МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Герб Александра Сергеевна1, Тыняная Яна Андреевна1
1ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», студентка 3 курса, направление «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование»

Аннотация
В статье представлены методические условия разработки факультатива по математике для учеников 5-х классов, с целью развития их математических способностей, показана важность проведения факультативных занятий для развития математических способностей учащихся пятого класса.

Ключевые слова: математические способности, факультативный курс


MATHEMATICAL SKILLS DEVELOPMENTAL TECHNIQUE FOR FIFTH-GRADERS ON ELECTIVES

Gerb Aleksandra Sergeyevna1, Tynyanaya Yana Andreevna1
1Novosibirsk State Pedagogical University, 3rd year student, Pedagogical education area, Mathematical Education profile

Abstract
Methodical conditions of development of an elective on mathematics for fifth-graders, for the purpose of development of their mathematical skills are presented in the article; importance of carrying out electives for development of fifth-graders’ mathematical skills is shown.

Keywords: elective course, mathematical skills


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Герб А.С., Тыняная Я.А. Методика развития математических способностей учащихся 5 классов на факультативных занятиях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62265 (дата обращения: 18.04.2024).

Статья написана при поддержке гранта ИФМИЭО НГПУ приказ № 57 от 07.09.2015. Руководитель проекта: канд. пед. наук, доцент М.В. Таранова

Современное общество, ставит перед математическим образованием школьников задачу развития их математических способностей: развивать умение воспринимать математический материал, логически мыслить, обобщать и анализировать полученную информацию, находить различные варианты решения задач, легко перестраивать направленность мыслительного процесса,  представлять пространственные фигуры и т.д.[1,2]. Очевидно, что эти универсальные учебные умения  формируются, а затем развиваются только в условиях специально организованного обучения школьников математике, на основе их индивидуальных способностей. И эти способности, могут не получить должного развития, остаться невостребованными, если ученику не представится возможность их использовать в процессе обучения.

Следовательно, задача развития математических способностей школьников ставит перед учителем задачу совершенствования процесса обучения, в котором бы ученик приобретал не только знания по школьному курсу математики, но и, осваивая предметные знания, совершенствовал бы

свои математические способности. В свою очередь, задача поиска эффективных методик организации процесса развития, требует ответа на вопросы, о том что можно понимать под развитием математических способностей; какие приёмы и способы обучения оказывают наибольшее влияние на развитие способностей учеников?

Под математическими способностями учащегося можно понимать их индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения обучающимся математикой как учебным предметом (относительно быстрое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики).

Следовательно, если ученик ранее не проявлявший себя, начинает быстро схватывать учебный материал, интересуется решением задач повышенного уровня сложности, проявляет нестандартный подход в решении типовой задачи, начинает с лёгкостью использовать изученный метод в нестандартной ситуации, то его математические способности были задействованы в процессе обучения и получили этапное развитие.

Бесспорно, что на развитие математических способностей школьников влияют и возрастные особенности учеников. Учащиеся пятого класса подходят к рубежу подросткового возраста, у них начинают формироваться способности к рассуждению и сравнению, к обобщению, способность сделать вывод. Характерной особенностью учеников этого возраста является интенсивное развитие произвольной памяти, развитие способности логически обрабатывать информацию и запоминать ее, внимание становится более собранным, начитает проявляться способность к критическим рассуждениям, умозаключениям – у подростка появляется своя точка зрения, которую он старается отстоять. Поэтому, для развития математических способностей школьников необходимо создавать такие учебные ситуации, в которых было бы необходимо рассуждать, сравнивать, критически оценивать, доказывать верность решения и пр.

Очевидно, что на основных уроках математики выявить и развить математические способности только заданиями из учебников очень сложно,  поэтому необходимы дополнительные занятия, увлекательные математические задачи и задания, способствующие развитию не только способностей, но и интереса к предмету.

Вышесказанное, позволяет сформулировать условия развития математических способностей школьников: 1) систематическое вовлечение учащихся в процесс обсуждения решения задачи, решение логических задач, решение задач, требующих творческого подхода (в частности к таким задачам относятся задачи на разрезание), решение задач на поиск закономерностей, решение задач с избыточными и недостающими данными и пр.; 2)использование активных методов обучения (деловая игра, творческие задания, математические соревнования и пр.);   3)использование приёмов активизирующих внимание, развитие памяти, развитие умений рассуждать, сравнивать, критически оценивать и пр.

В соответствии с выявленными условиями, отбирались методы развития способностей при обучении математике.

Одним из способов организации процесса развития способностей при обучении математике, может быть факультативный курс.

Факультативное занятие – это форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая направлена на расширение и углубление знаний школьников по учебным дисциплинам в соответствии с их требованиями, возможностями и влечениями, повышение активности их познавательной деятельности.

Для проведения факультативных занятий нами были разработаны несколько элективных курсов. Выбор каждого курса был обоснован методическими условиями. Например, элективный курс «Приёмы решения задач повышенного уровня трудности» содержал:  приём обратного хода, приём уравновешивания предметов,  метод полного перебора и т. д.

Каждый приём изучается на математических задачах (на переливание, на разрезание и пр.) и, что особенно важно, и чем собственно наш курс отличается от других, это то, что задачи и их типы рассматриваются не как цель – научиться решать именно эти задачи, а в контексте того приёма, который изучается.

Форма проведения занятий выстраивалась в соответствии с целями и задачами занятия: занятие – соревнование, занятие – отчёт о творческом задании, занятие – игра и т.д. Каждая из форм нами апробирована и откорректирована, выявлены наиболее приемлемые формы проведения обучающих, закрепляющих, обобщающих и пр. занятий. Так, например, заключительное занятие уместно проводить в игровой форме. В качестве основы мы взяли игру “Своя игра”. Ученики были поделены на несколько команд и решали предложенные задачи не индивидуально, а группой. Были подобраны задачи на применение различных приемов и методов, которые были рассмотрены в рамках проведенных занятий. Школьникам было интересно работать в нетрадиционной форме, они активно принимали участие и показали высокий уровень знаний пройденных тем в течение всей игры.

Результаты развития способностей нами оценивались по проявлениям интереса учеников к занятиям (выполняет или нет домашнее задание – его можно было выполнять по желанию ученика, пользуется ли дополнительной литературой, как быстро справляется с задачами, предлагаемыми на занятиях). Так мы отметили, что в классе проявились лидеры в решении задач повышенного уровня сложности – 5%, появились ученики, проявляющие интерес к решению задач, пытающиеся найти подобные задачи в других источниках – 45%, составляющие задачи самостоятельно – 33%, решающие задачи намного быстрее, придумывающие свой ход решения, отличный от того, который предлагали  их одноклассники -7%.

Подводя итог можно отметить, что одним из эффективных способов развития математических способностей учеников 5 классов – является факультативный курс. Построение факультативного курса необходимо проводить в соответствии с теми методическими условиями, которые выделяет учитель в зависимости от целей его использования.


Библиографический список
  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения .Основная школа / [сост. Е.С. Савинов ]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты Второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (режим доступа: http://window.edu.ru/resource/594/75594/files/Programma_5_9.pdf)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Герб Александра Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация