Понятие реструктуризации чаще всего применяется к предприятиям. Его суть в изменении структуры бизнеса и формирующих его элементов. Реструктуризация направлена на совершенствование управленческой и хозяйственной системы бизнеса, повышение рыночной стоимости бизнеса, устранение неликвидных средств производства [1,c.405].
Рыночная стоимость бизнеса является показателем эффективности его функционирования, а также демонстрирует текущее состояние дел и прогнозирует будущие результаты деятельности. На рыночной стоимости отражаются следующие обстоятельства:
- снижение платежеспособности предприятия;
- спад рентабельности производства;
- появление инвестиционных рисков;
- ослабление конкурентоспособности.
Таким образом, рыночная стоимость становится важнейшим элементом управления. Большинство значимых хозяйственных решений на предприятии направлены на ее увеличение [1,c.35].
От чего зависит рыночная стоимость бизнеса
Факторы, влияющие на рост ликвидности производства, бывают внешними и внутренними. Внутренние факторы основаны на анализе источников, формирующих финансовый поток, в ходе инвестиционной, финансовой и операционной деятельности объекта.
Внешние факторы формируются за счет трех направлений реструктуризации: стратегического, реорганизации банкротства и реорганизации во избежание враждебного поглощения.
Оценка стоимости объекта в целях реструктуризации предусматривает оценку «здесь и сейчас». Она базируется на данных о состоянии бизнеса в данный момент [2,c.12].
Методы, используемые для оценки рыночной стоимости. Для установления стоимости предприятия экономисты используют три метода:
- затратный. Деятельность по оценке конкретных групп активов,
исходя из стоимости бизнеса на текущий момент. Оценка активов определяет цену, по которой можно приобрести или продать аналогичные средства производства. Этот метод позволяет выяснить реальную стоимость предприятия, т.е. разницу между суммой действительных активов и кредитных обязательств. При затратном методе оценочной базой выступает баланс фирмы по состоянию на текущую дату. Некоторые статьи баланса оцениваются с учетом износа и восстановительной стоимости. У затратного метода имеется существенный недостаток – отсутствие связей с будущими и настоящими результатами деятельности [3,c.26].
- Метод дисконтирования денежных потоков. В данном случае цена является одноразовым расходом, который должен окупиться суммой будущих доходов. Этот способ оценки основывается на приведении стоимости платежей, совершенных в разное время, к стоимости на данный момент. Оценка прибыльности таким методом основывается на будущих дисконтированных платежах и исходит из определенных сведений о будущем: уровня инфляции, изменения цен, наличие возможных инвестиций, ухудшение условий окружающей среды и т.д. Метод дисконтирования денежных потоков требует составления плана доходов и расходов на 5-7 лет вперед. По нему затраты и прибыль разных периодов приводятся к моменту оценивания посредством дисконтной ставки (показатель приведения разновременных величин к данному моменту) [2,c.35].
- Метод рыночного сравнения. В ходе его реализации оцениваются факторы, определяющие прибыльность предприятия путем сравнения стоимости с подобными ему субъектами. Сопоставляемые субъекты должны иметь сходные условия труда, типы, производства, близкое месторасположение и одинаковый уровень общественной полезности. Недостаток сравнительного подхода в том, что его реализация возможно в отношении небольшого числа предприятий [4,c.100].
Для оценки по данному методу необходимо изучить данные о последних продажах аналогичного или сравнимого имущества. В виду того, что двух одинаковых предприятий не существует, данные о предприятиях корректируются в соответствии с объектом оценки.
Библиографический список
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 720с.
- Глен М. Десмонд, Ричард Э. Келии. Руководство по оценке бизнеса. – М.: РОО, 2002.
- Таль Г.К. и др. Оценка предприятий: Доходный подход / Таль Г.К., Григорьев В.В., Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. – М., 2000.
- Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятий (бизнеса): Учебное пособие. – Новосибирск: НГТУ, 2003. – 128 с.