Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результаты образования, как раз рассматривающиеся на основе деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Цель нашего исследования – формирование предметных действий на уроках биологии на деятельностной основе.
Анализ литературы по проблеме формирования предметных действий учащихся на уроках биологии показал, что система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней выделяют опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся, прежде всего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. Опорная система знаний определяется с учётом их значимости для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижения большинством обучающихся.
Исследование проходило в Ростовской санаторной школе интернате №28, с учащимися 6 классов, обучающихся по учебнику Сухоруковой Л.Н. «Биология. Сферы». Результатом нашего исследования стали разработанные уроки биологии с учётом требования ФГОС, включающие лабораторные работы. При выполнении лабораторных работ важно было для обучающихся составить инструктивную карту с пошаговыми действиями. Для этого в инструкцию вносили задания построенные на деятельностной основе. Инструкция начиналась с внимательного прочтения название самой лабораторной работы и знакомство с ее целью; затем предлагалась инструкция по работе с теоретической частью работы, где при необходимости можно было обратиться к тексту соответствующего параграфа учебника; проверить наличие оборудования для проведения данной работы; изучить этапы выполнения работы и их последовательность. Рекомендации по выполнению лабораторной работы начинаются с осмысления пошаговых действий, и в конце работы при формулировании вывода есть особое указание – еще раз прочитать название лабораторной работы и ее цель. Затем учащиеся оформляли лабораторную работу в тетради.
Лабораторные работы планировали проводить в реальном режиме времени индивидуально каждым учащимся или парами,(рис.2), а виртуальные показывали на этапе обобщения и закрепления знаний (рис.1). Применение индивидуальных лабораторных работ на уроках биологии повысило заинтересованность учащихся при их выполнении, отслеживалась степень самостоятельности ученического труда, что в свою очередь способствовало развитию умений работать с источником знаний, а также формирование специальных и общеучебных умений и навыков[1].
При конструировании урока были учтены рекомендации по построению технологической карты, обозначены универсальные учебные действия (УУД) на каждом этапе, урок строился в соответствии с требованиями к современному уроку. В исследовании использовали “Конструктор урока биологии «Сферы»” издательства «Просвещение». Опыт применения данной технологии представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока на деятельностной основе. Конструктор применялся на уроках биологии в 6-8 классах, выбор классов связан с наличием разработанных конструкторов для основной школы издательство[2].
В эксперименте участвовало 20 обучающихся 6-х классов.
Разработанный алгоритм деятельности по применению технологии “Конструктор урока биологии” использовали при моделировании уроков биологии. Использовали обязательное обозначение основных разделов урока в конструкторе, в соответствии с планом урока собирали ресурсы для урока, дополняя их своими разработками и комментариями к каждому слайду. Их комбинация зависела от возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся. Структурирование всех приемов в “Конструкторе” позволяло моделировать различные уроки для одной параллели. Конспект урока также создавали в оболочке конструктора и дополняли его своими материалами и комментариями[3].
В процессе исследования установлено, что учащиеся экспериментального класса получили навыки работы со схемами и рисунками, выше уровень самостоятельности учащихся в овладении знаниями, лучше развиты навыки работы с источником информации, выполняют творческие задания. В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы» конструктор уроков, который в дальнейшем планируется использовать в следующем учебном году в 7- 8 классах[4].
На первом этапе эксперимента были опрошены 20 учащихся 6-а класса . Анкетирование включало ответы на ряд вопросов. Так на один из вопросов: “Ваше отношение к уроку биология с использованием конструктора с мультимедийным приложением?” 60% от общего числа учащихся ответили, что проявляют повышенный интерес к такому уроку биологии и считают его увлекательным. 30% учащихся проявляют обычное (среднее) отношение, у 10% учащихся отсутствует интерес к предмету, но не проявляется отрицательного отношения к такому уроку биологии и к предъявляемым требованиям учителя.
Была изучена успеваемость учащихся 6а класса по четвертям. Из представленных данных видно, что динамика качества обучения по четвертям возрастает . А также видно, что успеваемость тоже увеличивается . Таким образом, можно говорить о существенном влиянии новой формы обучения на качество и успеваемость в обучении в 6-ом классе .
Анализируя оценки по четвертям, следует отметить, что ученики значительно повысили свой результат, в конце года у учащихся 6 класса, повысился уровень знаний по биологии. Увеличилось число учеников, имеющих оценки «4» и «5», уменьшилось число учеников имеющих оценку «3».
В процессе исследования выявлены средства, методы и организационные формы обучения, реализующие деятельностный подход. Урок с использованием технологии конструктора уроков обеспечивает учителя информационным и методическим сопровождением, становится инструментом профессионального мастерства. В процессе эксперимента получены следующие результаты: организация процесса обучения биологии с информационным и методическим сопровождением, использование педагогических технологий способствует повышению уровня мотивации изучения биологии (96% учащихся 96% дали положительный ответ на вопрос, «нравится ли изучать предмет, 93% и 83%, проявили желание продолжать обучение биологии). Повышение интереса к биологии привело к повышению качества знаний учащихся, при этом наблюдается позитивная динамика среднего показателя качества знаний учащихся экспериментального класса.
В результате данного эксперимента получен ценный педагогический опыт по работе с УМК «Сферы» и технологией конструктор уроков, который в дальнейшем будет использован в следующем учебном году при обучении биологии в 7-8 классах.
Библиографический список
- Тихонова Н.П. Деятельностный подход в проведении лабораторных работ по биологии.Фестиваль педагогических идей.URL. http://festival.1september.ru/articles/103942/ (дата обращения 22. 12. 2015)
- Конструктор уроков. УМК “Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс.Сайт издательства «Просвещение». URL. http://www.spheres.ru/biology/about/171/2374/ (дата обращения 19. 12. 2015)
- Спирина Е.Б. Деятельностная модель урока биологии в условиях ФГОС: проектирование и анализ. URL .http://gigabaza.ru/doc/33018.html (дата обращения 22. 12. 2015)
- Данилов А. Как собрать занятие с конструктором уроков по физике и биологии. Сайт издательства «Просвещение». URL .http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=28052 (дата обращения 20. 12. 2015)