МИНИ-ПРОЕКТ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Ботова Елена Александровна1, Ефимова Татьяна Алексеевна1
1ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», студентка 3 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование»

Аннотация
В статье представлены результаты практического исследования проблемы использования проектной деятельности школьников в обучении математике. Показаны примеры организации проектной деятельности учеников 7 класса на факультативных занятиях. Выявлено, что мини-проекты могут быть одной из активных форм вовлечения школьников в творческую деятельность, а, следовательно, и способом развития творческого потенциала ученика в обучении математике.

Ключевые слова: проектная деятельность школьника, творческий потенциал ученика, факультативный курс


THE MINI-PROJECT ON ELECTIVES IN MATHEMATICS AS THE WAY OF DEVELOPMENT OF SEVENTH-GRADERS’ CREATIVE POTENTIAL

Botova Elena Aleksandrovna1, Efimova Tatyana Alekseevna1
1Novosibirsk State Pedagogical University, 3rd year student, Pedagogical education area, Mathematical Education profile

Abstract
Results of practical research of the problem of use of school students’ project activity in teaching mathematics are presented in the article. Examples of the organization of project activity of fifth-graders on electives are shown. It is revealed that mini-projects can be one of active forms of involvement of school students in creative activity, and, therefore, it can be the way of development of creative potential of the pupil in teaching mathematics.

Keywords: creative potential of the pupil, elective course, project activity of the school student


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ботова Е.А., Ефимова Т.А. Мини-проект на факультативных занятиях по математике как способ развития творческого потенциала учащихся 7 класса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62266 (дата обращения: 19.03.2024).

Работа выполнена при поддержке гранта ИФМИЭО НГПУ приказ № 57 от 07.09.2015.

Руководитель проекта: канд. пед. наук, доцент М.В. Таранова

Требования общества к результатам математического образования отраженные в государственных образовательных стандартах (ФГОС) по математике, ставят перед современной школой, помимо задач передачи знаний по математике,  задачи развития творческого потенциала школьников [1;2].  Поэтому, для учительского сообщества, проблемы, связанные с организацией учебного процесса, в котором бы ученик получил возможность приобщиться к математическому творчеству, имеют особую актуальность.

По мнению многих учёных-методистов, практика использования проектного метода в обучении – показала ограниченные возможности этого метода. Эти ограничения связаны с рядом причин. К примеру, общепризнанно, что школьная математика предполагает специально организованную деятельность по решению математических задач. Решение

математических задач – предполагает владение учеником достаточным количеством предметных знаний, и, что очевидно, порой ученику этих знаний не достаточно, для выполнения проекта самостоятельно, где ученик действительно сможет задействовать свой творческий потенциал. То есть, в условиях общеобразовательной школы добиться всеобщего освоения социального опыта проектной деятельности по математике – практически невозможно.

Поэтому перед нами стояла задача, в поиске таких форм творческой деятельности ученика, в которой бы он самостоятельно осуществлял проектную деятельность.

Для решения поставленной задачи нами был разработан план, согласно которому необходимо было раскрыть те закономерности, которые обеспечивают вовлечённость ученика в математическое творчество. Необходимо было выявить: какое влияние может оказать на ученика проектное задание, форма его предъявления, способы выполнения проекта? Далее необходимо было выяснить, на каких учебных занятиях наиболее целесообразно вовлечение школьников в проектную деятельность?

В результате теоретических исследований проблемы использования проектного метода в обучении, практических наблюдений нами было обнаружено, что возрастные особенности детей влияют на раскрытие их творческого потенциала. Работа, в которой участвуют дети, должна вызывать у них интерес. Для учеников подросткового возраста раскрытие их творческого потенциала наилучшим образом происходит в коллективно-распределённой деятельности. Следовательно, проектное задание должно носить коллективный характер.

Далее нас интересовал вопрос о том, в какой форме и на каких занятиях можно организовать проектную деятельность? Для этого мы проанализировали содержание проектной деятельности в теории и методике обучения математике и взяли за основу структуру М.В. Тарановой.

Структура состоит из нескольких блоков (теория; приложения теории; проблемы, которые содержит теория; история возникновения понятий теории; ошибки, которые допускаются при использовании теории; исследование теории, её приложений, ошибок и пр.). В каждом блоке разработана система проектных заданий. Например. Блок теории имеет целью систематизации математического знания. Следовательно, проектные задания формулируются в терминах «узнать», «привести пример» и т.д.  [3]. Очевидно, что в зависимости от возможностей и желаний школьника можно организовать продвижение ученика по разным направлениям. Подобное решение проблемы позволило нам индивидуализировать процесс творческого развития ученика.  Вопрос о месте проектной деятельности школьников при обучении их математике, решался нами на основе наблюдений за деятельностью школьников, как на уроке, так и на факультативных занятиях.  В частности, мы наблюдали, что ученики с большим желанием выполняют проектные задания во время факультативных занятий.

В частности, в рамках факультативных занятий для учащихся 7-х классов была реализована идея создания мини-сборника задач по темам данного курса. Было принято решение разделить класс на пять групп по интересам. Деление класса на группы  способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству, взаимообмену мнениями и  принятию общего решения. Такое задание носило не только математический характер, но и творческий. Ребята предложили назвать мини-проект «Книжка-малышка». Школьники разрабатывали мини-сборник на протяжении полугодия, подбирая задачи и составляя их самостоятельно. На начальном этапе каждый участник группы должен был принести по несколько задач на каждую тему. В дальнейшем учащиеся разделили между собой обязанности по оформлению «Книжки-малышки». По окончанию работы над мини-проектом каждая группа представляла свой сборник, при этом указывая вклад каждого члена группы.

Ни одна из работ не была похожа на другую, задачи были не только базового уровня, но и повышенной сложности. Сборники были использованы на занятиях для пятого класса, на которых ребята проявляли глубокий интерес к заданиям и предлагали свои идеи для решения.

Итак. Развитие творческого потенциала семиклассников наилучшим образом происходит, если: учитывать возрастные особенности учеников; использовать в обучении проектные задания, которые носят коллективно-распределительный характер и соответствуют структуре, представленной в [3]; наибольшего эффекта в развитии творческого потенциала школьника  проектные задания достигают, если они даются на факультативных занятиях по материалу, которых на них изучается.


Библиографический список
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/odv/reference-sour … _total.pdf
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов ]. — М.: Просвещение, 2011. — 540 с. — (Стандарты Второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
  3. Таранова М.В. и др. Индивидуальная образовательная траектория, как способ реализации вариативности в образовании // Современные проблемы математики и естественнонаучного знания: материалы международной научной конференции (Коряжма, 15 – 18 сентября 2014 г.) / сост. И.В. Кузнецова, С.А. Тихомиров, И.В. Харитонова: Сев. (Арктич.) федер. ун-т, им. М.В. Ломоносова. – Коряжма: ООО «Редакция газеты «Успешная», 2014. – 231 с. С. 141-144.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ботова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация