблемы»[1] (рис.1. 1).
Рис.1.1. Конструирование системы
Изучение часто цитируемых публичных ученых позволило систематизировать определения понятия «национальная инновационная система», используемые в международной практике и учеными Узбекистана, стран СНГ. Проведенные исследования эволюции понятия «национальная инновационная система» и анализ современных подходов к определению данного понятия позволили сформулировать следующие выводы.
Во-первых, до настоящего времени нет единого, общепризнанного понятия «национальная инновационная система». Отсутствие общих взглядов обуславливает различные подходы к методологии формирования национальной инновационной системы и её составляющих.
Во-вторых, к настоящему времени существует не три основные трактовки понятия «национальная инновационная системы», как считают Е. В. Моргунов и Г. В. Снегирев (совокупность институтов; комплекс сопряженных экономических механизмов и видов деятельности; часть национальной экономической системы[2], и не четыре, как полагает С. П. Лапаев (совокупность различных элементов и составляющих; комплекс мер и механизмов; инструмент экономической политики государства; объект управления (со стороны государства))[3].
В общей совокупности подходов к определению национальной инновационной системы можно выделить восемь направлений и соответственно авторов, придерживающихся данных направлений. Таким образом, национальную инновационную систему определяют:
• как совокупность (набор) институтов: Р. Нельсон, Н. Розенберг[4]; С. Меткалф[5]; Н.И. Иванова[6]; Е.В. Моргунов, Г.В. Снегирев[7]; С.В. Шапошникова[8]; К.И. Курпаяниди[9]; Ш.С. Абдуллаев, А.М. Садыков;[10] М.К. Файзуллоев[11] ;
• как совокупность (набор) институтов и различных элементов и составляющих: Ч. Эдквист, Б.-О. Лундвалл[12]; П. Патель, К. Пэвитт[13]; С. Фейсон[14]; Е.М. Бабосов [15]; Р.И. Хансевяров [16];
• как сеть учреждений (организаций, структур) и целевых (направленных) видов деятельности: К. Фримен [17]; Х. Ниоси, П. Савиотти, Б. Беллон, М. Кроу[18]; В.С. Бочко, Е.Г. Анимица, В.Н. Белкин[19]; И.Г. Дежина, Б.Г. Салтыков[20]; О.Г. Голиченко [21]; Е.Л. Савина[22]; авторский коллектив ученых МГИМО[23]; Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов[24]; С.П. Лапаев[25]; Ф.Г. Касумов, А.Д. Гусейнова[26];
• как различные элементы, составляющие и взаимодействие между ними: Б.-О. Лундвалл[27]; Н.Ф. Чеботарев[28]; В.Е. Сактаев, С.Р. Халтаева[29];
• как часть национальной экономической системы: Ю.С. Емельянов[30];
• как тройную спираль (концепция производства знаний: университет -правительство – бизнес (предприятия, промышленность), сформулированная Г. Ицковицем и Л. Лидседорфом в 2000 г.): А. Гото[31]; Н.И. Иванова[32];
• через широкое толкование, включающее междисциплинарный подход: Ч. Эдквист[33]; Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец[34]; И.Г. Салимьянова[35];
• через социальный капитал: К. Фримен, рассматривающий национальную инновационную систему как «социальную способность нации к техническим изменениям»[36]; Б.-О. Лундвалл, Б. Джонсон, Е.С. Андерсен, Б. Далум, при рассмотрении национальной инновационной системы самостоятельно исследовавшие «взаимодействие четырех видов капитала: производственный, природный, интеллектуальный и социальный»[37]; Б.-О. Лундвалл, отмечающий, что ученые критикуют «… широкие подходы к национальной инновационной системе, поскольку при широком подходе национальная инновационная система включает практически все, что есть в государстве. Необходимо рассмотреть и социальный капитал»[38]; Б.-О. Лундвалл, Б. Грегерсен, Б. Джонсон, Е. Лоренц, основывающиеся на рассмотрении национальной инновационной системы как взаимодействия пользователей и производителей в связи с развитием новых продуктов[39].
В-третьих, при рассмотрении национальной инновационной системы, только зарубежные авторы детально исследуют прилагательное «национальная», но не включают в определение национальной инновационной системы какие-либо характеристики государства как особого правового порядка на определенной территории. Ученые Узбекистана прилагательные «национальная» и «государственная» рассматривают как слова синонимы, без акцента на их связи и различия. По существу, ученые как синонимы используют и понятия «национальная инновационная система» и «инновационная система».
Ни одно из предлагаемых определений национальной инновационной системы, как зарубежных, так и отечественных ученых, не содержит характеристик государства или национальных особенностей, подразумевая, что именно состав и характеристика институтов, различных элементов и составляющих, механизмов взаимодействия в национальной инновационной системе или государственной политике и позволят выделить особенности национальной инновационной системы для каждого государства.
В-четвертых, в некоторых предлагаемых определениях детально рассматривается (прописывается) процесс «управления знаниями», в некоторых исследованиях знания связываются с технологиями или просто выделяется технологический процесс.
На процессе управления знаниями акцентируют внимание: Б.-О. Лундвалл[40], Ч. Эдквист[41], Н.И. Иванова[42], Ю.С. Емельянов[43].
Технологический процесс выделен в работах К. Фримена[44]; Е.В. Моргунова[45], И.Г. Салимьяновой [46].
Процесс управления знаниями и технологиями рассмотрен следующими учеными: С. Меткалф[47]; Н.Ф. Чеботарев[48]; К. Фримен[49]; В.С. Бочко, Е.Г. Анимица, В.Н. Белкин[50]; О.Г. Голиченко[51], Е.Л. Савина[52], Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов[53], М.К. Файзуллоев[54], С.П. Лапаев[55], Р.И. Хансевяров[56].
