Проблема выбросов от автотранспорта с каждым годом становится наиболее болезненной.Возможности использования автомобиля во многом зависят не только от технического ухода, но и от условий хранения и эксплуатации. Сегодня парковка служит неотъемлемым элементом городской инфраструктуры. Так как массовая городская застройка успешно развивается, всё большим спросом пользуются подземные парковки у торговых центров, офисов и жилых домов. В подвальных и цокольных этажах жилых домов и центров допускается устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок с соблюдением условий СанПиН 2.1.2.2645-10[4]. Нехватка парковок не обошла и город Абакан общей площадью 112 км2 и населением 176212 чел., поэтому в новых застраивающихся районах города ведётся разработка именно таких подземныхпарковочных мест.
Преимущества подземных гаражей и стоянок очевидны. Прежде всего, подземные парковки экономят территорию, поскольку размещаются под уже существующими сооружениями. В экологическом отношении, паркинги также имеют преимущества перед наземными стоянками: выброс выхлопных газов автомашин производится лишь через вентиляцию, и в приземном слое концентрация их получается ниже. Тем самым санитарно-гигиенические требования к размещению подземных парковок значительно мягче.
В свою очередь, выбросы в атмосферный воздух поступают не только в момент движения автомобилей, но и в период прогрева двигателя, а так же в период работы его на холостом ходу.
Расчет выделений загрязняющих веществ выполнен в программном комплексе «Автотранспортное предприятие», разработанном Эко – Центром, в соответствии со следующими методическими документами [1-3].
Расчет выполнен для автостоянки закрытого типа, оборудованной средствами подогрева. Одновременно планируется нахождение на автостоянке не менее 22 автомобилей, работающих на разных видах топлива, в том числе бензине, газе и дизельном топливе. Кроме того, при проведении расчетов выбросов учитывали объем двигателя и тип подачи топлива (карбюраторный, инжекторный). Длина пути автотранспорта при въезде и выезде составляет примерно 150 м. Площадь одного парковочного места составляет примерно 24 м2.При проведении расчетов также учитывали время работы двигателя на холостом ходу (при выезде с территории стоянки, при возврате на неё), которое составило не более 1 мин. Согласно методике [2], в проведённых расчётах влияние холодного и переходного периодов года на выбросы загрязняющих веществ для теплой стоянки не учитывалось.
Максимально разовый и годовой выброс загрязняющих веществ, образующийся на парковке, приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика выделений загрязняющих веществ в атмосферу
Загрязняющее вещество |
Максимально разовый выброс, г/с |
Годовой выброс, т/год |
|
код |
наименование |
||
337 |
Углерод диоксид |
0,0780231 |
0,2202147 |
415 |
Углеводороды предельные С1 – С5 |
0,002 |
0,0074971 |
2704 |
Бензин (нефтяной, малосернистый) |
0,0059681 |
0,0144394 |
ИТОГО |
0,0859912 |
0,2550742 |
В ходе исследования проведены замеры фактических выбросов загрязняющих веществ от автомобилей разных марок,работающих на разных видах топлива, года выпуска, а так же пробега и объёма двигателя. Измерения проводились на холодном и прогретом двигателе. Данные об автомобилях приведены в таблице 2.
Таблица 2 –Технические характеристики исследуемых автомобилей
Автомобиль (модель) | Вид топлива | Год выпуска | Пробег, км | Объём двигателя, л |
ВАЗ, Lada Kalina |
АИ – 92 |
2010 |
58 000 |
1,2 |
Honda Civic |
АИ – 95 |
1999 |
297 000 |
1,5 |
Замеры концентраций загрязняющих веществ проводили в непосредственной близости от выхлопной трубы (не далее 10 см). Полученные результаты исследования приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты исследования.
Выбросы |
Холодный двигатель |
Прогретый двигатель |
||||
ВАЗ |
Иномарка |
ПДКсс |
ВАЗ |
Иномарка |
ПДКсс |
|
Углерод диоксид, мг/м3 |
>200 |
>200 |
3 |
>200 |
>200 |
3 |
Углеводороды предельные С1-С5, мг/м3 |
700 |
250 |
300 |
400 |
250 |
300 |
Бензин (нефтяной), мг/м3 |
500 |
400 |
100 |
450 |
350 |
100 |
Как видно из таблицы, наибольший выброс загрязняющих веществ исходит от автомобилей на холодном двигателе, чем на прогретом. Сравнивая значения выбросов в атмосферный воздух от автомобилей отечественного производителя и иностранного, было выявлено, что от легковой техники марки ВАЗ выбросы из выхлопной трубы по элементам «Углеводороды предельные С1 – С5», «Бензин (нефтяной)» выше, чем у заграничного автомобиля.
При проведении замеров на более далеком расстоянии от источника выбросов наблюдается рассеивание загрязняющих веществ, в результате чего их содержание не превышают нормативно-установленные значения ПДКсс.
Вывод: в результате исследования было выявлено, что наибольший выброс в атмосферный
Библиографический список
- Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СПб.:НИИ Атмосфера, 2005. 207 с.
- Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М. 1998. 16 с.
- Дополнения и изменения к Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетным методом). М. 1999. 20 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10″Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.