В силу сложившихся геополитических проблем в России, которые повлекли за собой экономический, политический, социальный кризисы, возникли тенденции к увеличению правонарушений. Подобные кризисы в социуме порождают тенденцию к снижению нравственных, правовых ценностей, что приводит к дисбалансу правопорядка в обществе. Рост материального неблагополучия, социального неравенства на фоне растущего уровня безработицы неизбежно накладывает негативный отпечаток на понятие «успешность» в социуме. Подростки острее всех остальных возрастных групп принимают подобные негативные изменения в социуме. Как правило, это приводит к повышению уровня криминализации в кругу подростков. Чтобы понять, как повлиять на молодежную среду с целью профилактики правонарушений, необходимо изначально изучить факторы, которые способствуют криминализации подростков. Актуальность изучения факторов криминализации подростков обусловлена еще и тем, что с каждым годом уровень международного терроризма растет с угрожающей скоростью и ряды террористических организаций в основном пополняются подростками.
Профилактика правонарушений имеет системный территориальный подход и в Красноярском крае ведется на достаточно высоком уровне. По состоянию на 2014 год в Красноярском крае функционирует более 5 тыс. клубных формирований для детей и подростков, на базе общеобразовательных организаций действуют 596 физкультурно-спортивных клубов, на территории районов города Красноярска. Существуют центры помощи семьи и детям, молодёжные центры по месту жительства, огромное количество программ направленных на работу с подростками, находящимися в социально-опасном положении (далее СОП) и в трудной жизненной ситуации (далее ТЖС), финансируемые из средств городского и краевого бюджета. В молодёжных центрах города Красноярска реализуется проект «Ювенальная служба», в школьный учебный процесс внедряется и реализуется с помощью обученных специалистов из числа преподавательского состава технология медиации в рамках службы школьной медиации. Не смотря на это, в крае 312 тыс. семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается 456,9 тыс. детей; 2,5 тыс. семей с признаками социально опасного положения, сотрудниками полиции зарегистрировано 597 преступлений, совершенных 558 несовершеннолетними жителями Красноярского края.
На основании анализа понятий «трудная жизненная ситуация» и «социально опасное положение» закрепленных в 120 – ФЗ от 24.06.1999 и 195 – ФЗ 10.12.1995 г., мы можем заметить чёткое разграничение категорий, в которых несовершеннолетний уже совершил противоправное деяние и ситуация, при которой складываются обстоятельства способствующие совершению противоправных действий подростком.
Целью данной статья является выявление факторов, влияющих на формирование криминализации личности несовершеннолетнего.
Одним из видов работ с несовершеннолетними в Красноярском крае и городе Красноярске относящимися к категории СОП и ТЖС проводится под руководством Никитиной Н.А. заведующей отделения социальной работы, старшего преподавателя кафедры криминологии и деликтологии СФУ в рамках проекта «Ювенальная служба». В работах Зверевой Н.А., Жигинас Н.В. рассмотрены актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современном обществе.
Вырастая принадлежащим самому себе и улице, подросток нередко попадает в криминальную среду и не может ей противостоять в силу комфортности нахождения в таких условиях. Преступления и правонарушения совершаемые подростками в основном носят групповой характер. Наиболее распространенные преступления среди подростков – кражи, грабежи и угоны транспортного средства без цели хищения группой лиц по предварительному сговору. В связи с возможностью примирения сторон согласно ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ в которой говорится, что примирение сторон возможно за преступления небольшой и средней тяжести при условии, что виновное лицо загладило причиненный вред. Несовершеннолетние, в отношении которых уголовное преследование заканчивается с формулировкой в постановлении суда «прекратить в связи с примирением сторон» устойчиво складывается впечатление безнаказанности. Семья, в которой воспитывается такой подросток, зачастую сама не осознаёт опасность и серьёзность преступного деяния. Попадая на учёт комиссии по делам несовершеннолетних, подросток становится изгоем в классе, а то и во всей школе. На него навешиваются «ярлыки», с которыми возможно первое время он будет не согласен, но как только подросток понимает, что он не может с этим справиться, он начинает вести себя согласно «ярлыку», ему начинает нравиться быть плохим, ведь это проще. Вокруг появляются друзья, которые всегда готовы поддержать и помочь совершить преступление, они такие же как и этот подросток, которого не понимают все вокруг. Подростков делинквентов (от лат. delinguens-правонарушитель) – субъектов, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия, директора школ стараются перевести в другие учебные заведения или вовсе на домашнюю форму обучения. Родители не готовы принять ответственность по воспитанию социально опасного подростка, пренебрегая своими социальными ролями. Как правило, после постановки на учёт в инспекцию ПДН, по их мнению родителей, подростком должны заниматься школа, полиция, социальная защита и другие субъекты профилактики. Чувствуя ненужность и непонимание, мы получаем озлобленного, агрессивно настроенного подростка. Отстраняясь от общества и объединяясь с единомышленниками, мы получаем устойчивые преступные группы. Немаловажное значение в формировании криминальной личности играет фактор возможности общения с лицами, ранее отбывавшими наказание. При общении с данной категорией можно заметить, как тесно внедрились в их жизнь криминальные понятия, о которых подростки готовы не только слушать, но и придерживаться. Находящиеся подростки в группе «риска» воспринимают таких личностей как авторитетных взрослых, при этом теряется личное «Я».
Личность формируется под воздействием различных факторов, начиная перинатальным периодом, заканчивая внутренним пониманием и осознанием своего Я. С рождения ребёнок формируется под влиянием своей семьи. Он копирует элементы межличностных отношений с родителей, сталкивается с трудностями детско – родительских отношений, начинает наиболее яро отстаивать свою точку зрения в подростковом периоде, делит на «чёрное» и «белое», различает «своих» и «чужих», желает выделиться и доказать, что он личность.
Понятие теории личности рассматривали И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов.
По теории И.С. Кона личностью признается человеческий индивид как член общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
Б.Г. Ананьев утверждает, что личность – субъект общественного поведения и коммуникации.
А.В. Петровский считает, личностью является человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
Проанализировав научную литературу можно отметить, что понятие «личности» схоже с «Феноменальным Я». Оно возникает не сразу, не автоматически при рождении человека, а в сложном процессе развития самого субъекта.
Под влиянием общества оказывающего воздействие на субъект, главную роль играет Я – концепция. Только с устойчиво сформировавшимся самосознанием, индивид гармонично может коммуницировать с обществом, воспринимать своё положение в нём.
Можно выделить несколько форм Я – концепции (англ. self-concept): Я – идеальное, Я – реальное, (И.С. Кон), воплощенное Я и невоплощенное Я (Р. Лэнг, 2003), фальшивое Я (В.В. Столин), фантастическое Я (А.А. Налчаджан, 2004).
Одним из способов формирования положительной личности в подростковом возрасте, является включение его в социально – одобряемую деятельность. На практике мы можем столкнуться с тем, что подростки с отклоняющимся поведением не участвуют в общешкольных мероприятиях по причине изгоя не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителей. Немаловажную роль в жизни подростка играет положительное отношение к нему со стороны авторитетного взрослого, чаще всего им может оказаться учитель, так как значительную часть времени под вниманием взрослых подросток проводит именно в учебном заведении. Высокий уровень неуспеваемости, большое количество пропусков, дисгармонизация детско – родительских отношений данные факторы требуют особого внимания не только со стороны психолога и социального педагога, но и каждого педагога в отдельности для формирования положительной Я- концепции личности.
Библиографический список
- Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. На 10 июня 2010 г. М. Экспо, 2010.-144с.
- Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации (без бланков процесс. док.): По состоянию на 1 февраля 2006 года. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. – 271 с.
- Чернышева Е.В. «Особенности Я – концепции личности осуждённых», 2005 г.
- Овчинникова Г.Г. «Социально – психологическая адаптация как фактор становлеия Я – концепции подростков», 1997 г.
- Правительство красноярского края Распоряжение от 15 июня 2015 года № 519-р «об утверждении региональной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2015 – 2017 годы».
- Краткий психологический словарь – Ростов – на Дону: “Феникс”. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”
- Зверева Н.А., Жигинас Н.В. «актуальные вопросы нравственного воспитания девиантных подростков в современном обществе: постановка проблемы», вестник ТГПУ. 2013. 4 (132)