В-пятых, с течением времени ученые развивают свои взгляды на понимание национальной инновационной системы. Так, К. Фримен в 1987 г. рассматривает национальную инновационную систему как сеть учреждений[57], а в работе 2002 г. как социальную способность нации к техническим изменениям[58]. Б.-О. Лундвалл в работе 1992 г. под национальной инновационной системой понимает элементы и отношения[59], а в работе 2011 г. акцент ставит на взаимодействии пользователей и производителей в связи с развитием новых продуктов и т.д.[60]. В конкретном случае можно привести высказывание Б.Н. Кузыка относительно экономики национальной безопасности: «Оптимальной является такая структура экономики национальной безопасности, которая соответствует исторически сложившимся потребностям и возможностям данного государства, способна воспроизводиться, видоизменяясь и совершенствуясь в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий развития»[61].
Параллельно с анализом научных взглядов ученых было проведено исследование нормативных правовых актов по тематике «национальная инновационная система» Республики Узбекистан и стран Содружества Независимых Государств (СНГ). Страны СНГ были выбраны как бывшее постсоветское пространство (СССР), на территории которого осуществлялась единая научно-техническая политика, а с обретением самостоятельности страны СНГ, так же как и Узбекистан, сами стали определять направления своего социально-экономического развития.
Анализ позволил сформулировать следующие выводы.
Во-первых, к настоящему времени нормативная правовая база Республики Узбекистан не содержит официальное определение «национальная инновационная система», это определение присутствует в Концепции инновационного развития Республики Узбекистан до 2020 г. как «совокупность организаций (структур), институтов, взаимосвязи знаний и технологий с учетом всех сфер экономики и общественной жизни»[62].
Во-вторых, термин «национальный» в правовой базе Республики Узбекистан используется крайне редко.
В законодательных актах РУз «национальный» присутствует в законах: «Об образовании»[63], «Об обороне»[64], «О национальной программе подготовке кадров»[65].
Слово «национальный» часто используют в сочетании со словом «интерес». По нашему мнению, национальные интересы Узбекистана понимаются как комплекс макроэкономических и макрополитических задач государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции во взаимодействии с общественными организациями.
В-третьих, из бывших стран постсоветского пространства – 11 стран СНГ – самостоятельные документы по инновационному развитию страны имеют только Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. Определение национальной инновационной системы Республики Беларусь и Российской Федерации соответствует определению «инновационная система», изложенному в «The concept of innovative development of the Republic of Uzbekistan for 2012-2020»[66]. В Казахстане развитие национальной инновационной системы предусмотрено через региональные инновационные системы[67]. Кыргызстан определил только основные направления инновационного развития страны[68].
Анализ эволюции понятия и концепции «национальной инновационной системы», понятий национальной инновационной системы и теории систем позволили определить национальную инновационную систему в классификации категорий системного подхода (рис. 2).
Рис.2. Национальная инновацонная система в классификации категорий системного подхода
Национальная инновационная система в категории:
• понимания систем – это система-универсум, представляющая собой объединение системы и ее среды;
• свойств системы обладает: эмер-джентностью – несводимостью системы к свойствам элементов системы; открытостью – отсутствием полной изолированности от окружающей среды и наличие степеней свободы в поведении элементов;
• состояния системы – организационная упорядоченность системы в соответствии с системообразующими факторами;
• системного анализа: структурный анализ – анализ структуры системы как совокупности связей между частями, выяснение значения отдельного элемента для структурированного определенным образом целого; структурно-функциональный анализ – выделение элементов взаимодействия и определение их места и роли в функционировании системы;
• многообразия эффектов: интегративный эффект – появление новых качеств, присущих системе как целому; адаптивность – свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды; синергетический эффект – эффект умножения результата функционирования системы, который повышает сумму результатов функционирования ее отдельных составляющих;
• процессов: функционирование -действие системы во времени; управ- ление – приведение системы в состояние равновесия или достижения цели; интеграция – процесс и механизм объединения и связности элементов; адаптация – приспособление системы к окружающей среде без потери своей идентичности;
• отражения системы: информация -сведения, знания наблюдателя о системе, отражение ее меры разнообразия;
• окружения системы: окружающая среда – внешняя среда системы, или совокупность объектов, которые располагаются за границами системы, воздействуют на нее, но не принадлежат ей; внутренняя среда – совокупность объектов, которые находятся в границах системы, влияют на ее поведение, но не принадлежат ей.
Проведенный анализ позволил сформулировать авторское определение «национальной инновационной системы». Согласно мнению авторов настоящего исследования, национальная инновационная система - это сложная, открытая, динамическая, организованная система-универсум, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулирующая нормами права инновационную деятельность, внутреннюю и внешнюю институциональную среду для экономических субъектов с целью сохранения и увеличения национального богатства страны.
Ключевой проблемой всех стран является ускорение технологического развития мировой экономики, повышение конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность национальных инновационных систем. Исходя из этого целью является повышение уровня инновационной активности экономики. В настоящее время, вследствие сокращения срока реализации научных новшеств предпринимателям/предприятиям, необходимо оперативно реагировать на изменение национальных и мировых потребностей. Оперативное реагирование может обеспечить только временное преимущество, поскольку может быть использовано, скопировано, имитировано конкурентами как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Инновационная активность – наиболее гибкий индикатор состояния и конкурентоспособности национальной экономики.
Инновационная активность проявляется через инновационную деятельность экономических субъектов (физические и юридические лица), действующих в определенной институциональной среде.
У любой системы, в том числе национальной инновационной системы, есть определенные функции. Анализ работ ученых постсоветского пространства позволил насчитать около 30 функций национальной инновационной системы.
