С 1 января 2014 года в обязательном порядке в школы страны были введены электронные журналы и электронные дневники, которые должны заменить обычные журналы и дневники.
На сегодняшний день имеется большое количество сервисов предназначенных для школ. Но, возникает ряд вопросов, которые ставят в затруднительное положение многие школы страны. Какой сервис выбрать для своей школы? Какой сервис будет удобен для использования не только преподавателям, а так же ученикам и родителям?
Для начала определимся с тем, что же такое электронный журнал. Электронный журнал – это новейшая система учета успеваемости для школ. Прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их ежедневную работу, а электронный дневник школьника – удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой.
Как было сказано выше, сейчас имеется огромный выбор систем, которые помогут автоматизировать образовательный процесс и убрать часть бумажной работы.
Для анализа было выбрано несколько программных продуктов, используемых в образовании: «Дневник.ру», «ЭлЖур», «Сетевой Город. Образование».
1. Общие сведения.
«Сетевой Город. Образование» — это автоматизированная информационная система, соединяющаяся в единую информационную сеть образовательных организации всех типов и органы управления образованием в пределах муниципального образования.
«Сетевой Город. Образование» — это модульная система, которая включает в себя следующие модули:
- «Дошкольная образовательная организация»;
- «Общеобразовательная организация»;
- «Организация дополнительного образования»;
- «Профессиональная образовательная организация»
- «Начальное и среднее профессиональное образование»;
- «Школьное питание»
АИС «Сетевой Город. Образование» – платная система. Стоимость данного программного продукта определяется в индивидуальном порядке для каждой учебной организации. Факторы влияющие на цену продукта можно посмотреть на официальном сайте [1].
«Дневник.ру» – ведущая ИТ-компания Санкт-Петербурга, разработчик решений и единой электронной среды для учителей, учеников и их родителей, администрации образовательных организаций, а также представителей органов исполнительной власти [2].
«Дневник.ру» — это модульная система, которая включает в себя разделения на такие модули как:
- Преподавателям
- Родителям
- Учащимся
- Госорганам
АИС «Дневник.ру» — бесплатная система.
«ЭлЖур» – электронный классный журнал для школы – это новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений [3].
«ЭлЖур» — модульная система, которая включает в себя следующие модули:
- Бесплатный электронный журнал – АИС «ЭлЖур»
- Система для работы администрации – АРМ «Завуч»
- Модуль для подготовки печатных форм аттестатов
- Бесплатный электронный дневник ЭлЖур
- Родительский контроль
АИС «ЭлЖур» — бесплатная система.
2. Сравнительная таблица основных функций
Таблица 1 – сравнение АИС
Критерий |
«Сетевой Город. Образование» |
«Дневник.ру» |
«ЭлЖур» |
Расписание |
+ |
+ |
+ |
Оценки |
+ |
+ |
+ |
Домашнее задание |
+ |
+ |
+ |
Бесплатное использование |
- |
+ |
+ |
Отчеты |
+ |
+ |
+ |
Сообщения |
+ |
+ |
+ |
Мобильный сервис |
+ |
+ |
+ |
Портфолио |
- |
+ |
+ |
Сервис для родителей |
+ |
+ |
+ |
Техническая поддержка |
+ |
+ |
+ |
Отслеживания активности работы с сервисом по каждому ученику |
- |
+ |
+ |
История изменения оценок |
- |
- |
+ |
Индивидуальное расписание |
- |
- |
+ |
Формирование аттестатов |
- |
- |
+ |
Из анализа систем можно сделать такие выводы:
1. Каждая система имеет индивидуальный набор функций.
2. Если для школы нужна система, которая могла бы следить не только за успеваемостью, тогда лучше воспользоваться АИС «Сетевой Город. Образование». Данная система хоть и платная, но при этом имеет большое количество модулей, которые помогут автоматизировать и другие аспекты деятельности школы.
3. Исходя из сравнительной таблицы, то наиболее функциональной системой является «ЭлЖур», а затем идет система «Дневник.ру». Данные системы подойдут школам, которые не нуждаются в большом количестве модулей, а так же хотят сэкономить на внедрении системы.
Общие вопросы использования информационных систем в образовании рассматривались в работах И.Н.Мовчан [6,7], А.М. Агдавлетовой [4,5], И.Ю. Ефимовой [8,9] и др. Частные методики обучения и проектирования уроков в различных предметах выделялись Ю.С. Лактионовой [10], И.Д. Белоусовой [11-14] и другими [15-17]. Различные аспекты применения теории и методики обучения в педагогической практике преподавания освещались М.В. Махмутовой [18-20].
Библиографический список
- Сайт компании «ИРТех». https://netschool.chel-edu.ru“>URL:https://netschool.chel-edu.ru (дата обращения: 8.01.2016).
- Сайт компании Дневник.ру . URL: https://dnevnik.ru (дата обращения: 8.01.2016).
- Сайт Электронный журнал ЭлЖур http://eljur.ru (дата обращения: 8.01.2016).
- Агдавлетова А.М., Инашвили С.Я. Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки школьников в области информатики и ИКТ // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6-1 (46). С. 75-78.
- Агдавлетова А.М. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов / П.Н. Кандина, А.А. Дубовских, А.М. Агдавлетова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 682-684.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111
- Ефимова И.Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика» : дис. … канд. пед. наук / Ефимова И.Ю., Магнитогорский ГУ. – Магнитогорск, 2003, – 182 с.
- Гусева Е.Н. Информатика : учебное пособие (3-е издание, стереотипное) / Е.Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан, Л.А. Савельева – М.: Флинта, 2011. – 260 с.
- Лактионова Ю.С. Реализация в образовательном процессе учебно-дидактических комплексов развивающего обучения информатике//Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2. С. 163-165.
- Гузаева М.Ю. Развитие творческих способностей учащихся старших классов посредством элективного курса «Легоконструироввание»: учебно-методическое пособие / М.Ю. Гузаева, И.Д. Белоусова, Т.Е.Климова. – Магнитогорск: МаГУ, 2008.- 80 с.
- Саранцева Д.А. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса / Д.А. Саранцева, И.Д. Белоусова // В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. Томск, 2015. С. 761-763.
- Белоусова И.Д. Модель методики преподавания курса «Информационные системы и технологии» бакалаврам прикладной информатики/ И.Д. Белоусова, А.С. Брылева //Сборник научных трудов Sworld. -2013. Т. 27. -№ 4. -С. 74-77.
- Белоусова И.Д. Реализация профессиональных образовательных программ с использованием технологий электронного обучения // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 599-601
- Егоркина Т.А. SEO оптимизация сайта медиа-группы «ЗНАК» / Т.А. Егоркина, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева / Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 (20). С. 3.
- Новикова Т.Б. Подготовка будущего учителя к использованию новых информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения / Т.Б. Новикова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2009.
- Давлеткиреева Л.З., Махмутова М.В. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза / Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2012. № 8. С. 118-128.
- Махмутова М.В. Организация воспитательной и профориентационной работы со студентами направления «Прикладная информатика» в процессе организации и контроля учебных и производственных практик / М.В. Махмутова, И.Д. Белоусова, А.М. Агдавлетова. – Актуальные проблемы современной науки, техники и образования, 2015. Т. 2. № 1. С. 152-155.
- Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения//Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». №2.Т.2. 2007. С.8-12
- Махмутов Г.Р., Махмутова М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалистов в вузе»//Вестник компьютерных и информационных технологий. М.: Издательский дом «Спектр». 2010. № 8. С. 52-56.