Традиционная и современная культуры «представляют собой способ мышления, общения» [1, с.12], а также «систему усвоенных общих знаний» [2, с.42], которые сохраняются путем трансляции и «проживания».
«Переход от сельской к городской жизни является основой развития современной культуры» [3, с.102], которая исходит из влияния и контроля, «держится на власти и вещах» [4, с.115], а «не людях и отношениях» [5, с.86]. В современной культуре люди узнают, что «деловая жизнь отдельна от личной» [6, с.73] , что церковь и государство могут быть отдельны друг от друга. Люди учатся раскладывать все по полочкам. В течение недели они могут быть проницательными бизнесменами на конкурентном рынке, где есть счастливые победители и разорившиеся проигравшие, а на выходных – пойти в церковь или храм и попросить прощения за грехи, затем вернуться в понедельник начать все сначала, комментируя происходящее ключевой фразой «ничего личного…».
В традиционной культуре не все так просто – «дело общественной и личной жизни часто то же самое» [7, с.81]. Деловые партнеры, как правило, состоят в родственных отношениях. Традиционная культура имеет «тенденцию оставаться неизменной в течение длительных периодов времени» [8, с.13], это в основном «консервативная система» [9, с.75], сопротивляющаяся переменам. Означает ли это, что новые идеи не включаются? Конечно, нет. Изобретение новшеств в традиционной культуре (например, новые технологии, такие как керамика или лук и стрелы) работают таким же образом, как «генетические мутации» [10, с.78]: происходит что-то необычное. Предпочтения отдаются полезным вещам и идеям, подобно естественному отбору – «что делается лучше, то и становится востребованным» [11, с.52].
В современной культуре все «меняется быстрыми темпами» [12, с.71], предлагаются все новые товары и услуги, широко рекламируемые с целью их реализации. Изменения в современной культуре, приводятся в движение теми же силами, что и в традиционной культуре, только в современной культуре изменения происходят гораздо быстрее.
«Понятие «территории»» [13, с.82], характерное как для традиционной так и для современной культуры – это «место функционирования и существования культуры» [14, с.97]. Для традиционной культуры – это природная среда обитания, потому что человек ощущал себя частью природы, за тысячелетия человеческого существования не нанесено существенного ущерба экосистеме. Наоборот, для современной культуры характерна «власть» человека над природой, манипулирование ею, что провоцирует природные катаклизмы землетрясений, наводнений, пожаров, засух и т.д. «Территорией» человека в современной культуре являются компьютерные виртуальные миры, современные коммуникации, и все больше «искусственная среда обитания» [15, с.72].
В отличие от мудрости поколений, семьи, почитания старших традиционного общества, в современной культуре отдается приоритет молодости, инновациям, знаниям, которые всегда можно получить с помощью гаджетов. Духовные ценности и гуманизм оказываются по ту сторону представлений современной культуры, настоящим же являются дионисийские ценности и идеалы.
Вместе с игрой, беззаботностью, легкостью и комфортом, удовольствием, человек современной культуры представляется незащищенным, одиноким и заброшенным, отрываясь от традиционализма, стремясь к самостоятельности, он становится трагическим героем современности.
Библиографический список
- Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 37. С. 11-15.
- Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-2 (57). С. 41-43.
- Вигель Н.Л. Проблема диалога культур в современности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 100-104.
- Вигель Н.Л. Человек в культуре постмодерна // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 2. С. 114-117.
- Вигель Н.Л. Роль объяснения в понимании иностранного текста при учебном переводе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 85-87.
- Вигель Н.Л. Билингвизм как фактор развития индивидуальных творческих способностей // Инновации в науке. 2014. № 37. С. 72-75.
- Алоян Н.Л. Категория трагедии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. №2. С.80-82.
- Вигель Н.Л. Процесс моделирования языка у монолингвов и билингвов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. № 38. С. 12-15.
- Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 72-79.
- Алоян Н.Л. Свобода и необходимость в древнегреческой трагедии // Философия права. 2008. № 3. С. 77-80.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Одиночество как феномен бытия // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 6. С. 50-53.
- Давидович В.Е., Алоян Н.Л. Значение метафоры в философии Ф.Ницше // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 1. С. 70-73.
- Алоян Н.Л. Древнегреческое трагическое как существенный момент жизни // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 81-84.
- Алоян Н.Л. Мифосимволическая реальность романтизма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6. С. 96-99.
- Алоян Н.Л. Герменевтический аспект обучения в контексте философии культуры: диссертация кандидата философских наук/СКНЦ ВШ. Ростов-н/Д., 1999. -117 с.