Зарубежные ученые более единодушны в выделении функций как инновационных систем, так и национальных инновационных систем. Ученый технологического университета Чалмерса (Швеция) А. Джонсон считает: «Цель инновационной системы – разрабатывать, распространять и использовать инновации. Основными функциями являются две, непосредственно связанные с инновационным процессом: 1) идентификация проблем, узких мест инновационной системы; 2) создание новых знаний. Третья функция связана с поддержанием инновационного процесса и включает: 3.1) обеспечение стимулов для инновационной деятельности; 3.2) предоставление необходимых ресурсов; 3.3) направление поиска, т.е. определение стратегических приоритетов; 3.4) определение потенциала для роста инноваций; 3.5) содействие обмену информацией и знаниями; 3.6) стимулирование и создание рынков инноваций; 3.7) снижение социальной неопределенности рынков, т.е. предотвращение или решение конфликтов между фирмами и физическими лицами; 3.8) противодействие сопротивлению изменениям, которые возникают в обществе при введении изменений, т.е. введение механизма легитимности для инноваций»[69].
М.П. Хеккерт и С.О. Негро в работе 2005 г. выделяют следующие функции: «1) предпринимательская деятельность; 2) развитие знаний (обучение); 3) диффузия знаний через сети, т.е. обмен инфор-маций; 4) руководство по поиску приоритетных направлений деятельности; 5) формирование рынка; 6) мобилизация ресурсов; 7) создание легитимности/ противодействия сопротивлению изменениям»[70]. В более поздней своей работе 2007 г. они еще раз доказательно ограничиваются именно перечисленными семью функциями[71].
Основываясь на том, что:
• «функция – (лат. function - исполнение, осуществление) – 1) предназначение; 2) деятельность, обязанность, работа»[72];
• «функции представляют собой направления активности системы, которая взаимодействует со средой»[73];
• «функции присущи системе и ее компонентам, причем функции системы есть интегрированный результат функционирования образующих ее компонентов»[74].
Можно сформулировать следующие выводы.
Во-первых, национальную инновационную систему наделяют рядом «чужих» функций. Так, например, формирование национальной инновационной политики; разработка и обеспечение нормативно-законодательной базы; выбор приоритетов в области инноваций, научных исследований и разработок и т.д. относятся к государственным функциям и функциям органов власти государства (которые имеют более конкретный характер). Далее, генерация знаний, распространение знаний, хранение знаний и т.д. относятся к системе образования.
Во-вторых, ни один автор не выделяет внутренних и внешних факторов национальной инновационной системы, несмотря на активное развитие в последнее время наднациональных и глобальных процессов в мировой экономике.
Как отмечает С.В. Кортов, «с точки зрения взаимодействия с окружающей средой инновационная система может быть:
• активно-адаптивной, т.е. достигать своей цели путем целевой трансформации среды;
• пассивно-адаптивной – видоизменять свою цель при изменении окружающей среды без целевого воздействия на среду;
• активно-пассивной, т.е. использовать обе стратегии»[75].
В-третьих, поскольку национальная инновационная система по категории многообразия эффектов обладает адаптивностью (свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды), политика и действия государства не должны приводить систему в кризисное состояние. Национальная инновационная система должна обладать функциями как «свойствами в динамике», приводящими к достижению цели даже в условиях изменяющегося состояния.
В табл. 1 отражены теоретические модели развития национальной инновационной системы, которые рассматривались правительством России как возможные к применению в стране:
• рыночная эволюционная с сохранением поддержки и финансирования системы научных исследований и технологических разработок;
• рыночная радикальная с поддержкой и финансированием только тех направлений в научных исследованиях и технологических разработках, которые необходимы для реализации функций самого государства;
• институциональная «достройка», предусматривающая развитие недостающих элементов и распространение новых форм инновационной деятельности;
• инновационно-активная – через механизм «предложение создает спрос» при минимальном участии государства.
Таблица 1 – Теоретические модели развития национальной инновационной системы (НИС) особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
МОДЕЛЬ |
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ |
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА |
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ |
ОСНОВНЫЕ РИСКИ |
Рыночная
эволюционная |
Платежеспособный
спрос формирует адекватное предложение |
1. Поддержка (безвозмездное субсидирование) системы производства научных
кадров, сферы фундаментальных исследований. 2. Снижение трансакционных барьеров на пути инноваций и стимулирование частного спроса на инновационную деятельность |
Структурные элементы
НИС создаются и развиваются под воздействием и в меру развития платежеспособного спроса субъектов (одним из которых является само государство в рамках своих функций) |
Сохранение сегментации и неполноты НИС, усиление технологической зависимости экономики от зарубежных производителей
технологий |
Рыночная
радикальная |
Платежеспособный
спрос формирует адекватное предложение |
Финансирование только тех направлений, которые необходимы для реализации функций самого государства | Сокращение государственного сектора | Вероятна ликвидация
Национальной фундаменталь-ной науки и сокращение производства научных кадров |
Институцио-нальная «достройка» | Развитие недостающих
элементов и распространение новых форм |
Государственная поддержка НИС | Усиливается распыление бюджетных ресурсов по множеству существующих и новых направлений | Автоматического
формирования конкурентоспо-собной НИС не произойдет в силу низкого качества ее существующих элементов |
Инновацион-но
активная |
Предложение создает
спрос |
Увеличение расходов на коммерциализацию передовых технологий для быстрого доведения до практически
применимого уровня существующих заделов |
Низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен
отсутствием предложения инновационного продукта |
Невостребован-ность передовых коммерческих технологий |
«Знание-активная» | Акцент смещен на начало инновационного
цикла и на развитие инновационного образования |
1. Интенсивные вложения
в человеческий капитал. 2. «Связка» спроса и предложения и формирование потребностей в различных инновационных институтах |
Создание «инновационного человека», который будет склонен к инновациям и новым знаниям вне зависимости от основной сферы деятельности | Долгосрочная перспектива реализации и получения эффекта |
В табл. 2 представлены основные современные направления инновационной политики зарубежных стран. Каждая страна по-своему определяет, через проведение соответствующей политики государством, направления функционирования и развития национальной инновационной системы.
Таблица 2 – Основные современные направления инновационной политики зарубежных стран
Направление инновационной политики |
Специфика |
Страны |
Оптимизация структуры национальной инновационной системы | Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций | Япония, Норвегия, Индия, Чили |
Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы | США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия | |
Развитие фундаментальных исследований | Великобритания, Швеция, Словения | |
Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны | Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций | США, Финляндия |
Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала | Израиль, Финляндия | |
Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу | Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль | |
Стимулирование инновационной инициативы научного сектора | Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания | |
Интеграция в международные инновационные сети | Комплексная интеграция | Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай |
Технологическая специализация | Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия | |
Налаживание внутренних инновационных сетей | Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере | США, Норвегия, Ирландия |
Стимулирование инициативы национальных регионов | Франция, Германия, Финляндия | |
Формирование национальной инновационной системы | Реструктуризация госсектора науки | Болгария, Польша, Литва |
Инициирование интеграции науки и образования | Латвия, Эстония, Чехия | |
Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу | Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили | |
Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий | Чехия, Румыния, Чили, Турция |
Первоначально авторами данной статьи были сформулированы следующие функции национальной инновационной системы:
- нормативно-правовая – система обеспечивает соблюдение установленных государством норм и правил в сфере инновационной деятельности, а также обратную связь для совершенствования нормативной правовой базы;
- ресурсная – создание условий для оптимального распределения природных, производственных, человеческих и социальных ресурсов между всеми субъектами инновационной деятельности. Материальные и нематериальные ресурсы являются основой инновационной деятельности в рамках национальной экономической системы;
- функция управления знаниями -формирование условий для создания, передачи и хранения знаний – творческого фундамента для инновационного творчества как специфической деятельности, присущей исключительно человеку. Опосредованным действием данной функции является развитие человеческого капитала как основного носителя знаний;
- информационная – поддержка и развитие процессов хранения, передачи и обработки информации как внутри системы (между отдельными элементами, подсистемами и о состоянии системы в целом), так и во взаимодействии национальной инновационной системы с окружающей средой (внешняя конъюнктура, глобальный уровень развития науки и техники, положение в международных процессах);
- организационная – развитие форм и структур институтов и организаций, механизмов их взаимодействия, кооперации и координации деятельности. Данная функция направлена на развитие многообразия элементов национальной инновационной системы и расширение внутрисистемных связей;
- функция конкурентоспособности – обеспечение такого состояния экономической, технологической, организационной и структурной эффективности, которая позволяет национальной инновационной системе быть конкурентоспособной в рамках глобальной инновационной системы. Таким образом обеспечивается активное взаимодействие национальной инновационной системы с внешней средой, направленное на конкретный результат;
- функция динамической самоорганизации и развития – обусловлена протекающими внутри системы инновационными процессами, в частности организационными инновациями, направлена на развитие и перестроение в изменяющихся условиях за счет накопленного внутреннего потенциала. Инновационная природа протекающих в НИС процессов требует постоянной адаптации.
Анализ вышеприведенных функций, а также функций национальной инновационной системы, выделяемых российскими учеными, и детальное изучение теории систем поменяли взгляды авторов.
Внешние функции национальной инновационной системы
Преобразовательная функция, свойственная для созидательных систем, таких как национальная инновационная система, заключается в преобразовании окружающей среды, приведение ее в соответствие со своей сущностью. Преобразовательная функция национальной инновационной системы проявляется в сохранении и увеличении в стоимостном и структурном выражении нематериального капитала национального богатства страны.
Потребительская функция связана с входом (производством) и выходом (потреблением) инновационной продукции (товаров, услуг) и проявляется через инновационный процесс или инновационную деятельность. Для производства инновационной продукции необходимо нахождение и «выращивание» инновационного продукта (товара, услуги) у предпринимателя/предприятия (фирмы), отрасли и т.д. Потребление проявляется через финансы/инвестиции, кадры, окружающую инфраструктуру и т.д. На выходе должны быть субъекты потребления инновационной продукции (товаров, услуг).
Функция поглощения национальной инновационной системы проявляется в ее связи с наднациональными инновационными системами и глобальной инновационной системой. Компании ищут более благоприятную среду для своего производства во всем мире, согласно «новой теории международной торговли» и «новой экономической географии» П. Кругмана. Функция поглощения наиболее явно проявляется через технологические траектории внешней среды, социальное и сетевое взаимодействие, международные торговые соглашения, международные инвестиционные соглашения и т.д.
Адаптивная функция обеспечивает согласование системы с ее окружением, взаимное изменение поведения. В конкретном случае речь идет об «инновационном человеке». Национальная инновационная система должна способствовать расширению возможностей людей через добровольные действия к инновационной деятельности, инновационной активности (донести знания о том «что, как, почему»), а человек должен быть заинтересован в инновационной деятельности, инновационной активности («знать и участвовать»).
Как отмечает академик РАН А.И. Татаркин, «коренные изменения социально-экономической системы в период реформ привели к радикальной трансформации условий протекания мотивационных процессов. Значительная часть предприятий в большей степени ориентируется на стратегию принуждения, используя сильный для современного этапа отрицательный мотив увольнения или безработицы»[76].
Обслуживающая функция национальной инновационной системы проявляется в ее иерархии верхнего уровня по сравнению с:
- классификацией географии инноваций – региональными, межрегиональными, местными инновационными системами;
- функционально-процессной классификацией инноваций;
- классификацией высокотехнологичной и наукоемкой продукции (товаров, услуг).
«Важнейшая роль внутренних функций заключается в том, что они обеспечивают необходимую для внешнего функционирования внутреннюю динамику системы»[77].
Внутренние функции национальной инновационной системы.
Контролирующая функция проявляется в количественной и качественной оценке и учете результатов работы национальной инновационной системы:
- сравнение фактического состояния с поставленными целями (распознавание эпохальных, базисных, улучшающих инноваций и псевдоинноваций);
- проверка соответствия декларируемой (контроль) и осуществляемой (надзор) деятельности установленным законодательным и иным нормативным правовым требованиям;
- недопущение установления монополистического диктата одних участников рынка над другими.
Функция координации и согласования проявляется в:
- согласованных совместных действиях всех составляющих национальной инновационной системы, от идеи инновационного продукта (товара, услуги) до коммерциализации продукта (товара, услуги);
- горизонтальном упорядочении составляющих национальной инновационной системы.
Функция координации доминирует в субъектно-субъектных и объектно-объектных взаимодействиях.
Организационно-распорядительная функция заключается в:
- закреплении за элементами и подсистемами национальной инновационной системы определенных действий и функционала в четко обозначенной последовательности;
- принятии конкретных решений по отдельным объектам национальной инновационной системы;
- регулировании деятельности, позволяющем органу управления обеспечить выполнение поставленных перед ним целей и задач.
Функция субординации (от лат. subordinate – соподчинение) и реордина-ции (от лат. reordination – переподчинение) включает:
- вертикальное упорядочение системы, где один из составляющих элементов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности остальных;
- управленческие процессы во взаимодействии;
- правовое переподчинение частей или элементов одной общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.
Функция субординации доминирует в субъектно-объектных и объектно-субъектных отношениях.
Функция аллокации – эффективное размещение факторов производства в местах, где их применение обеспечит наибольшую отдачу.
Таким образом, на основании проведенного исследования представлено целевое аналитическое определение понятия «национальная инновационная система». В предложенном определении национальной инновационной системы:
1) учтены основополагающие составляющие концепции национальной инновационной системы: теория фирмы, инновационная теория, теория управления знаниями, теория систем, теория институционализма, теория национального богатства, теория национальной экономики;
2) обозначены сложность, открытость и динамизм национальной инновационной системы;
3) указано на то, как используется предмет исследования, для достижения каких целей применяется, на чем базируются выполняемые функции.
Разграничение внешней и внутренней среды национальной инновационной системы позволило сформулировать и обосновать ее внешние и внутренние функции. Внешние функции национальной инновационной системы: преобразовательная, потребительская, поглощения, адаптивная, обслуживающая. Внутренние функции национальной инновационной системы: контролирующая, координации и согласования, организационно-распорядительная, субординации и реординации, аллокации.
[1] Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ //К.: МАУП. – 2003. – Т. 368.
[2] Моргунов Е. В., Снегирев Г. В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание //Собственность и рынок. – 2004. – №. 7. – С. 10-21.
[3] Лапаев С. П. Национальные и региональные инновационные системы: общие черты и особенности //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – №. 8 (157).
[4] Nelson R. R., Rosenberg N. Technical innovation and national systems //National innovation systems: a comparative analysis. Oxford University Press, Oxford. – 1993. – С. 1-18.
[5] Metcalfe S. The economic foundations of technology policy: equilibrium and evolutionary perspectives //Handbook of the economics of innovation and technological change. – 1995. – Т. 446.
[6] Иванова В. В. и др. Национальные инновационные системы в России и ЕС //М.: Центр исслед. проблем развития науки РАН. – 2006.
[7] Моргунов Е. В., Снегирев Г. В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание //Собственность и рынок. – 2004. – №. 7. – С. 10-21.
[8] Шапошникова С. В. Управление различными типами инновационных систем //Инновационный вестник «Регион. – 2008. – №. 4.
[9] Курпаяниди К. И. Некоторые вопросы активизации региональной инновационной деятельности //Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2013. – №. 8. – С. 52.
[10] Абдулаев Ш. С. О., Деневизюк Д. А., Садыкова А. М. Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей //Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – №. 7. – С. 45.
[11] Файзуллоев М.К. Формирование и развитие национальной ин¬новационной системы Республики Таджикистан (методологические подходы и механизм управления): автореф. дис. . д-ра экон. наук. М., 2012.
[12] Edquist C., Lundvall B. A. Comparing the Danish and Swedish systems of innovation //National innovation systems: A comparative analysis. – 1993. – С. 265-298.
[13] Patel P. and Pavitt K. The Nature and Economic Importance of National Innovation Systems // STI Review. No. 14. P.: OECD, 1994.
[14] Feinson St. National Innovation Systems. Overview and Country Cases. CSPO. URL: www.cspo.org/products/rocky/Rock-Vol1-. 1.PDF 2004.
[15] Бабосов Е. М. Формирование и функционирование национальной инновационной системы //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – Т. 23. – №. 5.
[16] Хансевяров, Р. И. Теория и методология формирования инновационной российской экономики: автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 / Р. И. Хансевяров. – СПб., 2013. – 34 с.
[17] Freeman C. Technology policy and economic performance. – Great Britain : Pinter Publishers, 1989. – С. 34.
[18] Niosi J., Saviotti P., Bellon B., Crow M. National Systems of Innovation // Search of a Workable Concept. Technology in Society. 1993. – Т. 15. – №. 2. – С. 207-227.
[19] Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
[20] Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса //Проблемы прогнозирования. – 2005. – №. 2. – С. 118-128.
[21] Голиченко О. Г., Проблемы и задачи прохождения стадий инновационного развития в территориальных системах //Север и рынок. – 2013. – С. 96.
[22] Савина Е.Н. Государственное регулирование национальной инновационной системы: Автореф. дисс… канд. наук. – СПб., 2009. – 22 с.
[23] НТР и мировая политика: учеб. пособие / под ред. А.В. Бирюкова, А.В. Крутских. М.: МГИМО – Университет, 2010.
[24] Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями: учеб. пособие //СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2012.
[25] Лапаев С. П. Национальные и региональные инновационные системы: Общие черты и особенности //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – №. 8 (157).
[26] Касумов Ф.Г., Гусейнова А.Д. Национальная инновационная система и ее информационное обеспечение: учебник //Самара: Изд-во Ас Гард, 2013.
[27] Lundvall B. National innovation systems—analytical concept and development tool //Industry and innovation. – 2007. – Т. 14. – №. 1. – С. 95-119.
Lundvall B. (ed.). National systems of innovation: Toward a theory of innovation and interactive learning. – Anthem Press, 2010. – Т. 2.
[28] Чеботарев Н. Ф. Национальная инновационная система России //Аудит и финансовый анализ. – 2007. – №. 3. – С. 460-469.
[29] Сактоев В.Е., Халтаева С.Р. Инновационная активность российских предприятий: измерители, факты, проблемы //Российское предпринимательство. 2011. № 4 (вып. 2).
[30] Емельянов Ю. С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики России //автореферат дис. док. экон. наук. М. – 2012.
[31] Goto A. Japan’s national innovation system: current status and problems //Oxford Review of Economic Policy. – 2000. – Т. 16. – №. 2. – С. 103-113.
[32] Иванова В. В. и др. Национальные инновационные системы в России и ЕС //М.: Центр исслед. проблем развития науки РАН. – 2006. С.55-59.
[33] Edquist C. Systems of Innovation: Perspectives and Challenges // Fagerberg J., D. Mowery, and R. Nelson (eds). The Oxford Handbook of Innovation. Oxford: Oxford University Press, 2004. Pp. 181-208.
[34] Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного развития //М.: ЗАО «Издательство Экономика». – 2004.
[35] Салимьянова И. Г. Методология и методы развития национальной инновационной системы //Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора эк. наук. Спб.–2011.
[36] Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems—complementarity and economic growth //Research policy. – 2002. – Т. 31. – №. 2. – С. 191-211.
[37] Lundvall B. А. et al. National systems of production, innovation and competence building //Research policy. – 2002. – Т. 31. – №. 2. – С. 213-231.
[38] Lundvall B. Å. National innovation systems—analytical concept and development tool //Industry and innovation. – 2007. – Т. 14. – №. 1. – С. 95-119.
[39] Lundvall В.-A., Gregersen B., Johnson B., Lorenz E. Innovation Systems and Economic Development. Available at: www.ungs.edu.ar/globelics/ wp-content/uploads/2011/12/ID-514-Lundvall-Gregersen-Johnson-Lorenz- What-do-we-know-about-building-sustainable-national-r.pdf
[40] Lundvall B. Å. (ed.). National systems of innovation: Toward a theory of innovation and interactive learning. – Anthem Press, 2010. – Т. 2.
[41] Edquist C. Systems of innovation perspectives and challenges //African Journal of Science, Technology, Innovation and Development. – 2010. – Т. 2. – №. 3. – С. 14-45.
[42] Иванова В. В. и др. Национальные инновационные системы в России и ЕС //М.: Центр исслед. проблем развития науки РАН. – 2006.
[43] Емельянов Ю. С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики России //автореферат дис. док. экон. наук. М. – 2012.
[44] Freeman C. Technology policy and economic performance. – Great Britain : Pinter Publishers, 1989. – С. 34.
[45] Моргунов Е. В., Снегирев Г. В. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание //Собственность и рынок. – 2004. – №. 7. – С. 10-21.
[46] Салимьянова И. Г. Методология и методы развития национальной инновационной системы //Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора эк. наук. Спб.–2011. – 2011.
[47] Metcalfe S. The economic foundations of technology policy: equilibrium and evolutionary perspectives //Handbook of the economics of innovation and technological change. – 1995. – Т. 446.
[48] Чеботарев Н. Ф. Национальная инновационная система России //Аудит и финансовый анализ. – 2007. – №. 3. – С. 460-469.
[49] Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems—complementarity and economic growth //Research policy. – 2002. – Т. 31. – №. 2. – С. 191-211.
[50] Бочко В. С., Анимица Е. Г., Белкин В. Н. Региональные проблемы формирования национальной инновационной системы //Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. – 2004.
[51] Голиченко О. Г. Проблемы и задачи прохождения стадий инновационного развития в территориальных системах //Север и рынок. – 2013. – С. 96.
[52] Савина Е.Л. Государственное регулирование национальной инновационной системы: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2009.
[53] Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управление знаниями: учеб. пособие //СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2012.
[54] Файзуллоев М. К. Формирование и развитие региональной инновационной системы: состояние и проблемы //Тр. Седьмой междунар. научн-практ. конф./РАН ИНИОН. Отв. ред. ЮС Пивоваров. – 2011. – С. 19.
[55] Лапаев С. П. Национальные и региональные инновационные системы: общие черты и особенности //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – №. 8 (157).
[56] Хансевяров Р.И. Теория и методология формирования инновационной российской экономики: автореф. дис. . д-ра экон. наук. СПб., 2013.
[57] Freeman C. Technology policy and economic performance. – Great Britain : Pinter Publishers, 1989. – С. 34.
[58] Freeman C. Continental, national and sub-national innovation systems—complementarity and economic growth //Research policy. – 2002. – Т. 31. – №. 2. – С. 191-211.
[59] Lundvall B. Å. (ed.). National systems of innovation: Toward a theory of innovation and interactive learning. – Anthem Press, 2010. – Т. 2.
[60] Lundvall В.-A., Gregersen B., Johnson B., Lorenz E. Innovation Systems and Economic Development. Available at: www.ungs.edu.ar/globelics/ wp-content/uploads/2011/12/ID-514-Lundvall-Gregersen-Johnson-Lorenz- What-do-we-know-about-building-sustainable-national-r.pdf
[61] Кузык Б. Н. У России один эффективный путь развития-свой. – М. : МГФ” Знание”, 2004.
[62] О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.).
[63] Закон Республики Узбекистан «Об образовании» //Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225; 2013 г., № 41, ст. 543.
[64] Закон Республики Узбекистан «Об обороне» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 5, ст. 80; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2009 г., № 52, ст. 553; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 6, ст. 262.
[65] Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров» //Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 1; 2013 г., № 41, ст. 543.
[66] Концепция национальной инновационной системы: одобрена на заседании комиссии по вопросам ГНТП при Совете Министров Республики Беларусь (протокол № 05/47 пр. от 8 июня 2006 г.).
[67] Об утверждении Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года: Указ Президента Республики Казахстан от 4 июля 2013 г. № 579.
[68] Мусакожоев Ш. Концепция инновационного развития экономики Кыргызстана на период до 2015 г //URL: http://www. analitika. org/article. php. – 2006.
[69] Johnson A. Functions in innovation system approaches //Paper for DRUID’s Nelson-Winter Conference. – 2001.
[70] Hekkert M. P., Negro S. O. Functions of innovation systems as a framework to understand sustainable technological change: Empirical evidence for earlier claims //Technological forecasting and social change. – 2009. – Т. 76. – №. 4. – С. 584-594.
[71] Hekkert M. P. et al. Functions of innovation systems: A new approach for analysing technological change //Technological forecasting and social change. – 2007. – Т. 74. – №. 4. – С. 413-432.
[72] Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 629.
[73] Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ //К.: МАУП. – 2003. – Т. 368.
[74] Афанасьев В. Г. Общество, системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с //Т. Ахенштейн ГИ. – С. 111-116.
[75] Кортов С. В. Моделирование жизненного цикла инноваций на основе теории эволюции //Инновации. – 2005. – №. 1. – С. 60-67.
[76] Татаркин А. И. Инновационные источники пространственного развития Российской Федерации //Инновации. – 2013. – №. 3. – С. 173.
[77] Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ //К.: МАУП. – 2003. – Т. 368.
Библиографический список
- Абдулаев, Ш. С. О., Деневизюк, Д. А., & Садыкова, А. М. (2014). Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей. Региональные проблемы преобразования экономики, (7), 45.
- Бабосов, Е. М. (2012). Формирование и функционирование национальной инновационной системы. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 23(5).
- Бочко, В. С., Анимица, Е. Г., & Белкин, В. Н. (2004). Региональные проблемы формирования национальной инновационной системы. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН.
- Голиченко, О. Г. (2013). Проблемы и задачи прохождения стадий инновационного развития в территориальных системах. Север и рынок, 96.
- Дежина, И. Г., & Салтыков, Б. Г. (2005). Становление российской национальной инновационной системы и развитие малого бизнеса. Проблемы прогнозирования, (2), 118-128.
- Емельянов, Ю. С. (2012). Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики России. автореферат дис. док. экон. наук. М.
- Закон Республики Узбекистан «О национальной программе по подготовке кадров» //Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 1; 2013 г., № 41, ст. 543.
- Закон Республики Узбекистан «Об обороне» // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 5, ст. 80; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2009 г., № 52, ст. 553; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 6, ст. 262
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании» //Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225; 2013 г., № 41, ст. 543.
- Иванов, В. В. (2010). Пространственный подход к формированию национальной инновационной системы1. Инновации, (5).
- Касумов, Ф. Г., & Гусейнова, А. Д. (2011). Роль науки в развитии экономики в условиях глобализации: матер i али III М i жнародноï науково-практичноï конференц i ï „Роль i значення i нновац i йному розвитку економ i ки “, 9–11 листопада 2011.
- (2012) Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 гг.: проект ПРООН «Поддержка в сфере инновационной политики и трансфера технологий».
- Концепция инновационного развития экономики Кыргызстана на период до 2015 г. URL: http://analitika.org/kyrgyzstan/
- Концепция национальной инновационной системы: одобрена на заседании комиссии по вопросам ГНТП при Совете Министров Республики Беларусь (протокол № 05/47 пр. от 8 июня 2006 г.).
- Кортов, С. В. (2005). Моделирование жизненного цикла инноваций на основе теории эволюции. Инновации, (1), 60-67.
- Кузык, Б. Н. (2004). У России один эффективный путь развития-свой. М.: МГФ” Знание”.
- Кузык, Б., & Яковец, Ю. В. (2004). Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика.
- Курпаяниди, К. И. (2013). Некоторые вопросы активизации региональной инновационной деятельности. Новый университет. Серия: Экономика и право, (8), 52.
- ЛАПАЕВ, С. П. (2013). Национальные и региональные инновационные системы: общие черты и особенности. Вестник Оренбургского государственного университета, (8 (157)).
- Моргунов, Е. В., & Снегирев, Г. В. (2004). Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание. Собственность и рынок, (7), 10-21.
- Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации: базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М., 2009. URL: http://old.mon.gov.ru/press/news/6333/.
- Бирюков, А. В., & Зиновьева, Е. С. (2010). Инновационные направления современных международных отношений.
- О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 8 августа 2009 г.).
- Об утверждении Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года: Указ Президента Республики Казахстан от 4 июля 2013 г. № 579.
- Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
- Полтерович, В. М. (2009). Проблема формирования национальной инновационной системы. Журнал Экономика и математические методы (ЭММ), 45(2).
- Проект «Инновационная Россия – 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)». М., 2010. URL: http://www.portalnano.ru/files/692.
- Проект Концепции развития научно-инновационной деятельности в Кыргызской Республике на период до 2020 года. URL: http:// edu.gov.kg/.
- Райзберг Б.А.(2009) Современный социоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М. С. 629.
- САВИНА, Е. Н. (2009). Государственное регулирование национальной инновационной системы (Doctoral dissertation, Санкт-Петербургский государственный университет).
- Сактоев, В. Е., & Халтаева, С. Р. Региональное стратегическое планирование в контексте дефинитивных подходов и специфических особенностей. Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 119.
- Салимьянова, И. Г. (2011). Методология и методы развития национальной инновационной системы. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. доктора эк. наук. Спб.–2011.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года: утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). URL: http://old.mon.gov.ru/work/nti/dok/str/strateg.zip.
- Сурмин, Ю. П. (2003). Теория систем и системный анализ. К.: МАУП, 368.
- Татаркин, А. И. (2013). Инновационные источники пространственного развития Российской Федерации. Инновации, (3), 10-17.
- Трофимова, Л. А. (2012). Т 70 Инновационные подходы к принятию управленческих решений: учебное пособие.
- Файзуллоев М.К.(2012) Формирование и развитие национальной инновационной системы Республики Таджикистан (методологические подходы и механизм управления): автореф. дис. . д-ра экон. наук. М.
- Хансевяров, Р. И. (2012) Теория и методология формирования инновационной российской экономики: автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 / Р. И. Хансевяров. – СПб., 2013. – 34 с.
- Чеботарев, Н. Ф. (2007). Национальная инновационная система России.Аудит и финансовый анализ, (3), 460-469.
- Шапошникова, С. В. (2008). Управление различными типами инновационных систем. Инновационный вестник «Регион, (4), 27-31.
- Edquist C. (2010) Systems of innovation perspectives and challenges //African Journal of Science, Technology, Innovation and Development. – Т. 2. – №. 3. – С. 14-45.
- Edquist C. (2004) Systems of Innovation: Perspectives and Challenges // Fagerberg J., D. Mowery, and R. Nelson (eds). The Oxford Handbook of Innovation. Oxford: Oxford University Press, Pp. 181-208.
- Edquist C., Lundvall B. A. (1993) Comparing the Danish and Swedish systems of innovation //National innovation systems: A comparative analysis. – С. 265-298.
- Feinson St. (2004) National Innovation Systems. Overview and Country Cases. CSPO. URL: http://www.cspo.org/products/rocky/Rock-Vol1-. 1.PDF.
- Freeman C. (2002) Continental, national and sub-national innovation systems—complementarity and economic growth //Research policy. – Т. 31. – №. 2. – С. 191-211.
- Freeman C.(1989) Technology policy and economic performance. – Great Britain : Pinter Publishers – С. 34.
- Goto A. (2000) Japan’s national innovation system: current status and problems //Oxford Review of Economic Policy. – Т. 16. – №. 2. – С. 103-113.
- Hekkert M. P., Negro S. O. (2009) Functions of innovation systems as a framework to understand sustainable technological change: Empirical evidence for earlier claims //Technological forecasting and social change. –Т. 76. – №. 4. – С. 584-594.
- Hekkert M. P. et al. (2007) Functions of innovation systems: A new approach for analysing technological change //Technological forecasting and social change. –Т. 74. – №. 4. – С. 413-432.
- Johnson A. (2001) Functions in innovation system approaches //Paper for DRUID’s Nelson-Winter Conference.
- Lundvall B. (2007) National innovation systems—analytical concept and development tool //Industry and innovation. – 2007. – Т. 14. – №. 1. – С. 95-119.
- Lundvall B. (ed.). (2010) National systems of innovation: Toward a theory of innovation and interactive learning. – Anthem Press. – Т. 2.
- Lundvall В.-A., Gregersen B., Johnson B., Lorenz E. (2011) Innovation Systems and Economic Development. URL: http://www.ungs.edu.ar/globe-lics/wp-content/uploads/2011/12/ID-514-Lundvall-Gregersen-Johnson-Lorenz-What-do-we-know-about-building-sustainable-national-r.pdf.
- Lundvall B.-A., Johnson B., Andersen E.S., Dalum B. (2002) National systems of production, innovation and competence building // Research Policy. № 31. Pp. 213-231. URL: http://infojustice.org/download/ gcongress/dii/lundvall article 2.pdf.
- Metcalfe S. (1995) The economic foundations of technology policy: equilibrium and evolutionary perspectives //Handbook of the economics of innovation and technological change. – 1995. – Т. 446.
- Nelson R. R., Rosenberg N. (1993) Technical innovation and national systems //National innovation systems: a comparative analysis. Oxford University Press, Oxford. – 1993. – С. 1-18.
- Niosi J., Saviotti P., Bellon B., Crow M.(1993) National Systems of Innovation // Search of a Workable Concept. Technology in Society. – Т. 15. – №. 2. – С. 207-227.
- Patel P. and Pavitt K. (1994) The Nature and Economic Importance of National Innovation Systems // STI Review. No. 14. P.: OECD.