Работа выполнена при поддержке гранта ИФМИЭО НГПУ приказ № 57 от 07.09.2015.
Руководитель проекта: канд. пед. наук, доцент М.В. Таранова
Требования общества к результатам математического образования отраженные в государственных образовательных стандартах (ФГОС) по математике, ставят перед современной школой, помимо задач передачи знаний по математике, задачи развития творческого потенциала школьников [1;2]. Поэтому, для учительского сообщества, проблемы, связанные с организацией учебного процесса, в котором бы ученик получил возможность приобщиться к математическому творчеству, имеют особую актуальность.
По мнению многих учёных-методистов, практика использования проектного метода в обучении – показала ограниченные возможности этого метода. Эти ограничения связаны с рядом причин. К примеру, общепризнанно, что школьная математика предполагает специально организованную деятельность по решению математических задач. Решение
математических задач – предполагает владение учеником достаточным количеством предметных знаний, и, что очевидно, порой ученику этих знаний не достаточно, для выполнения проекта самостоятельно, где ученик действительно сможет задействовать свой творческий потенциал. То есть, в условиях общеобразовательной школы добиться всеобщего освоения социального опыта проектной деятельности по математике – практически невозможно.
Поэтому перед нами стояла задача, в поиске таких форм творческой деятельности ученика, в которой бы он самостоятельно осуществлял проектную деятельность.
Для решения поставленной задачи нами был разработан план, согласно которому необходимо было раскрыть те закономерности, которые обеспечивают вовлечённость ученика в математическое творчество. Необходимо было выявить: какое влияние может оказать на ученика проектное задание, форма его предъявления, способы выполнения проекта? Далее необходимо было выяснить, на каких учебных занятиях наиболее целесообразно вовлечение школьников в проектную деятельность?
В результате теоретических исследований проблемы использования проектного метода в обучении, практических наблюдений нами было обнаружено, что возрастные особенности детей влияют на раскрытие их творческого потенциала. Работа, в которой участвуют дети, должна вызывать у них интерес. Для учеников подросткового возраста раскрытие их творческого потенциала наилучшим образом происходит в коллективно-распределённой деятельности. Следовательно, проектное задание должно носить коллективный характер.
Далее нас интересовал вопрос о том, в какой форме и на каких занятиях можно организовать проектную деятельность? Для этого мы проанализировали содержание проектной деятельности в теории и методике обучения математике и взяли за основу структуру М.В. Тарановой.
Структура состоит из нескольких блоков (теория; приложения теории; проблемы, которые содержит теория; история возникновения понятий теории; ошибки, которые допускаются при использовании теории; исследование теории, её приложений, ошибок и пр.). В каждом блоке разработана система проектных заданий. Например. Блок теории имеет целью систематизации математического знания. Следовательно, проектные задания формулируются в терминах «узнать», «привести пример» и т.д. [3]. Очевидно, что в зависимости от возможностей и желаний школьника можно организовать продвижение ученика по разным направлениям. Подобное решение проблемы позволило нам индивидуализировать процесс творческого развития ученика. Вопрос о месте проектной деятельности школьников при обучении их математике, решался нами на основе наблюдений за деятельностью школьников, как на уроке, так и на факультативных занятиях. В частности, мы наблюдали, что ученики с большим желанием выполняют проектные задания во время факультативных занятий.
В частности, в рамках факультативных занятий для учащихся 7-х классов была реализована идея создания мини-сборника задач по темам данного курса. Было принято решение разделить класс на пять групп по интересам. Деление класса на группы способствует развитию коммуникативных навыков, сотрудничеству, взаимообмену мнениями и принятию общего решения. Такое задание носило не только математический характер, но и творческий. Ребята предложили назвать мини-проект «Книжка-малышка». Школьники разрабатывали мини-сборник на протяжении полугодия, подбирая задачи и составляя их самостоятельно. На начальном этапе каждый участник группы должен был принести по несколько задач на каждую тему. В дальнейшем учащиеся разделили между собой обязанности по оформлению «Книжки-малышки». По окончанию работы над мини-проектом каждая группа представляла свой сборник, при этом указывая вклад каждого члена группы.
Ни одна из работ не была похожа на другую, задачи были не только базового уровня, но и повышенной сложности. Сборники были использованы на занятиях для пятого класса, на которых ребята проявляли глубокий интерес к заданиям и предлагали свои идеи для решения.
Итак. Развитие творческого потенциала семиклассников наилучшим образом происходит, если: учитывать возрастные особенности учеников; использовать в обучении проектные задания, которые носят коллективно-распределительный характер и соответствуют структуре, представленной в [3]; наибольшего эффекта в развитии творческого потенциала школьника проектные задания достигают, если они даются на факультативных занятиях по материалу, которых на них изучается.
Библиографический список
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smolin.ru/odv/reference-sour … _total.pdf
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов ]. — М.: Просвещение, 2011. — 540 с. — (Стандарты Второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
- Таранова М.В. и др. Индивидуальная образовательная траектория, как способ реализации вариативности в образовании // Современные проблемы математики и естественнонаучного знания: материалы международной научной конференции (Коряжма, 15 – 18 сентября 2014 г.) / сост. И.В. Кузнецова, С.А. Тихомиров, И.В. Харитонова: Сев. (Арктич.) федер. ун-т, им. М.В. Ломоносова. – Коряжма: ООО «Редакция газеты «Успешная», 2014. – 231 с. С. 141-144.
Количество просмотров публикации: Please wait